ЗАЯВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА «К НОВОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ ДОГОВОРУ»



       Мы, участники республиканского форума - предприниматели, врачи, учителя, инженеры, рабочие, представители крестьянства, служащие, ученые, военнослужащие, журналисты, деятели культуры, представители партий и общественных движений, исходим из необходимости формирования нового общественного договора развития республики.
       Республика Башкортостан находится в глубоком социально-экономическом кризисе. Таков итог тринадцатилетнего курса, проводимого семейно-олигархической властью. Все эти годы авторитарная и закрытая для общественного контроля, а потому безответственная, некомпетентная и криминальная власть служила прежде всего самой себе, а не народу. Люди для нее были только средством достижения своих корыстных целей. Манипулируя общественным сознанием с помощью идеи суверенитета республики, власть постоянно нарушала закон, достоинство, права и свободы человека, препятствуя тем самым формированию сильной и конкурентоспособной экономики, становлению малого и среднего предпринимательства, росту благосостояния людей, развитию местного самоуправления, в целом прогрессу Башкирии.
       Из-за беззакония суверенного курса развивалась слабая и криминальная экономика, росла бедность, безработица и преступность. Все это сковывало свободу людей, закрепощало их жизненную творческую энергию, препятствовало накоплению и развитию созидательного потенциала общества.
       Между тем, мировой опыт убедительно учит, что процветание страны, благосостояние народа сегодня зависит не от наличия природных ресурсов, а от высокого созидательного. интеллектуального и творческого потенциала общества, которое развивается только в условиях демократического и правового государства, находящегося под контролем общества. В условиях глобальной конкуренции именно этот потенциал и является основной движущей силой в создании конкурентоспособной и эффективной экономики, рождающей высокий уровень благосостояния общества.
       Башкирия стоит сегодня перед судьбоносным выбором. Либо будет продолжен пагубный для абсолютного большинства народа курс семейно-олигархической власти. Либо эта власть будет заменена на правовую, демократическую и ответственную власть, которая будет эффективно служить народу. Эта власть только тогда по-настоящему служит людям, когда она свободно избирается гражданами, подотчетна им и находится под постоянным их контролем. Таким образом, главная цель общественного развития в Башкортостане сводится к следующему: свободный, гармонично развитый человек, благополучное и активное общество, ответственная и компетентная власть, эффективно служащая народу.
       Добиться этого можно только при активном участии граждан в общественно-политической жизни республики. Наивно полагать, что власть осуществит необходимые преобразования в одиночку, будет соблюдать закон, права и свободы человека. Любая демократия есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за ответственную, честную и эффективную государственную власть. Все зависит от нашей активности и инициативы, творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования. Иначе говоря, до тех пор, пока мы сами - гражданское общество не самоопределимся и не раскроем свой созидательный потенциал, власть будет оставаться безответственной и неэффективной. Поэтому именно активная борьба граждан за свои права и свободы, за демократические и правовые институты является движущей силой совершенствования и самого гражданского общества, и реформирования власти.


1. Гражданское общество и демократическая власть


       Гражданское общество создается людьми как определенная система экономических, политических, правовых, культурных и иных общественных отношений, самостоятельная по отношению к органам власти. Степень развития таких горизонтальных общественных связей зависит в первую очередь от степени свободы, ответственности и активности граждан. Уровень развития общественных отношений зависит также от эффективности экономики, зрелости правовых и демократических институтов государства.
       Гражданское общество становится такой формой социальной организации, которая регулирует отношения человека и власти, делает отдельного человека способным противостоять диктату власти, произволу чиновников. Поэтому гражданское общество призвано выполнять следующие соответствующие функции:
       - устанавливать общественный контроль над деятельностью власти;
       - избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
       - защищать права и свободы человека и гражданина;
       - выражать свое отношение по ключевым проблемам общественной и государственной жизни на референдуме;
       - развивать местное самоуправление;
       - ограничивать государственную экспансию в различных сферах деятельности общества.
       Жизнь гражданского общества, разумеется, не ограничивается отношениями с властью. Она включает в себя огромный мир самопроявления и самореализации многочисленных целей и волеизъявлений граждан. Поэтому для выполнения своих гражданских функций, достижения своих целей и реализации своих интересов общество создает соответствующие социальные институты и структуры. Граждане объединяются в ассоциации и организации разного типа - кооперативы, союзы, общественные организации, профессиональные, творческие, культурные, религиозные, природоохранные, благотворительные, спортивные, этнические, конфессиональные, молодежные, женские, семейные, ветеранские и другие организации.


1.а) Права и свободы человека - высшая ценность.


       Место и роль человека в обществе являются критерием степени развитости и совершенства данного общества. Поэтому проблема прав и свобод человека в современном мире является приоритетной. Вот почему, благополучие общества, сила и конкурентоспособность страны в современном мире зависят от полноты раскрытия созидательного потенциала и самореализации человека. Именно свободная и ответственная личность есть главная движущая сила и богатство современной цивилизации, творец многообразных общественных отношений: политических, экономических, социальных, правовых, этнических, конфессиональных, культурных. Именно в них выражены основные притязания человека на достойную жизнь и благополучие.
       Республиканская власть обязана соблюдать и защищать такие права и свободы человека, как: право на жизнь, свободу самореализации, достоинство и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед законом и судом, равноправие людей независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, право выбирать место пребывания и жительства. Государство обязано гарантировать свободу мысли и слова, свободу массовой информации, свободу объединений, свободу совести, вероисповедания. Государство обязано обеспечивать и защищать право частной собственности, право на труд и отдых, свободный выбор профессии, право на образование, право на социальную помощь по состоянию здоровья, по старости, по другим жизненным обстоятельствам, право участвовать в государственном управлении, в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры.


б). Чтобы ответственно и эффективно служить народу, власть должна быть под контролем общества.


       По настоящему ответственной, эффективной деятельность исполнительной, законодательной и судебной власти станет только тогда, когда она будет конкретна, предметна и видима для общества. Вот почему необходимо вывести республиканскую власть из тени, сделать ее деятельность открытой, поставив под публичный контроль граждан.
       Власть всегда, а особенно тогда, когда над ней нет общественного контроля, ведет себя безответственно, поддается коррупции, стремится необоснованно расширить полномочия, подчинить граждан своим интересам, зачастую прибегая при этом к нарушению законов и насилию над людьми. Поэтому общество не может полностью передоверить власти всю заботу о сохранении свободы и прав своих членов.
       Власть - это инструмент, предназначенный для защиты и обслуживания граждан. И этот инструмент должен быть под контролем общества, так как граждане не должны зависеть от мировоззрения сменяющихся политических лидеров. Общество должно быть уверено, что главная его ценность - права и свободы человека - будут уважаться и соблюдаться всегда, независимо от смены высшего руководства. Вот почему граждане должны иметь надежные инструменты влияния на власть.
       Именно поэтому перед республиканским обществом стоит сегодня чрезвычайно ответственная задача - создать дееспособные процедуры и инструменты контроля граждан над деятельностью власти. Эти инструменты хорошо известны по опыту демократических, правовых государств: информационная открытость власти, свободные и честные выборы, свободные средства массовой информации, активное местное самоуправление.
       Главный способ обеспечить подконтрольность власти - это сделать ее информационно прозрачной, открытой для общества. Именно закрытость, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.
       Для обеспечения информационной прозрачности необходимо создать в Интернете сайты всех ветвей и уровней власти для размещения информации об их деятельности, принимаемых ими решениях и их исполняемости.
       Руководствоваться при этом нужно следующими принципами. В республике не должно быть ни для кого монополии на информацию. Информация только тогда обретает полезность, когда она открыта для всех; сокрытие правды наносит обществу вред. Доступ к размещенной на сайтах органов госвласти информации нельзя делать платным. Наконец, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой.


в) Свободное развитие СМИ


       Важнейшим шагом к установлению информационной прозрачности, открытости и доступности для общественного контроля над властью является свободное развитие средств массовой информации (СМИ).
       Один из главных шагов в этом направлении - обретение СМИ финансово-экономической самодостаточности. Выполнение этой задачи возможно только при условии цивилизованной конкуренции на рынке масс-медиа. В нашей республике этот процесс по существу не начался. К формированию такой конкурентной среды очевидно будут приобщаться различные бизнес-группы. Главное, чтобы деятельность всех СМИ способствовала укреплению гражданского общества и демократии.
       СМИ республики необходимо поставить в строгие условия финансовой ответственности за нарушение законодательства. Кроме того, сами средства массовой информации не должны быть вне критики общества. Только информационная ответственность перед конкурентами и обществом, подкрепленная возможностью судебных штрафов и уголовного наказания способна заставить СМИ самосовершенствоваться. Кроме того, корпоративные объединения в области СМИ сами должны выработать кодекс чести и поведения.
       Таким образом, основная задача республиканских СМИ - вывести из тени высоких кабинетов власти все ее важнейшие действия. СМИ должны не только организовать информирование общества о деятельности всех ветвей республиканской власти и местного самоуправления, но и способствовать их взаимодействию в осуществлении необходимых преобразований.


г) Борьба за свободные и честные выборы


       Одним из главных инструментов общественного контроля над деятельностью власти являются свободные и честные выборы.
       Выборы всех уровней должны отражать волю народа. В современных условиях необходимо жесткое ограничение срока пребывания высших должностных лиц на выборном посту пятью годами, не более двух сроков подряд для президента республики и глав местного самоуправления.
       Свободные и честные выборы - основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Чтобы обеспечить проведение демократических, честных выборов в республике необходимо:
       - усилить общественный контроль над деятельностью избирательных комиссий, размещая всю информацию о выборах, за подсчетом голосов и публикацией итогов выборов в Интернете и СМИ;
       - исключить фальсификации и подтасовки итогов волеизъявления избирателей с помощью электронных систем подсчета голосов ГАС «Выборы»;
       - обеспечить предание гласности всех нарушений в период избирательных кампаний;
       - исключить использование так называемого «административного ресурса»;
       - полностью отменить досрочное голосование как механизм возможной фальсификации волеизъявления граждан;
       - ужесточить ответственность за нарушение гарантий равенства кандидатов;
       - усилить ответственность за фальсификацию итогов выборов, нарушение избирательных прав граждан.
       Только свободные и честные выборы могут сформировать подлинную власть народа, исходящую от народа и служащую ему.


д) Власть для народа начинается с местного самоуправления.


       Сущность самоуправления состоит в том, что люди сами, самостоятельно, не прибегая к помощи государственных органов власти, организуют свою социальную, экономическую, культурную жизнь в городе, селе, поселке, районе на принципах взаимоуважения, сотрудничества и солидарности. Вот почему именно с самоуправления начинается власть народа.
       Создание в республике местного самоуправления как одного из важнейших институтов гражданского общества является одной из приоритетных задач общественных отношений. Мы выступаем за неукоснительное соблюдение в республике важнейших принципов местного самоуправления. В том числе за: формирование неотчуждаемой собственной финансовой базы местных бюджетов, передачу в муниципальную собственность всех, не находящихся в частной собственности земель в пределах границ муниципальных образований; отказ от практики централизации местных бюджетов в бюджеты вышестоящих уровней; гарантию прав граждан на местное самоуправление на поселенческом уровне; запрет на совмещение полномочий глав местных советов и местной администрации.
       Чтобы местное самоуправление эффективно развивалось и служило общему благу, не превратилась в безответственную и недееспособную систему, необходимо развивать различные формы общественного контроля - непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. К ним относятся - местный референдум; муниципальные выборы; голосование об отзыве выборного лица местного самоуправления; сход граждан; гражданская правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление (на уровне многоквартирного жилого дома или даже его отдельного подъезда, жилого микрорайона, малого сельского населенного пункта); а также публичные слушания, собрания и конференции граждан, их обращения в органы местного самоуправления.
       Осуществление предложенных мер позволит, во-первых, активизировать гражданскую активность и инициативу в самообеспечении и самоорганизации республиканского общества. Во-вторых, эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы. В-третьих, приблизить местную власть к людям, обеспечить качественно новый уровень оказываемых народу услуг. Наконец, именно самоуправляющиеся институты граждан могут послужить действенным механизмом общественного контроля над деятельностью власти, резкого сокращения ее избыточных функций, сужения осуществляемых полномочий. Взамен безответственной, некомпетентной, коррумпированной системы управления всем и вся должны прийти гражданское самоуправление и ответственная, эффективно служащая людям власть.


е) Укрепление институтов гражданского общества.


       Для эффективного публичного контроля над деятельностью власти необходимо наличие соответствующих структур самоорганизации граждан. Есть ли они в нашей республике? Безусловно, есть.
       Конечно, степень развития институтов гражданского общества в Башкирии пока невысока. Поэтому для поддержки процесса становления и развития институтов гражданского общества в республике следует предпринять ряд мер, направленных на создание благоприятных условий для активного формирования и развития субъектов гражданского общества. С чего начать?
       Во-первых, власть обязана обеспечивать неукоснительное выполнение законов. Здесь выбор невелик: либо безответственность чиновника, либо законность, права и свободы граждан. Третьего не дано. Есть законность - есть и условия для свободной реализации человеком своих способностей, а для общества - накопление созидательного потенциала. Есть законность - есть условия для строительства эффективной экономики, формирования самоуправления граждан, формирования институтов гражданского общества. Верховенство права - главная обязанность новой власти.
       Во-вторых, консолидация и развитие гражданского общества во многом зависит от развитости и активности малого и среднего бизнеса. Поэтому одной из важнейших задач власти является создание благоприятных правовых, административных, финансово-кредитных, инфраструктурных, информационных и кадровых условий для активного и широкого развития малого и среднего предпринимательства в республике.
       В-третьих, важнейшим ресурсом формирования сильного гражданского общества является развитие свободных СМИ. Создание системы свободных средств массовой информации, консолидирующих граждан на основе реформаторских идей и гуманистических общечеловеческих ценностей - это приоритетная общественная задача.
       В-четвертых, необходимо широко развивать местное самоуправление - важнейшую форму функционирования гражданского общества.
       В-пятых, активное развитие демократического партийного строительства в республике еще одно важнейшее условие укрепления институтов гражданского общества.
       Наконец, одной из основных структур гражданского общества являются автономные некоммерческие организации. Учитывая их неприбыльный характер и большую социальную значимость, им необходимо предоставить максимально льготный режим налогообложения. В этой связи следует принять закон «О республиканских фондах по поддержке институтов гражданского общества».


2. Эффективная и конкурентоспособная экономика


       Наша стратегическая цель - построить эффективную экономику, которая создает такие условия для человека, чтобы своим трудом и за счет творческой инициативы он мог обеспечить себе и своей семье достойную жизнь и безбедную старость.
       Главными предпосылками продвижения вперед являются: привлечение инвестиций и повышение их результативности; формирование бюджета эффективного развития; стимулирование инвестиционной активности предприятий; развитие высоких технологий, информатики и коммуникаций; совершенствование налоговой системы; активное и широкое развитие малого и среднего предпринимательства; активизация антимонопольной политики; реформирование сельского хозяйства; совершенствование банковской системы и др.
       Однако прежде всего необходимо вывести экономику из кризиса, устранить последствия ошибок республиканской власти, допущенные в 1990 - 2003 годы. В связи с этим необходимо добиться последовательного повышения уровня жизни всего народа, а не единиц, преуспевших при неправедном дележе советского наследия. Здесь надо выделить две задачи. Первая - это борьба с бедностью. Вторая - это борьба с чиновничьим, административным капиталом, бюрократическим бизнесом.
       Решение первой задачи предполагает обеспечение увеличения доходов людей. Для этого необходимо расширить производство, создать новые рабочие места, сформировать условия для развития малого и среднего бизнеса.
       Чтобы справиться с бюрократическим капиталом, необходимо сделать прозрачной всю деятельность административных и судебных органов всех уровней. Для этого надо, прежде всего, установить общественный контроль над деятельностью административно-управленческого аппарата, судами, милицией, прокуратурой. Объединения частного бизнеса, правозащитные организации, общественные структуры потребителей, СМИ, партии и другие институты гражданского общества должны активно включиться в контроль за их деятельностью. Итогом станет оздоровление экономики от бюрократического капитала, создание конкурентной среды для бизнеса, повышение прозрачности самой экономики. Начнется процесс выхода ее из тени и криминальных отношений.


а) Привлечение инвестиций.


       Ключевой вопрос для экономики - обеспечение условий для инвестиций в производство. Для этого необходимо существенно улучшить соотношение между прибыльностью инвестиций и уровнем делового риска. Создать такую ситуацию можно, и не в каком-то отдаленном будущем, а в короткие сроки. Для этого необходимо решить ряд крупных проблем:
       Рынок без покупателя развиваться не может. Главный покупатель - население. Сегодня население в основной массе не может заплатить за хлеб столько, чтобы крестьянину хватило денег на комбайн и удобрения. Крестьянин не купил комбайн - остался лишним металл у металлурга. Не может население заплатить за услуги ЖКХ и приходят в ветхость теплотрассы, а трубные заводы сидят без заказов. И так везде. Поэтому главная беда и основная проблема - это бедность, низкая зарплата, на которую не может прожить наемный работник и прокормить своего ребенка. Не может быть производство рентабельным без покупателя, не может прийти инвестор, если покупатели нищие. В связи с этим необходимо развернуть борьбу с бедностью
       Другая проблема - снизить уровень деловых рисков, прежде всего связанных со всеобщим несоблюдением обязательств, бюрократизмом и административным произволом, воровством, коррупцией и преступностью. Для этого необходимо усилить ответственность и дееспособность органов государственной власти. Что нужно конкретно сделать?
       Во-первых сделать прозрачной деятельность административных органов и судов всех уровней, создать систему общественного контроля. Это позволит повысить ответственность и компетентность власти, преодолеть бюрократический бизнес.
       Во-вторых, модернизировать систему исполнительной власти в целом.
       Целесообразно включить вопрос о проведении государством активной экономической политики, устранить пробелы в рыночной инфраструктуре и создать нормальные ориентиры для бизнеса. Вместо этого сегодня министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе финансово и административно всю экономику. Разумеется, в таких условиях вести цивилизованный бизнес практически невозможно.
       Власть не должна подменять собой рыночные отношения. Прямая ее обязанность - создать благоприятные условия для развития экономических свобод, частного бизнеса и эффективного управления государственной собственностью. Вот и все.
       В-третьих, исполнительной власти нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений, подкрепленная полномочиями и ответственностью за результат.
       В-четвертых, следует существенно сократить государственные функции и сохранить только необходимые, а также резко уменьшить затраты на содержание госаппарата, не обладающего полномочиями и не имеющего способов влияния на хозяйствующих субъектов.
       Одним из важных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, широкое привлечение инвестиций, является стабильная и адекватная рыночной экономике законодательная база.


б) Поддержка малого бизнеса.


       В настоящее время в Башкирии насчитывается около 14,5 тысяч малых предприятий, на которых трудятся почти 74 тысячи человек, создающих 6,4 % валового регионального продукта (ВРП). Это в 1,5 - 2 раза меньше, чем в регионах-донорах Российской Федерации и в 10 раз меньше, чем в любой развитой стране мира.
       Между тем успешное развитие экономики и «среднего класса» невозможны без активного и широкого развития малого и среднего предпринимательства. По существу мелкие и средние предприниматели являются основной и ведущей силой гражданского общества.
       В связи с этим в республике необходимо провести целый комплекс действий для стимулирования и активного развития малого и среднего предпринимательства. Он включает в себя:
       - совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения;
       - дебюрократизацию оформления и деятельности малого предпринимательства;
       - его обеспечение финансово-кредитными и имущественными ресурсами;
       - оптимизацию местных налогов, которые должны стимулировать, а не подавлять развитие малого бизнеса;
       - информационное, инновационное, кадровое и инфраструктурное обеспечение.
       Для этого срочно требуется принять республиканский закон «О поддержке малого бизнеса», в котором закрепить благоприятные правовые условия для предпринимателей и занятых на малых предприятиях.
       Ввести и законодательно закрепить ограничение проверок, обязать контролирующие органы принимать проверочные решения в установленные законом сроки. Перечень требований проверяющих органов сделать кратким и четким.
       Запретить навязывать малым предприятиям вынужденные услуги со стороны предприятий (организаций), так или иначе связанных с контролирующими органами.
       Отменить все ведомственные инструкции и постановления, которые содержат незаконные и излишние бюрократические требования к деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.
       Создать институт долгосрочного кредитования и инвестирования субъектов малого предпринимательства.
       Разработать и принять нормативные акты, которые определяют специальные условия (льготы, преференции) малых предприятий на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг и т.д.
       Развить в республике целостную систему информационного обеспечения малого и среднего бизнеса
       Организовать в малых и средних городах республики подготовку и переподготовку кадров по проблемам малого и среднего предпринимательства.


в) Реформа сельского хозяйства


       Стратегической задачей реформы сельского хозяйства является возрождение деревни, повышение производительности труда в агроэкономике, решение социальных проблем села.
       Для этого необходимо пересмотреть систему льгот, установив равные для всех и прозрачные правила хозяйствования.
       В отношении слабых хозяйств оказывать поддержку не хозяйству, а работникам непосредственно. Сильным хозяйствам оказывать помощь по интенсификации производства, укреплению материально-технической базы, содействовать в освоении передовой технологии.
       Развивать систему гарантированных государственных закупок зерна и ряда жизненно важных продуктов питания - мяса, молока, картофеля, яиц, некоторых видов овощей и фруктов. Эта система должна служить и инструментом косвенного регулирования цен, и поддержки агросектора.
       Развивать специальные земельные банки, работающие исключительно с субъектами малого агробизнеса, которые смогут взять доступный кредит на покупку удобрений и сельхозтехники, или взять ее в лизинг под поставки будущего урожая. Поддерживать механизацию сельского хозяйства, для чего необходимо ввести систему льготных кредитов и лизинга (долгосрочной аренды) под поставки части урожая. Создать инфраструктуры земельного рынка - республиканский земельный кадастр, систему регистрации прав на недвижимость, местное правовое зонирование, муниципальный налог на недвижимостью. Стимулировать переход земли к тем, кто готов к производительному использованию земли.
       Проводить оборот сельскохозяйственных земель только под общественным контролем в целях получения сельскими тружениками финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях. Не допускать отчуждения сельскохозяйственных земель в счет погашения долгов в пользу несельскохозяйственных кредиторов. Только четкие и защищенные права на землю создадут в сельском хозяйстве стимулы производительного труда, гарантии для инвестиций, а республика и страна в целом получит ответственного налогоплательщика, заинтересованного охранителя земельных ресурсов, настоящего хозяина личной судьбы.
       Реформа сельского хозяйства требует финансового и организационного содействия сельскохозяйственной кооперации. Это позволит не только ликвидировать разобщенность сельскохозяйственных производителей, но и поможет им в получении необходимых для производства товаров и услуг. Хозяйства, производящие товарную продукцию, могут участвовать в кооперативах трех уровней:
       - снабженческие и сбытовые кооперативы;
       - машинотракторные станции;
       - объединения для переработки сельскохозяйственной продукции;
       - специализированные предприятия финансовых и консультационных услуг, в том числе банки, организации по производству сельскохозяйственной продукции на экспорт.
       Преодолеть с помощью кооперации производителей диктат монополистов-перекупщиков.
       Необходимо завершить в сельской местности до 2008 г. строительство дорог местного значения, газо -и электроснабжения, связь. Следует выделить средства на капитальный ремонт школ, больниц и других объектов социальной сферы на селе. Ввести систему школьных автобусов, льгот и стипендий сельской молодежи, поступающей в вузы.
       Чрезвычайно важно защитить сельскохозяйственных производителей от рэкета и коррумпированного чиновничества.


г) Активизация антимонопольной политики


       Важной проблемой является активизация антимонопольной политики. Важно сделать работу республиканского министерства по антимонопольной политике информационно прозрачной, поставив ее под общественный контроль граждан. Необходимо разработать комплекс мер, применимых к монополистам, а именно:
       - ответственность за сговор на рынке - за установление цен и раздел рынка: территориальный, по объему продаж, по категориям продавцов и покупателей;
       - ограничение определенных видов деятельности предприятий - таких, как создание препятствий для выхода на рынок новых участников; как установление в хозяйственных договорах исключительных условий (завышение цены для одних и занижение для других продавцов или покупателей); как недобросовестная конкуренция - распространение ложных сведений о конкурентах, обман покупателей, самовольное использование товарных знаков других фирм, нарушение коммерческой тайны;
       - изменение необоснованно завышенной цены продукции монополиста;
       - разделение одного предприятия на несколько (нельзя допускать, чтобы предварительное согласие антимонопольных органов на создание, слияние и ликвидацию предприятий давалось автоматически. Это позволит создать конкурентную среду, которая крайне важна для сильной экономики).


д) Реформирование банковской системы


       В республике с начала 90-х годов был выбран курс на развитие одного мощного банка «Башкредитбанк» (ныне «УралСиб») за счет накачки его капиталами из республиканского бюджета и поглощения с помощью административных, а не рыночных методов таких банков, как «Восток», «Уфа-банк», «Башпромбанк», «Социнвестбанк» и других. Этот курс привел к тяжелейшему финансовому, инвестиционному и банковскому кризису, а в конечном счете - к выводу активов крупнейших компаний республики за ее пределы и растворении республиканского капитала в дочерних предприятиях банка «УралСиб».
       Между тем представляется, что разумным и выгодным для республики путем может быть формирование механизма роста рыночных независимых банков. Расчеты показывают, что уже через 10 лет развития таких банков доля их активов в валовом региональном продукте Башкирии может возрасти до 60 %, как, например, в Восточной и Центральной Европе.
       Самое главное - будет создана конкурентная банковская среда, обладающая высокой финансовой прозрачностью и устойчивостью.
       Какую роль в развитии независимых рыночных банков должна играть республика?
       Во-первых, за правительством и парламентом должно быть закреплено формирование инфраструктуры регулирования и надзора за деятельностью банков, формирование благоприятной налоговой, инвестиционной и прочей среды для развития банковского сектора.
       Во-вторых, республика принимает активное участие в реанимации задавленных банков и формировании мощного сектора независимых коммерческих банков, ориентированных на кредитование реального сектора. Участие республики здесь должно быть самым непосредственным - через реализацию программы развития финансовых учреждений.
       Следует честно посмотреть в будущее - экономика Башкирии не в состоянии успешно развиваться лишь за счет самофинансирования предприятий. Необходим механизм перетока капитала. Поэтому надо ускоренными темпами осмысленно и ответственно создавать нормальный рыночный банковский сектор.


3. Активная социальная политика


       Важнейшим фактором развития государства для человека является активная социальная политика. Ее главная цель - создать благоприятные условия, обеспечивающие достойную жизнь, свободное, интеллектуальное, физическое здоровье, культурное развитие человека, семьи и общества.
       Принцип социального государства, закрепленный в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан, сегодня необходимо наполнить реальным содержанием, развивать его. Необходимо добиться, чтобы установленные в Европейской социальной хартии социальные права и гарантии, которыми пользуются жители Западной Европы были реализованы и в нашей республике.
       Государство такого типа строится на следующих принципах:
       - обязанность выполнения государством своих социальных обязательств - охранять труд и здоровье людей, гарантировать минимальный размер оплаты труда,
       достаточный для нормальной жизни (от гарантий в 450 руб. мало радости);
       обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты;
       - направленность социальных реформ на улучшение положения большинства населения;
       - справедливость, подразумевающая, что успех одних социальных групп или граждан не должен достигаться за счет потерь других;
       - общедоступность предполагающая, что основные социальные услуги должны быть бесплатными, а большинство услуг - доступными для людей;
       - солидарность, означающая ответственность общества за своих уязвимых граждан (состоятельный платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за пожилого);
       - равноправие, заключающееся в том, что социальные гарантии и услуги должны быть доступны в равной мере всем гражданам независимо от пола, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
       Важно понимать, что полная и результативная реализация данных социальных принципов возможна только при наличии крепкого общества, эффективной и динамичной экономики, демократической власти с развитыми правовыми институтами.


а) Качественное образование для всех


       Школа - средняя и высшая являются главным социальным институтом. Именно здесь место встречи поколений, где наследуется культура, формируется человек, обеспечивается преемственность общественного развития и будущее нашего общества.
       Современный этап, в котором мы живем, делает образование важнейшим приоритетом, так как главным стратегическим ресурсом нашей республики, равно как и всей страны, является интеллектуальный, человеческий потенциал.
       Современная система образования, чтобы быть эффективной, должна быстро реагировать на потребности научно-технического прогресса, так как в условиях информационной эпохи знания быстро устаревают. Поэтому республиканская система образования должна активно интегрировать лучшие достижения новых информационных технологий, создавать равные возможности для получения всеми людьми качественного образования в течение всей жизни.
       Образование должно основываться на следующих принципах:
       · качество обучения, позволяющее быстро реагировать на научные открытия и социальные изменения, способствующее адаптации системы образования к потребностям экономики, социальной, политической, правовой и культурной жизни республики;
       · открытость и доступность к современным знаниям независимо от места их проживания, дохода и социального положения, позволяющие совмещать работу и учебу;
       · либерализация образования, устраняющая бессмысленный административный диктат, расширяющая свободу выбора в получении разных форм высшего образования и разных методов обучения;
       · непрерывность обучения: век информации - это прежде всего век образования, когда люди начинают учиться с момента своего рождения и продолжают учиться всю жизнь;
       · уважение к личности - индивидуализация обучения, внимание к личности каждого школьника и студента;
       · гуманизм, толерантность - формирование мировоззрения признания и соблюдения прав и свобод человека, уважения его достоинства, искусство жить вместе, развивать солидарность, взаимопомощь, терпимость друг к другу, сотрудничество;
       · многоэтничность культуры - уважение и поддержка национальных культур, языков и традиций; равные права и возможности в изучении родных языков всех этнических групп, проживающих в республике.
       Формирование и развитие новой образовательной системы в республике требует: повышения оплаты труда педагогов и престижа их профессии; усиления социальной защиты учащихся и студентов; демократизации управления; укрепления материально-технической базы; всеобщей информатизации обучения.


б) Доступное и качественное здравоохранение.


       Одной из важнейших задач является улучшение состояния здоровья людей. Для обеспечения доступного и качественного здравоохранения необходимо в первую очередь значительно повысить финансирование здравоохранения за счет строительства в республике эффективной экономики. Исходя из данной задачи следует:
       - сформировать систему государственного медицинского страхования.
       - сформировать государственный заказ на предоставление бесплатной медицинской помощи.
       - определить объем государственных гарантий бесплатной медицины: консультации и услуги специалистов по месту жительства; больничная помощь с обеспечением минимума необходимых лекарств, материалов и коек; безотказно работающая бесплатная «Скорая помощь»; немедленная бесплатная медицинская помощь в несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и т.д.
       - решить социальные проблемы и повысить статус медицинских работников.
       - реформировать стационарное лечение.
       - обеспечить реальное покрытие медицинским страхованием дорогостоящих видов медицинской помощи путем развития дополнительного страхования сверх системы государственного медицинского страхования.
       - развивать систему частной медицины сверх государственного и дополнительного медицинского страхования.
       - решить проблему с лекарственным обеспечением.
       - развивать сеть реабилитационных учреждений, где больные могли бы пройти полный курс восстановления после болезни.
       - развивать систему профилактики для обеспечения здорового образа жизни граждан.


в) Социальная поддержка и защита семьи, материнства и детства


       В республике практически отсутствует действенная политика по социальной защите семьи, материнства и детства. Значительная часть младенцев рождается уже больными или предрасположенными к получению хронических заболеваний. Всего небольшая доля выпускников школ могут быть признаны полностью здоровыми. Постоянно растет детская наркомания, быстро распространяются венерические заболевания. Приобретает характер эпидемии СПИД.
       В этой обстановке важнейшей задачей становится формирование долгосрочной политики в укреплении семьи, материнства и детства, целью которой должно стать преодоление глубокого демографического кризиса.
       Для этого необходимо осуществить следующие меры:
       Обеспечить жильем молодые семьи с помощью предоставления льготного кредита через специально созданный республиканский фонд льготного жилищного кредитования.
       1. Стимулировать финансовую поддержку семьи с помощью:
       · повышения единовременных пособий по рождению ребенка;
       · облегчения процедуры выдачи детских пособий и их повышения до величины прожиточного минимума ребенка данной возрастной категории;
       · устранения искусственных административных барьеров с помощью информационной прозрачности в процедуре выдачи детских с пособий и их повышения до величины прожиточного минимума ребенка данной возрастной категории.
       2. Социально защищать рождаемость:
       · создать кризисные службы помощи несовершеннолетним беременным матерям;
       · организовать профилактику социального сиротства;
       · развивать систему гарантированной защиты здоровья матери и ребенка, лечения бесплодия;
       · вести просветительскую деятельность с помощью телевидения, в школах на специальных занятиях половой гигиены о вреде абортов, о различных методах контрацепции.
       3. Усилить защиту детей-инвалидов. Средства, выделяемые республикой для развития и образования ребенка-инвалида должны распределяться не по длинным процедурам чиновников, а прикрепляться непосредственно к семье. Именно семья должна быть распорядителем этих средств. Необходимо создать специальные чеки, которые можно будет израсходовать только на образование и реабилитацию ребенка.


г) Эффективная молодежная политика


       Молодежная политика включает в себя задачи по обеспечению молодым людям возможности самореализации, свободного выбора жизненного пути, профессионального, творческого и карьерного роста. В настоящее время именно молодежь сыграет важнейшую роль в решении задачи модернизации общества, экономики, политики и культуры. Поэтому развитие потенциала молодых людей не может рассматриваться иначе, как инвестирование в будущее республики.
       Для того, чтобы молодежь смогла свободно реализовать себя, взять на себя всю полноту ответственности за свою судьбу, необходимо дать ей возможность получить качественное образование, принимать участие в политической жизни, пользоваться эффективными услугами здравоохранения, заниматься спортом, иметь возможность свободно перемещаться и отдыхать и т.д.
       Для того, чтобы молодые люди стали активными и полноправными гражданами нашего общества, необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
       - защита прав и свобод молодежи - обеспечение верховенства закона, предотвращение всех видов дискриминации;
       - качественное и доступное образование - дать каждому молодому человеку востребованное обществом образование;
       - трудовая занятость - борьба с безработицей, расширение предложений рабочих мест;
       - социальная защита - повышение социальной защиты молодой семьи;
       - участие в общественной жизни - привлечь молодежь к активному гражданскому самоуправлению, общественной жизни республики;
       занятия физической культурой и спортом.


д) Экологическая безопасность


       Для обеспечения экологически безопасных условий для проживания людей в республике необходимо:
       1. Принять организационные и правовые меры :
       - развивать систему республиканского мониторинга и состояния окружающей природной среды;
       - создать правовые и организационные условия для ликвидации или компенсации ущерба от экологических правонарушений и иных воздействий на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей;
       - регулярно проводить профилактические мероприятия с целью предотвращения техногенных катастроф на экологически опасных объектах;
       2. Уделять первоочередное внимание решению проблем территорий городов повышенного экологического риска - Уфе, Стерлитамаку, Салавату, Ишимбаю. Осуществить в данных городах меры по защите от неблагоприятных экологических воздействий, ведущих к заболеваемости и нетрудоспособности населения.
       3. Усовершенствовать систему штрафных санкций и методик определения величины компенсаций за нанесенный ущерб природной среде.
       4. Экологизировать промышленное развитие
       Промышленное производство в нашей республике не только чрезвычайно энерго- и ресурсоемко, но и служит основным источником загрязнения окружающей среды. Поэтому необходимо постепенно снижать энерго- и ресурсоемкости производства и внедрять экологически чистые технологии.
       5. Повысить экологическую культуру и формирование экологического правосознания.
       Важным аспектов экологической деятельности должно стать взаимодействие с экологической общественностью. Ее следует привлекать для совместной работы по развитию и совершенствованию экологического законодательства и реализации экологических программ, для обеспечения обратной связи с обществом и для трансляции этих идей, а также обеспечения роста экологического самосознания людей.
       6. Рационально использовать и охранять природные ресурсы.
       Необходимо обеспечить: охрану водных ресурсов, охрану почвенных ресурсов, охрану лесных ресурсов, охрану воздуха, природного наследия и биологического разнообразия.


е) Политика занятости и борьба с безработицей


       Целью республиканской политики занятости должна являться рационализация занятости в соответствии с задачами экономического развития. В связи с этим в республиканской политике занятости необходимо выделить два главных направления:
       Первое - активная политика занятости, стимулирующая развитие предпринимательства создание новых рабочих мест, в том числе через службы занятости. По оценке специалистов стимулирование малого и среднего бизнеса позволяет привлечь до 50 % высвобождающейся рабочей силы.
       Второе - определенное искусственное сдерживание высвобождения рабочей силы с помощью соответствующих мер.
       При этом первое направление, в особенности поддержка малого и бизнеса является главным, а роль административных мер в борьбе с безработицей должна рассматриваться в качестве вспомогательной. Таким образом, во главу политики занятости должен быть положен принцип активного стимулирования создания новых рабочих мест. При этом пассивные меры, ориентированные преимущественно на социальную поддержку безработных, тоже должны осуществляться. Они состоят в :
       - создании республиканского фонда занятости, прозрачном и рациональном использовании его средств;
       - повышении пособий по безработице с введением графика их снижения в случае отказа безработного от предоставляемой работы;
       - развитие переподготовки и повышения квалификации в соответствии с потребностями экономики;
       - развитие эффективной системы профессионального обучения на базе ПТУ и СПТУ;
       - бесплатное предоставление услуг по поиску рабочих мест как работникам, так и работодателям;
       - развитие системы общественных работ в городах с высокой безработицей.


ж) Действенная жилищная политика


       Цель жилищной политики - создание условий для того, чтобы каждая семья могла иметь отдельную благоустроенную квартиру или дом. Тем, кто имеет достаточный доход, должна быть обеспечена возможность купить или взять в аренду жилье, подходящее по местоположению, качеству и цене. Малообеспеченным семьям гласно и открыто должно быть гарантировано предоставление по социальному найму муниципальных квартир.
       В этих целях следует, во-первых, сократить бюрократические препоны при строительстве благодаря введению обязательных открытых норм по конкурсному предоставлению участков из государственной и муниципальной собственности (исключение - только для четко определенных объектов государственных и муниципальных нужд и муниципального жилья для малообеспеченных граждан).
       Во-вторых, защищать права добросовестного приобретателя - «истинного собственника», права которого на недвижимость безусловны и неоспоримы.
       В-третьих, ввести регулирование городского строительства на базе правового зонирования. Необходимо заменить административное использование территорий на их правовое зонирование, при котором права на использование недвижимости будут определяться местным правовым актом - публично, на основе четких норм закона, защищающих интересы как собственника недвижимости, так и городского сообщества.
       В-четвертых, проводить антимонопольную политику на рынке жилищного строительства. Строительство в наших городах морально устаревших однообразных многоэтажных «коробок» свидетельствует о крайней монополизации рынка строительных услуг. Необходимо создать конкуренцию между независимыми фирмами, что позволит перейти на прогрессивные методы строительства, поможет решить проблемы ресурсо- и энергосбережения, а самое главное - значительно снизить цены на жилье, что сделает его доступным для граждан.
       Наконец, важно способствовать развитию ипотечного кредитования как механизма финансирования жилья. Залог недвижимости позволяет получить кредит на максимально выгодных условиях. Система ипотечного жилищного кредитования не только решает проблему финансирования строительства жилья, но и дает универсальный механизм вовлечения инвестиций в реальную экономику, укрепляет ее, поскольку ориентирована на реальные доходы граждан.


з) Качественное жилищно-коммунальное обслуживание


       Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна ориентироваться на защиту прав и интересов собственников жилья, потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает комплексную модернизацию этой сферы, равномерное распределение расходов на реформу, приоритет структурных изменений над фискальными целями, а не реализацию интересов жилищно-коммунальных предприятий.
       Комплексная модернизация ЖКХ подразумевает:
       1.Прозрачность и открытость деятельности ЖКХ, выстраивание системы четких и ясных отношений между потребителем и производителем услуг :
       · перейти к системе договорных отношений;
       · проводить прозрачную тарифную политику;, установив общественный и муниципальный контроль за тарифами на коммунальные услуги;
       · установить стандарты на все услуги и определение структуры и размера тарифов для этих услуг;
       2.Создание надежной системы защиты населения:
       · ввести ступенчатую границу оплаты (5 - 10 - 15 - 20 %) в зависимости от материального положения семьи (недопустимо, чтобы расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составили свыше 20 % семейных доходов - эта норма должна быть дифференцирована, и для малоимущих составлять 5 %);
       · провести четкое различие между компенсациями за отмену льгот и субсидиями малоимущим, не допустить ухудшения положения граждан - получателей обеих этих категорий выплат (ветеран должен получать одновременно повышение пенсии за отмену льготы и адресную субсидию на оплату услуг как нуждающийся, чего не предусматривается в правительственном варианте);
       3. Создание конкуренции на рынке коммунальных услуг:
       · разделить в жилищных службах функции заказчика и подрядчика;
       · стимулировать самоуправление собственников жилья;
       · предусмотреть программу конкретных мер по стимулированию совместного домовладения в различных формах объединений
       4. Стимулирование сбережения энергии и ресурсов:
       Обеспечить обязательность установления счетчиков потребления коммунальных услуг в домах., что не позволит коммунальным службам выставлять необоснованные счета за потребление тепла, воды и так далее.


и) Развитие культуры


       Культура - это среда, которая формирует свободную и ответственную личность, главную основу гражданского общества. В связи с этим необходима продуманная культурная политика. Она должна осуществляться по следующим основным направлениям.
       1. Сохранение культурного наследия:
       · разработка и реализация системы мер по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, архивного, музейного фондов, книжных памятников, ограждения их от физического разрушения;
       · сохранение традиционных видов художественного творчества - музыкального, хореографического и литературного фольклора, художественных промыслов и ремесел всех этнических групп, проживающих в республике;
       · формирование последовательной политики, направленной на сохранение самобытности башкирской, татарской, русской, чувашской и других культур;
       · поддержка национально-культурных форм самоорганизации граждан.
       2. Стимулирование и поддержка художественного творчества:
       - главным критерием проведения политики культурного плюрализма в отношении профессионального искусства должно служить художественное качество;
       - социально-культурное партнерство, предполагающее сотрудничество государственных структур со всеми профессиональными художественными объединениями при полной самостоятельности их деятельности;
       - развитие практики заказа и приобретения произведений, создание системы республиканских грантов как своеобразной формы кредитования профессионального художественного творчества, а также гастрольно-выставочной деятельности;
       - развитие системы республиканских стипендий одаренным молодым художникам и исполнителям, специальных пенсий деятелям культуры и искусства, создание профессиональных служб трудоустройства актеров театра, исполнителей;
       - повышение качества профессионального образования в сфере культуры и искусства; создание целостной системы подготовки, переподготовки менеджеров и социальных работников в сфере культуры.
       3. Обеспечить доступность ценностей культуры
       В этих целях важна максимальная открытость культурной политики, информационная прозрачность культурной деятельности в республике;
       4. Финансово-экономическое обеспечение культурной политики должно повысить долю расходов республиканского и местного бюджетов на культуру и обеспечение их неукоснительного выполнения.
       Не отдых и успокоение, а творческий труд - такова перспектива интеллектуального и духовно-нравственного прогресса личности, культурного подъема российского общества, процветания нашей республики.


Новый общественный договор - это новый курс развития республики


       Мы - участники демократического гражданского форума уверены в том, что реализация основных идей нового общественного договора - единственный способ решить стоящие перед нашей республикой важнейшие проблемы. Для этого необходима наша общественная солидарность и консолидация в поддержке и выборе нового Президента Республики Башкортостан, каковым мы считаем лидера Гражданского движения «Равноправие» А.Н. Аринина. Его знания, умение, опыт, способности, сильная политическая воля, опирающаяся на широкую поддержку общества, должны быть востребованы республикой.
       При этом мы считаем, что достижение общего блага возможно только при условии активизации созидательных сил всех граждан, их публичного контроля над деятельностью республиканских органов власти и органов местного самоуправления.
       Человек в Башкортостане будет свободно и ответственно строить свою жизнь, не боясь ни преступников, ни власти. Он будет иметь равные возможности для реализации всех своих прав, свобод и способностей независимо от национальности, пола, вероисповедания, социального положения, места жительства. Его образование, труд, здоровье и старость будут защищены республикой.
       Общество окрепнет и станет опорой и надежным контролером власти. В полной мере обладающее политическими и гражданскими свободами и правами, оно будет главным гарантом свободного, демократического и правового развития республики.
       Башкортостан преобразуется: эффективная экономика, конструктивная и ответственная власть, благосостояние для всех, гармоничное развитие человека, активное и действенное самоуправление граждан - все это позволит нам гордиться своей республикой.
       Мы - участники Демократического гражданского Форума принимаем наше заявление «К новому общественному договору» как наказ будущему кандидату в Президенты Республики Башкортостан А.Н. Аринину в целях его реализации в 2004 - 2008 годах.
       В свою очередь, мы - представители гражданского общества добровольно берем на себя обязательства следовать содержанию всех изложенных в Заявлении принципов в своей общественной, политической, хозяйственной и законодательной деятельности.

Используются технологии uCoz