ФАРАОНОВ КОМПЛЕКС БАШКИР-БАШИ



       “Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение. Когда же придатком к идиотству является властность, то дело ограждения общества значительно усложняется».

М.Е.Салтыков-Щедрин.
«История одного города».


       Кажется, про злосчастное Юмагузинское водохранилище сказано уже все - в десятках статей, радио- и телепередач, в сотнях страниц критических заключений различных федеральных ведомств и депутатских запросов. Прояснены многие аспекты опасностей этого строительства. В пух и прах разбиты все аргументы властей в защиту этой стройки. Тем непонятней упрямство и страсть нынешнего башкирского руководства, продолжающего стройку с упорством маньяка. Это уже, видимо, патология.
       Обратившись к истории, можно вспомнить, что многие азиатские владыки страдали болезнью, которая носит название «фараонов комплекс». Навязчивая идея во что бы то ни стало увековечить свое имя, «свою эпоху» заставляла египетских фараонов воздвигать гигантские пирамиды, римских императоров - срывать горы и сооружать искусственные озера, советских генсеков - поворачивать сибирские реки в Среднюю Азию и строить опять-таки гигантские плотины.
       Великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» оставил великолепный психологический портрет такого, обуреваемого великими планами «преобразователя природы» - градоначальника Угрюм-Бурчеева:        «Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживаемого уздою и не угрожаемого непрерывным представлением о возможности наказания на деле. Однажды возбужденное, оно сбрасывает с себя всякое иго действительности и начинает рисовать своему обладателю предприятия самые грандиозные”.        Мысль о хоть каком-нибудь «грандиозном предприятии» созрела у президентского окружения сразу после переизбрания Рахимова на второй срок в 1998 году. Послушное Госсобрание отменило запрет на строительство, который был принят старым Верховным Советом республики еще в начале 90-х. Кабинет Министров сделал все необходимые распоряжения, и уже зимой 1999 года стройка началась. Президентская воля была обозначена, а все остальное, как-то - возражения ученых, протесты местного населения и защитников природы, отсутствие государственной экологической экспертизы и четкого плана финансирования работ, - все это представлялось властям несущественным по сравнению с величием их новой миссии.        “Два одинаково великих подвига предстояли ему - разрушить город и устранить реку. Средства для исполнения второго представлялись ему неясно и сбивчиво. Он был не технолог, не инженер. Но он был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою, можно покорить мир».

(«История одного города»).


       Год за годом, невзирая на протесты экологов со всех концов России, не обращая внимания на тревожные выводы ученых, на протесты местного, коренного башкирского населения, республиканские власти упорно продолжали строить плотину. Срок окончательного перекрытия русла Белой неоднократно переносился из-за постоянно возникавших сложностей. Уже в начале нынешнего года спешно было принято решение провести дополнительный комплекс работ по укреплению плотины. И так - на каждом году строительства.
       Все последние годы стройку сопровождала глухая атмосфера замалчивания любых связанных с ней проблем. Республиканская пресса трубила лишь о напряженном труде строителей и о выгодах, которые принесет водохранилище. Любые мнения, отклики населения, которые шли вразрез с официальной точкой зрения, власти встречали в штыки. В редакциях газет, теле- и радиоканалов скопились сотни и тысячи обращений людей, несогласных со строительством водохранилища. Ни один такой отклик не был опубликован в официальной прессе.
       В начале нынешнего лета башкирские СМИ торжественно оповестили страну и мир, что строительство водохранилища близко к завершению. На помпезную церемонию направления Белой по новому руслу собралось все республиканское руководство во главе с президентом.
       Как говорится дальше у классика,
       «…наконец, вожделенная минута наступила. Созвавши будочников, он привел их к берегу реки. Отмерил шагами пространство, указал глазами на течение и ясным голосом произнес: «От сих мест до сих!»…
       …«Гони!» - скомандовал он будочникам, вскидывая глазами на колышущуюся толпу. Борьба с природой восприняла свое начало».

(«История одного города»).

       Природа, бывает, жестоко мстит за себя новоявленным преобразователям. Добро бы только они сами страдали от своих глупостей. Но инициаторы опасной авантюры сидят в Уфе, в уютных и безопасных кабинетах, подставляя под удар ни в чем неповинных людей, живущих в местностях близ строящегося водохранилища.
       Самая главная опасность, по мнению многих ученых и экспертов, состоит в том, что плотина посажена на тектонический разлом, а большие подземные пространства под плотиной и вокруг нее сплошь испещрены карстом и рыхлым известняком. По мнению специалистов, все работы по дополнительному укреплению плотины ни к чему не приведут: буры при работах просто проваливаются; закачиваемый цементный раствор не в состоянии залить все полости и дыры.
       Немало спелеологов убеждено, что подземные пространства под Юмагузинской плотиной и урочищем Кутук-Сумган в Бурзянском районе соединены системой подземных рек.
       При такой ситуации строительство водохранилища и бессмысленно, и опасно. Из-за совершенной непредсказуемости поведения обводненных подземных почв, из-за полной неизвестности, когда может “заговорить” тектонический разлом, все это представляется опасной и преступной авантюрой. Любой подземный толчок или смещение почв может привести к катастрофе.
       Еще в 2000 году в заключении российской Главгосэкспертизы было указано: “Проектируемый гидроузел представляет собой технически сложный, потенциально опасный объект, который может являться источником угрозы катастрофического затопления”.
       “Раздался треск, свист и какое-то громадное клокотание. Затем все смолкло. Река на минуту остановилась и тихо-тихо начала разливаться по луговой стороне. К вечеру разлив был до того велик, что не было видно пределов его. Вода, между тем, все прибывала и прибывала.
       Откуда-то слышался гул. Казалось, что рушатся целые деревни и там раздаются вопли, стоны и проклятия. Плыли по воде стога сена, плоты, обломки изб и, достигнув плотины, сбивались в кучу в одном месте”.

(«История одного города»).

       В случае прорыва юмагузинской плотины катастрофа будет куда сильнее, чем описал классик. По оценке ученых, если в плотине высотой 60 метров образуется брешь, по реке ринется мощный поток воды объемом почти в кубический километр; высота волны может превысить 20 метров. В течение одних суток будут затоплены 84 населенных пункта, в том числе и города Мелеуз, Стерлитамак, Салават и Ишимбай с их нефтехимическими производственными мощностями.
       Самое поразительное, что обо всем этом прекрасно знают в республиканском Министерстве чрезвычайных ситуаций, где есть даже специально составленная карта катастрофических последствий возможного прорыва плотины.
       Вот мнение эксперта российского отделения «Гринпис» Михаила Крейндлина:
       - По существующим нормативам, этот объект относится к первому классу опасности. То есть, в принципе, прямого запрета на строительство нет, но везде в документах указывается, что это очень опасно. И на самом деле, поведение плотины совершенно непредсказуемо, потому что там везде закарстованные породы, есть вероятность перетекания по карстовым полостям воды из этого водохранилища в существующее Нугушское, которое находится в соседней долине, на притоке реки Белой, и никто этого не отрицает.
       Данное водохранилище уже один раз начинали строить в 1985-86 годах, но в 1990 году это было прекращено на основании заключения Государственной экологической экспертизы Госкомприроды СССР. Там была очень мощная комиссия, и специалисты тогда еще рассчитали, что все расчеты по нехватке воды абсолютно завышены. Причем это было еще в 1989-90 годах, когда промышленность работала на полную мощность.
       В нынешнем году, после летнего, так называемого предварительного перекрытия республиканские власти через подвластную ей прессу объявили, что окончательно русло реки будет перекрыто следующей весной и тогда же начнется заполнение водохранилища.
       Известный башкирский эколог Борис Павлов считает, что время и возможности предотвратить беду еще есть:
       - Я, конечно, не думаю, что строители и заказчики так просто сдадутся, ведь их поддерживает - хотя бы своим молчанием правительство Российской Федерации. Оно же молчит?! Тем более, что строительство ведется на особо охраняемой территории - это же вопиющее нарушение закона! А правительство Российской Федерации молчит, то есть как бы поощряет это беззаконие. К тому же, совершенно непонятно, почему - опять-таки в нарушение законодательства - российский Минфин частично финансирует стройку, не имея при том положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Что бы это значило?
        И тут есть два варианта. Конечно, они могут-таки плотину построить, и катастрофа может произойти не сразу, а постепенно. Но если Генеральная прокуратура, и президент Российской Федерации Путин, и премьер-министр Касьянов вмешаются, то что-то можно будет изменить. Водохранилище ведь не до конца еще построено. Можно и нужно провести рекультивацию поврежденных почв, со временем вырастить новые леса. А плотина пусть останется, образно говоря, как памятник современным варварам. Как музей экологических преступников мирового масштаба.
       Единственно что - слишком уж дорого обходится создание такого музея. В строительство плотины и водохранилища уже вложено около 6,5 миллиардов рублей. Это не считая уже нанесенного экологического ущерба, который оценивается в 5 миллионов долларов. Каков же будет ущерб природе и людям в результате возможной катастрофы, никто подсчитать не берется.
       И все же есть еще время спасти Белую-Агидель, спасти заповедники и природные памятники. Есть возможность уберечь от беды людей.
       И есть предоставляемый на будущих выборах шанс - оградить, наконец, общество от произвола властного идиотизма.

Валерий СТРЕЛЬЦОВ.

Используются технологии uCoz