ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА


АЛЕКСАНДР АРИНИН,
лидер гражданского движения «Равноправие»:

"ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ ОБЩЕСТВА"


       Власть всегда, а особенно тогда, когда над ней нет общественного контроля, ведет себя безответственно, поддается коррупции, стремится необоснованно расширить полномочия, подчинить граждан своим интересам, зачастую прибегая при этом к нарушению законов и насилию над людьми. Поэтому общество не может полностью передоверить власти всю заботу о сохранении свободы и прав своих членов.
       Власть - это инструмент, предназначенный для защиты и обслуживания граждан. И этот инструмент должен быть под контролем общества, так как граждане не должны зависеть от мировоззрения сменяющихся политических лидеров. Общество должно быть уверено, что главная его ценность - права и свободы человека - будут уважаться и соблюдаться всегда, независимо от смены высшего руководства. Вот почему граждане должны иметь надежные инструменты влияния на власть.
       Главный способ обеспечить подконтрольность власти - это сделать ее информационно прозрачной, открытой для общества. Именно закрытость, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.
       Поэтому важнейшая задача сегодня - сделать власть информационно открытой. И надо смело идти этим путем, «ибо известно, что нет ничего сокровенного, что не открылось бы и тайного, что не стало бы узнано».
       Для обеспечения информационной прозрачности необходимо создать в Интернете сайты всех ветвей и уровней власти для размещения информации об их деятельности, принимаемых ими решениях и их исполняемости.
       Соблюдение этих норм позволит впервые создать качественно новую среду во взаимоотношениях личности, общества и власти в Башкирии. Для правового обеспечения этого важнейшего процесса новому президенту республики необходимо внести в Государственное Собрание законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов власти, органов местного самоуправления». Принятие данного законопроекта обяжет все властные учреждения сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности.
       Так, на сайтах исполнительной власти должна размещаться вся информация о ее деятельности. Важно подчеркнуть, что все принимаемые решения, в том числе коллегиальные, должны иметь автора, то есть ответственное лицо, которое эти решения подготовило и утвердило. Это позволит гражданам и общественности контролировать действия исполнительной власти.
       Все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования, размещения их в Интернете и соответствующих информационных источниках. Это позволит журналистам, общественным организациям, профессиональным союзам, бизнес-структурам и другим заинтересованным гражданам иметь необходимую информацию для доведения ее до массового читателя, зрителя и радиослушателя. Так, если налогоплательщик будет знать, кто отвечает за какую сферу деятельности, а самое главное - насколько эффективно расходуются из бюджетов различных уровней (республиканского, городского, районного, сельского) его налоги, то, несомненно, чиновники и должностные лица будут значительно ответственнее и компетентнее работать. Главный смысл информационной прозрачности в деятельности исполнительной власти - чиновника должно быть видно. Тогда он будет ответственен, законопослушен, компетентен, честен и эффективен в служении народу.
       Если говорить об информационной открытости законодательных органов власти, то закон должен обязать Госсобрание республики, представительные органы местного самоуправления размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию поименного голосования депутатов.
       В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ибо ответственной может быть только та общественная деятельность, которая информационно открыта, а значит предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов Госсобрания и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества.
       Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. Закон должен обязать все судебные органы различных уровней размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будет способствовать эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля обязательно включаются институты гражданского общества, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, средства массовой информации.
       Так как от эффективности работы судебной власти зависит, будет в нашей республике верховенствовать право или нет. Здесь выбор невелик. Либо законность для всех, либо беззаконие чиновника. Есть законность - значит соблюдаются права и свободы человека, работает сильная и конкурентоспособная экономика, обеспечивающая рост благосостояния людей, укрепляется безопасность и правопорядок общества. Нет законности - есть бюрократический произвол, безответственность, коррупция и воровство власти, теневая и слабая экономика, бедность и нищета граждан, преступность и социальные потрясения.
       Информационная прозрачность есть важнейший инструмент контроля граждан над деятельностью исполнительной, законодательной и судебной власти. Поэтому очень важно установить, что руководители и должностные лица, нарушающие порядок предоставления информации, должны нести за это ответственность.

Сергей МИТРОХИН,
заместитель председателя Российской Демократической партии "Яблоко", депутат Госдумы РФ:

"ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - ДЕМОНТАЖ КЛАНОВОЙ СИСТЕМЫ"


       Хочу поприветствовать вас от имени Российской Демократической партии “Яблоко” и ее лидера Григория Явлинского, который просил передать вам самый искренний привет. Я считаю, что ваш сегодняшний форум исключительно важен для республики, которая, с моей точки зрения, переживает переломный момент, когда действительно появляется шанс изменить жизнь к лучшему, и если не окончательно ликвидировать, то нанести существенный удар по кланово-олигархической системе, сложившейся в республике, о которой так подробно здесь говорил Александр Николаевич Аринин. По сути дела вы в Башкирии находитесь на переднем крае борьбы с этой системой, поскольку у вас она сформировалась наиболее одиозным образом. Хотя, безусловно, мы сталкиваемся с ней и на федеральном уровне. Одной из центральных политических задач партии “Яблоко” мы считаем демонтаж этой системы. В России она сформировалась, потому что в первой половине 90-х г. г. в результате непродуманных, вульгарных и во многом корыстных реформ к власти пришли кланово-монополистические группировки, связанные с сырьевыми ресурсами и монополиями. Они очень прочно обосновались в руководстве, и теперь диктуют основной политический курс развития государства, контролируют власть - президентские структуры, парламент, правительство, которое принимает ключевые решения. К сожалению, они идут вразрез с интересами общества. Александр Николаевич ярко обрисовал, как это происходит у вас. В стране - то же самое. Вы знаете, что это за решения и как они проходят через Госдуму. Я могу напомнить о них. Это ввоз в Россию ядерных отходов и превращение ее в международную помойку. Или повышение ввозных пошлин на иномарки без наличия каких-либо осязаемых проектов развития отечественной автомобильной промышленности. Заморожены пошлины на вывоз сырьевых ресурсов. Опять-таки это выгодно нефтяным олигархам. Таким образом, если мы рассмотрим всю деятельность нашего правительства и власти, мы увидим, что принимаются решения, сужающие перспективы развития страны и ограничи
       вающие рост благосостояния ее граждан.
       Монополии пришли к власти не для того, чтобы дать дорогу своим конкурентам - малому и среднему бизнесу, несырьевым отраслям промышленности, таким, как жилищное строительство, машиностроение, высокие технологии, которые могут принести стране реальный экономический рост. Вот все это не нужно монополистам, поскольку на подъем этих сфер нужно тратить деньги. Видеть же в этих сферах потенциальных конкурентов монополисты тоже не хотят. С другой стороны, они не хотят делиться своими доходами и с обществом. Не в их интересах повышение уровня пенсий и зарплат бюджетников в стране. Им не нужно образование, а без него Россия не сможет стать конкурентоспособной страной на международной арене. Поэтому все, что связано с перспективами развития государства находится в жалком состоянии. Делается это совершенно осознанно.
       Есть такие субъекты в правительстве, которые не хотят этого. Как, например, господин Починок. Он для того и нанят специально, чтобы держать некоммерческие отрасли в черном теле, на грани выживания - не дать им окончательно развалиться, но и не позволить оторваться хотя бы на миллиметр от того уровня, на котором они сейчас находятся. Неслучайно правительство периодически урезает финансирование образования, пытается взвалить это бремя на регионы. Отсюда вытекают те решения, которые были приняты недавно в жилищно-коммунальной сфере.
       Мы активно противостояли в Госдуме форсированному переходу к стопроцентной оплате за эти услуги. Однако российский парламент в апреле принял такой закон, а в мае он был подписан президентом. Смысл его - как можно быстрее ликвидировать дотации в ЖКХ и переложить его финансирование на население. “Яблоко” очень активно и резко боролось против этого закона. Мы понимали, что последствия будут плачевными не только для населения, но и для целых регионов - как депрессивных, так и среднеразвитых. Да и самому ЖКХ этот закон сулит в перспективе большие проблемы.
       Наша партия активно участвует в принятии законопроектов по местному самоуправлению. В Башкирии его просто нет. Надеюсь, что в ближайшее время положение изменится. В настоящее время готовится новая редакция закона о местном самоуправлении. В ее адрес уже звучит много критических замечаний. Но я считаю, что для вашей республики принятие такого закона станет благом, потому что этот закон действительно обязывает избирать власть. В таком виде закон станет альтернативой тем настроениям, которые господствовали в обществе еще два года назад, когда вообще хотели ликвидировать местное самоуправление и низвести его до уровня подъездов.

Сергей Кузнецов,
главный редактор газеты "Отечество":

"РАССКАЖЕМ ВСЮ ПРАВДУ"


       В нашем обществе при том режиме власти, который сложился в республике за последние 10-13 лет мы как-то отвыкли от свободной прессы и свободного слова. Если в начале 90-х годов общественные организации и частные лица имели право выпускать свободные независимые газеты, а средства массовой информации выражали различные точки зрения, то чем крепче становился режим М. Рахимова, тем меньше оставалось демократических свобод и в том числе свободы слова и свободы печати. Происходило это у всех на глазах. Вплоть до нынешнего года независимой была одна газета «Отечество», которая приходила непосредственно в республику. Правда, достигалось это сложным путем. Вы знаете - были различные репрессии против газеты. В конце концов ее вышвырнули за пределы республики. И тем не менее «Отечество» выходило, выходит и будет выходить. Оказывается, даже при таком суровом режиме, если люди хотят что-то сделать и верят в правоту этого дела, они могут горы свернуть и ничто их не остановит. В этом плане и все наши демократические организации прошли нелегкий путь - общественное объединение «Русь», татарские организации, региональное отделение партии «Яблоко». Не так было просто стать этим организациям на ноги, проявить себя.
       Все делается собственными силами. Я надеюсь, что предстоящие выборы в Государственную Думу и президента республики дают нам еще одну возможность показать свою возросшую силу, умение и настойчивость в достижении поставленных целей. Думаю, что газета “Отечество” продолжит вносить вклад в эту работу. Сегодня обстановка немного изменилась - режим Рахимова сильно пошатнулся. Уже в прошлом году башкирские власти были вынуждены внести поправки в конституцию республики, привести многие ее положения в соответствие с положениями российской Конституции и федеральными законами, ослабло сегодня вмешательство МВД и правоохранительных органов, которые раньше без всякого стеснения душили любую оппозиционную мысль, любую организацию.
       Сегодня режим проигрывает и суды, терпит поражения и в идеологической работе. Вы замечаете, что теперь выходит много газет. Одни специально созданы под выборы и занимаются только этим, другие когда-то уже существовали и теперь вновь возобновили свою деятельность. Это только увеличивает нашу силу и, несмотря на политическую конкуренцию, все мы работаем ради одной цели - чтобы этого режима в республике не было. Сегодня “Отечество” выходит тиражом 600 тысяч экземпляров. В агитационный период на выборах депутатов Госдумы и президента республики мы планируем увеличить тираж и выходить чаще - так, чтобы газет хватило всем. В этом плане просьба ко всем собравшимся - посмотреть резервы, определить, до каких населенных пунктов не доходит газета, сколько для этого нужно людей. Наша задача - дойти практически до каждой деревни.

Александр Иванченко,
директор Института независимых выборов

"РОССИЯ БОГАТА ЛЮДЬМИ, УМОМ, ТРАДИЦИЯМИ И ДЕМОКРАТИЕЙ"


       Я послушал сегодня Александра Николаевича Аринина и понял, что в нашей стране и наших регионах есть сильные, достойные и опытные бойцы, которые профессионально и серьезно говорят о демократии. Мы только-только строим правовое государство, которого у нас пока нет. Я бы искренне желал, чтобы и парламентские, и президентские выборы состоялись, и была бы высокая явка и достойные кандидаты. Российский народ, равно как и избиратели, живущие в Башкирии, разберутся в предвыборной сумятице и изберут тех кандидатов, которых они реально знают.
       Выборы в России - это всегда очень сложно. Пока преждевременно говорить о честных, свободных, открытых и альтернативных выборах. По нынешнему действующему законодательству Россия - демократическое государство с республиканской формой правления. Она не является ни президентской, ни парламентской, ни губернаторской. Так почему же никто не говорит, что мы живем в РЕСПУБЛИКЕ? Да потому, что гражданин при таком устройстве - партнер государства, равный ему по своему удельному весу. И пока граждане, получившие демократические права и свободы, не научатся ими пользоваться и отстаивать их, мы никогда не будем жить в свободной стране.
       Я вам откровенно скажу, нужно докатиться, чтобы так зарегулировать работу СМИ, как это было сделано в последней редакции законов о СМИ. Ведь это единственный канал прямой и обратной связи граждан, власти и общества. Сейчас они не могут давать оценку деловым, моральным и этическим качествам кандидата. Только сами кандидаты из средств своего избирательного фонда могут агитировать за себя любимых. Ну а стоит нам появиться на экране и сказать, что-то негативное в их адрес - все, в отношении редактора тут же последуют штрафные санкции вплоть до приостановления выхода СМИ до окончания кампании.
       По моему мнению, в вашей республике действует та же избирательная система, что и в Российской Федерации в целом после того, как на федеральном уровне приняты поправки в закон “О гарантиях избирательных прав граждан и праве на участие в референдуме”. Моя общая оценка предвыборной ситуации в Башкирии такова - несмотря на излишние бюрократизм, административный ресурс, излишнюю заорганизованность есть условия и возможности для проведения альтернативных и состязательных выборах. Я даю такую оценку исходя из тех позиций, что у людей есть активное избирательное право, и они могут им пользоваться. Конечно, весь медийный ресурс на стороне власти. Но в 1989 году в стране было то же самое. У власти было все, но не было поддержки людей, и это привело к развалу целого государства уже через два года. Так что ответственность за государственность лежит на ее гражданах, и у них есть право менять власть, которая не отвечает их нуждам и потребностям. Нужно помочь людям реализовать это право. Если исполнительная власть бездействует, это должны делать общественные и независимые СМИ. Я с оптимизмом смотрю на предстоящие в вашей республике выборы, и у меня есть примеры по целому ряду других регионов, когда власть, не отвечавшая запросам людей, утратила их поддержку. Теряют поддержку военные, олигархи. Для людей не осталось незамеченным, кто губернатор Чукотки.
       Если же говорить о радикальных способах воздействия, то избирательное законодательство нужно менять, менять статус самих избирательных комиссий. Мы создавали их как общественные органы. Но они сейчас попали в зависимость от исполнительной власти. На эту избирательную кампанию с комиссиями придется работать в том виде, в каком они сейчас существуют.
       С ротацией власти необходимо поменять законодательство, вернуть избирательным комиссиям общественный статус и вывести их из-под контроля исполнительной власти и, в первую очередь, правоохранительных органов. Одним наскоком на власть этого обуха не перешибешь.
       За последние 10-15 лет альтернативных выборов у нас большой прогресс. Однако наши чиновники так и не излечились от кресельной болезни. А у избирателя есть право на смену власти и общественный контроль над избирательными комиссиями и СМИ. Конечно, можно прислать военных, стянуть милицию на участок и заставить их отдавать под козырек губернатору, когда он будет голосовать. Но разве это контроль? Только общество может контролировать власть. Других рецептов нет. Откуда бы не приезжали в Россию международные наблюдатели, они никогда не станут защищать наши права. Заработают деньги и вернутся к своим детям. Нам нельзя быть зависимыми от чужого хлеба, машин, чужой идеологии и технологий. Мы сами творцы и должны самостоятельно создавать политические институты. В России для этого есть все. Она богата людьми, умом, традициями и демократией.

Хасан ИДИЯТУЛЛИН,
фермер,
Иглинский район:

"ЭКСПЕРИМЕНТ ЖИЗНЕННЫЙ И ФЕРМЕРСКИЙ"


       В 1991 году, когда еще был СССР, я работал директором Улу-Телякского совхоза в Иглинском районе. Мы тогда решили - имущество совхоза, как когда-то незаконно раскулаченное, незаконно отобранное у людей - вернуть им на правах собственности. Вернуть, в том числе, и земельные паи. Это было начало нашего большого эксперимента.
       Власть имущие в республике оказывали нам сильное сопротивление, хотя на тот момент уже был принят российский закон о крестьянско-фермерском хозяйстве. Но мы вопреки властям пошли своим путем. И оказались среди немногих одиночек.
       В начале 90-х годов, когда надо было проводить реформу сельского хозяйства, в Башкирии эта реформа была заторможена, остановлена. Большое количество самостоятельных людей было задавлено, уничтожено и затоптано.
       Почему же республиканская власть пошла против фермеризации, против реальной реформы села?
       Ответ прост. Колхозы и совхозы были нужны и нужны до сих пор Рахимову не как товаропроизводители, а как основа, обеспечивающая пребывание у власти. В результате такой политики село сегодня зажато в тиски и является, по сути дела, заложником республиканских и местных властей. Последние шантажируют сельчан лишением элементарных условий проживания - тем, что не выделят покосы, не очистят дороги, отключат свет, - если жители деревни не будут поддерживать их политику.
       Нынешний республиканский режим был и остается противником реформы деревни, против того, чтобы селяне стали хозяевами земли, хозяевами основных фондов сельскохозяйственного производства и хозяевами собственной продукции. И главное, чего боится режим, - что селяне, став свободными собственниками, станут и хозяевами своих мыслей, своих слов, которые могут пойти вразрез с мнением власть имущих.
       Поэтому реформы села в Башкирии до сих пор не произошло. Все реальные действия заменены показухой и враньем о "процветании" сельского хозяйства в республике, о "колхозах-миллионерах" и так далее и тому подобное.
       Вот типичный пример такого вранья с самых высоких трибун. В одном из своих докладов руководитель республики заявил, что якобы прошлогодний урожай в Башкирии в среднем составил более 30 центнеров с гектара. Это самая настоящая "туфта". Я всю жизнь работал в деревне, съел на крестьянском труде, образно выражаясь, "пуд соли". Я специалист, агроном и знаю, что в Башкирии, в нашей зоне рискованного земледелия 30 центнеров с гектара собрать никогда не удавалось и в ближайшие 10-15 лет не удастся. Но начало вранью было положено и вот уже руководители некоторых хозяйств стали во всеуслышание рапортовать, что они собирают аж более 60 центнеров с гектара. Так заврались, что уже всякую меру в своем вранье потеряли.
       Такие вещи произносятся в расчете на неосведомленную публику с целью обосновать правильность своей политики по искусственному сохранению колхозно-совхозной системы.
       А для российских руководителей и зарубежных гостей построена "потемкинская деревня" - совхоз "Алексеевский", куда вливаются огромные бюджетные деньги. Этот совхоз - чистейшая показуха. Там ничего истинного, ничего натурального, что можно было бы отнести к быту, жизни настоящих селян, к качеству выпускаемой ими продукции.
       Я хочу сказать еще об одном. За 13-летнее правление нынешнего режима из села все время шел интенсивный отток специалистов. Упустив столько времени и шансов провести реформу, мы потеряли и кадры. А ведь хороший специалист - это не железобетон. Его нельзя купить, его нужно вырастить.
       И последнее - сегодня мы привыкли слышать рассуждения о том, что один фермер на Западе кормит 80-100 человек. Моя ферма сегодня кормит более 1000 человек качественной экологически чистой продукцией. Это говорит о том, что мы в России и в Башкирии умеем-таки работать, но для этого должны быть созданы условия.
       Вообще, образно выражаясь, фермер выращивает не только зерно, производит не только молоко и мясо. Он выращивает в лице своих детей и учеников новое поколение, новых хозяев земли. Издавна в наших селах работали и жили "династии", торгуя с целым светом. И мы вполне можем в России производить хорошую, экологически чистую сельхозпродукцию и продавать ее на мировом и внутреннем рынке.

Рафика АМИНЕВА,
председатель Башкирского республиканского отделения
ООД "За права человека",
член Центрального совета политической партии
"Народная Воля":

"ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ - ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ"


       Более двухсот лет назад, в 1776г. над миром прозвучал голос Томаса Джефферсона: "Все люди сотворены равными и все они одарены создателем очевидными правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью".
       Ради этих прав в августе 1991 года мой муж, профессор БГУ, рискуя жизнью, рядом с омскими казаками и правозащитниками стоял на баррикадах у Белого Дома в Москве, а я, депутат горсовета, организовывала несанкционированные митинги в г.Уфе. В это время окружение президента Башкирии втянулось в стан путчистов.
       Для интеллигенции это должно было стать сигналом опасного движения республики вспять. Но в эйфории победы мы не придали этому серьезного значения: считали случайной ошибкой.
       А сейчас кровавые события вокруг Белого Дома кажутся детской игрой по сравнению с тем суровым беспределом, который установился в РБ и который я целиком испытала на своей семье - незаконное увольнение за прогул в момент болезни, угрозы убийством меня и моего сына, взрыв автомобиля и т.д. Как руководитель правозащитного движения могу подтвердить, что этот беспредел коснулся многих в этом зале и за его пределами.
       От имени правозащитного движения и партии "Народная Воля" выражаю восхищение мужеством, стратегическим мышлением и бескомпромиссностью партии "Яблоко" и лично Г.Явлинского, С.Митрохина, лидеров оппозиции в Башкирии А.Аринина, А.Дубовского и других.
       Правоохранительные органы республики, которые призваны стоять на страже наших прав и свобод, используются чиновниками для ограничения наших гражданских возможностей. Хорошо, что после проверки башкирской милиции федеральный центр отправил в отставку некоторых наиболее одиозных генералов МВД. А вот в республиканской прокуратуре порядок пока не наводился, хотя работает она из рук вон плохо, я испытала это на себе. В июне этого года, например, была совершена очередная попытка покушения на мою жизнь. Об этом случае я сразу известила прокуратуру РБ. До сих пор никакие меры по моему заявлению не принимаются. Моя жизнь и жизнь членов моей семьи, как, впрочем, и любого другого гражданина, при нынешнем режиме ничего не стоит.
       Надо, чтобы во имя человека, его прав и свобод, высших ценностей государства и общества, во имя России - мы все пошли на предстоящие выборы единым блоком и принесли народу освобождение от аппаратного режима.

Геннадий ШАБАЕВ,
депутат Государственного Собрания РБ
от партии "ЯБЛОКО"

"ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА РЕСПУБЛИКИ НА ГРАНИ ИСТОЩЕНИЯ"


       В нашей республике годами и десятилетиями складывалась очень сложная экологическая обстановка. И сейчас ситуация весьма остра. Во многом, это наследие еще доперестроечных времен. Но и за последние 13 лет практически ничего не было сделано, чтобы защитить природу и человека от отрицательных последствий техногенного воздействия на окружающую среду.
       Реальная экологическая обстановка в республике тщательно скрывается властями и подчиненными им средствами массовой информации. Об авариях и взрывах, прорывах трубопроводов, новых экологически опасных стройках мы часто узнаем лишь из сообщений центральной российской прессы.
       Более того, власти отказываются даже обсуждать давно назревшие и перезревшие экологические проблемы. Наиболее наглядным примером здесь может служить ведущееся с многочисленными нарушениями законности строительство Юмагузинского водохранилища. Никаких гласных, публичных обсуждений всей сложнейшей проблематики, связанной с этой стройкой давно уже не ведется. Мнения ученых, не согласных со строительством, его способами не выслушиваются и не публикуются официальной республиканской печатью. Когда на одной из последних сессий Госсобрания депутаты от партии "ЯБЛОКО" обратились с предложением заслушать министра природных ресурсов Башкирии, председатель Госсобрания Константин Толкачев ответил, что это делать "преждевременно". Что он хотел этим сказать? Что время обсуждать наступит тогда, когда произойдет катастрофа?!
       В настоящее время огромные природные богатства Башкирии фактически поставлены на грань истощения в результате их нерационального использования. Государственный контроль, практически, отсутствует. Необходимо восстановить полноценную охрану водных, лесных и почвенных ресурсов, охрану воздуха, природного наследия и биологического разнообразия.
       Надежной основой для этого станет повышение экологической культуры и формирование экологического правосознания. Для всех нас очень важно постоянно взаимодействовать с экологической общественностью республики. Именно "зеленые" - тот ресурс, на который следует опираться для эффективного проведения экологически ориентированной политики. Нам нужно привлечь их для совместной разработки и совершенствования экологического законодательства и реализации программ, направленных на защиту окружающей среды.
       Разрабатывая новое природоохранное законодательство, необходимо усовершенствовать систему штрафных санкций и методику определения величины компенсаций за ущерб, который наносится природной среде. Сегодняшний низкий размер штрафов явно не в состоянии компенсировать колоссальный урон, нанесенный промышленной деятельностью природе и населению за последние годы. Кроме того, очевидно, что штрафы не предотвращают загрязнение. Нам нужно заново разработать и принять республиканский закон "Об охране окружающей среды", в котором установить прямую зависимость размеров платы за выбросы и сбросы вредных отходов от их объема и опасности. И, естественно, повысить персональную ответственность руководителей, менеджеров и собственников хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды.
       И, конечно, нужно срочно приступить к решению проблем в наших городах повышенного экологического риска - Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Нужен целый комплекс мер по защите населения от неблагоприятных экологических последствий, ведущих к заболеваемости и нетрудоспособности людей. Ибо диоксиновая опасность никуда не исчезла из наших городов. Люди по-прежнему болеют, становятся инвалидами и преждевременно умирают из-за постоянного отравления, как на производстве, так и за его порогом, вдыхая отравленный воздух, употребляя отравленную воду. Позорно и постыдно, что мы вступили в 21-й век и до сих пор не можем уберечься от такой опасности. Мы должны сделать все, чтобы жизнь и здоровье наших граждан, окружающая нас природа были, наконец, надежно защищены.

Илюс ТИМЕРХАНОВ,
финансист:

"БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В БАШКИРИИ - ТРУДНОСТИ НЕИЗБЕЖНЫ"


       Муртаза Рахимов, выступая перед народом, утверждает, что в Башкортостане сформирована конкурентоспособная банковская система, занимающая одно из ведущих мест в Российской Федерации, и успешно реализуется специальная программа развития банковской системы.
       Как бывший председатель правления Башпромбанка - одного из лучших в свое время коммерческих банков страны, уничтоженного властями под руководством М.Рахимова, думаю по-другому. Успешно и в правильном направлении банковская система развивалась в 1991-1994 годах, когда власть прямо не вмешивалась в эту сферу, то есть соблюдались общие правила и законы, регулирующие банковскую деятельность. Между банками была честная конкуренция. Корпоративные клиенты и частные лица могли выбирать. Это стимулировало улучшение ассортимента и качество услуг. В то время на рынке банковского бизнеса Башпромбанк уступал лишь Москве и Петербургу.
       В дальнейшем абсолютный контроль над финансовыми потоками через Башкредитбанк, созданный властью, привел к разрушению банковской системы в республике. Против Башпромбанка, как конкурента Башкредита, было использовано все: дискредитация имиджа банка и его руководства, дезинформация в республиканских СМИ, ложь, лицемерие, беззаконие, принуждение и т.п. А задолго до разорения Башпромбанка эти методы были опробованы и обкатаны на банке "Восток".
       Эта бездарная банковская политика привела к тому, что к концу 2000 года количество действующих на территории республики кредитных учреждений в расчете на 100 тысяч человек и на 100 предприятий стало самым низким среди шести областей и республик Уральского региона. По количеству входящих в 300 крупных российских банков по размеру собственного капитала Башкортостан отстает от Свердловской области в пять раз, Татарстана и Нижегородской области - в четыре раза. По общему количеству действующих кредитных организаций республика отстала от Свердловской, Тюменской, Нижегородской, Самарской областей и Татарстана в 1,9 -3 раза, по количеству действующих филиалов разных банков в 1,7 - 2,8 раза.
       И хотя самый крупный региональный банк, который занимает девятое место в числе крупнейших банков страны по размеру собственного капитала, находится в Башкортостане, это не вселяет оптимизма. Там, где монополия - всегда застой и нет никакого развития. На 1-ое апреля этого года суммарный уставной фонд одиннадцати башкирских банков составил 9 процентов от общего размера уставного фонда банков республики. Все остальное - 91 процент - сосредоточено в Уралсибе.
       Это называется конкурентоспособной банковской системой? Да при таком положении дел экономика республика никогда не получит качественных банковских услуг. По тому, как в Уралсибе были сконцентрированы все бюджетные средства и внебюджетные фонды, а сам банк контролировал значительную часть государственной собственности и распоряжался ею по своему усмотрению, складывается неприятная картина. Последние 7-8 лет республикой командовало теневое правительство, сосредоточившее в своих руках большие финансовые ресурсы. Власть и деньги были слиты в единое целое, что открыло путь к самой настоящей коррупции.
       Как нам известно, в Башкортостане давно идут приватизационные мероприятия. Банк насквозь пропитан государственной собственностью. Его основа - бюджетные средства. Доля государства (правительства республики) распыляется по мелким акционерам, то есть приватизация идет по той же схеме, что и в нефтехимическом комплексе республики. С молчаливого согласия Кабинета министров РБ - учредителя банка, который уже потерял контрольный пакет акций, увеличивается доля аффилированных физических и околобанковских структур.
       Как известно из средств массовой информации, Уралсиб начал предпродажную подготовку. Что будет дальше, неизвестно. Не исключено, что в скором времени республика может столкнуться с большими проблемами в банковском обеспечении своей экономики, и, по всей видимости, эти проблемы лягут на плечи нового республиканского руководства.

Виктор ЖИРНОВ,
предприниматель:

"НЕ ДЕКЛАРИРОВАТЬ, А ДЕЛАТЬ"


       В настоящее время в Республике Башкортостан насчитывается четырнадцать с половиной тысяч малых предприятий, на которых трудятся почти семьдесят четыре тысячи человек, создающих около 6 процентов валового продукта региона. Это в полтора-два раза меньше, чем в регионах-донорах России и в десять раз меньше, чем в любой развитой стране мира. Между тем, опыт развитых стран показывает - успешное развитие экономики невозможно без создания условий для активного и широкого развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, это самый эффективный способ борьбы с безработицей.
       Местная пресса взахлеб рассказывает нам о многочисленных поездках наших чиновников из правительства и администрации президента за опытом за рубеж Турцию, Италию, Австрию, Китай и т.д. Однако ситуация в малом бизнесе даже ухудшается. В чем дело? А в том, что мелкие и средние предприниматели неизбежно становятся основной и ведущей силой гражданского общества, т.е. становятся политической силой. Количество переходит в качество. Никакая авторитарная система управления не может этого позволить.
       В Башкирии необходимо не декларативно, а на деле и для всех:
       - совершенствовать с участием широких слоёв предпринимателей и безукоризненно выполнять законы и нормативно-правовые акты;
       - дебюрократизировать контроль за деятельностью малого бизнеса;
       - обеспечить доступ к финансово-кредитным и имущественным ресурсам республики;
       - провести оптимизацию местных налогов и других платежей, с той целью, чтобы на первом плане было стимулирование развития бизнеса, а затем уж собственно налог;
       - обеспечить широкий доступ предпринимателей к информационному, инновационному, кадровому и инфраструктурному обеспечению.
       Полагаю, в республике необходимо принять закон "О поддержке малого бизнеса", в котором закрепить благоприятные правовые условия для предпринимателей и тех, кто занят на малых предприятиях.
       В законе необходимо будет:
       - ввести ограничения на разного рода проверки;
       - перечень требований проверяющих органов сделать кратким и четким;
       - запретить навязывать предприятиям вынужденные услуги и работы.
       Кроме того, необходимо создать институт долгосрочного кредитования и инвестирования субъектов малого предпринимательства; разработать и принять нормативные акты, которые определяют специальные условия (льготы и преференции) для малых предпринимателей на долгосрочную аренду, выкуп, лизинг и т.д.; организовать подготовку и переподготовку кадров для малого и среднего предпринимательства.
       Предполагаю, что уже завтра в местной прессе нам заявят, что мы не предлагаем ничего нового, что всё это уже давно есть в программах правительства РБ. Вот именно, что давно. Очевидно, нет желания или умения реализовывать, а точнее политической воли.
       Что касается вопросов занятости, то совершенно очевидно, что по мере прихода на крупные предприятия новых технологий и оборудования, неизбежен рост производительности труда. Следовательно, неизбежно будет расти армия безработных. А быть безработным, как стало известно, крайне тяжело. Резко возросло число суицидов. Причем среди мужчин в 8 раз больше, чем среди женщин. Задача борьбы с безработицей приобретает первостепенное значение.
       В связи с этим в республиканской политике занятости необходимо выделить два главных направления. Первое - стимулирование развития предпринимательства, с целью создания новых рабочих мест. Второе - искусственное сдерживание высвобождения рабочей силы с помощью соответствующих мер.
       При этом первое направление в особенности поддержка малого бизнеса, создающего новые рабочие места, безусловно, главное направление.
       Но нельзя забывать о необходимости всесторонней поддержки безработных, для чего следует:
       - создать республиканский фонд занятости и обеспечить прозрачное и рациональное использование его средств;
       - создать систему переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями экономики;
       - обеспечить бесплатное предоставление услуг по поиску рабочих мест как работникам, так и работодателям;
       - развить системы общественных работ, как в городах, так и селах.
       Человеческая жизнь коротка, - в этом однажды убеждается каждый. И очень обидно, когда она наполнена только надеждами и обещаниями власть имущих. Много ли надо человеку для счастья - иметь работу, не терпеть нужду и быть уверенным, что перед законом все равны.
       Очень бы хотелось верить, что это время наступит. Однако, одной веры мало!

Используются технологии uCoz