СУВЕРЕНИТЕТ: ИТОГИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА



Катимся к нищете

       Безответственность, беззаконие, некомпетентность, коррупция, воровство и недееспособность власти сковали созидательные силы общества, творческую энергию людей. В результате республика оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе, который не позволяет обеспечивать достойную жизнь граждан, формировать эффективную экономику.
       По всем принципиальным показателям своего развития Башкирия уступает не только ведущим регионам, но и в целом Российской Федерации. Так, сегодня, по данным Правительства Российской Федерации, валовой региональный продукт на душу населения в республике составляет лишь 64,2% от среднероссийского показателя. Объем промышленной продукции на душу населения составляет только 94,1%. Доходы на душу населения в республике ниже общероссийского уровня на 39,9%, а среднемесячная зарплата составляет всего 64,9% к таковой по стране в целом.
       Следует подчеркнуть, что в 1990-2003 годах средняя заработная плата в Башкирии была в 1,2-1,4 раза меньше, чем в целом по стране. В настоящее время республика занимает по средней начисленной заработной плате лишь 46 место из 89 субъектов Федерации. Более того, стало нормой месяцами не выплачивать людям и без того небольшую зарплату. Например, просроченная задолженность по заработной плате в 1998-2003 годах в республике была одной из самых высоких по стране. По этому печальному показателю Республика Башкортостан "обогнала" 85 субъектов Российской Федерации. К 1 июля 2003 г., она составлялаы 993 млн. 900 тыс. рублей. И это притом, что реальная цифра задолженности по заработной плате значительно выше, поскольку не все организации и предприятия в сфере бизнеса официально сообщают о размере и сроках образовавшейся задолженности. Из-за страха потерять работу люди вынуждены продолжать выполнять свои обязанности без соответствующего вознаграждения за труд. Это по сути является принудительным трудом, который запрещен Конституцией.
       Новый Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы. Однако в республике эта норма не действует, и рост задолженности по заработной плате продолжается. Люди оказались практически беззащитными, брошенными на произвол судьбы.
       В Башкирии участились случаи незаконных увольнений работников, приняло массовый характер направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Безответственно власть и хозяйственные руководители относятся к обеспечению надлежащих условий и охраны труда. Значительное число работников предприятий и организаций заняты на тяжелых и вредных работах. Ежегодно на производстве травмируется большое количество человек, много людей погибает. Это связано с тем, что в республике до сих пор не создана надежная система охраны труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям; не обеспечено надлежащее финансирование улучшения условий и охраны труда; отсутствует правовая ответственность органов исполнительной власти за производственный травматизм.
       Громадные размеры приняла безработица. Все 90-е годы безработица в Башкирии была одной из самых высоких по стране. На 1 июля 2003 г., по данным обследований Госкомстата РФ по проблемам занятости населения, безработных в республике было 149 тыс. 400 человек. По этому показателю Башкирия была впереди 82 субъектов Российской Федерации. При этом почти 40 процентов всех безработных в республике составляют молодые люди в возрасте до 29 лет, то есть самый активный и дееспособный слой. Крайне болезненной реакцией на социально-экономическую неустроенность и сужение жизненных перспектив стал рост потребления наркотиков, алкоголя, самоубийств. Не случайно подъем преступности в последнее время связан главным образом именно с незаконным оборотом наркотиков.
       Сотни тысяч людей живут в бедноте и даже нищете. Средний размер пенсий в республике ниже, чем в среднем по стране. Заметно ниже обеспеченность жителей республики врачебно-амбулаторными и поликлиническими учреждениями. Система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует неудовлетворительно. В республике сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, где зачастую правит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости.
       1992 год для Башкирии стал последним годом, когда число родившихся превысило количество умерших людей. С тех пор смертность неуклонно растет.
       Пагубной для здоровья людей остается экология. По объему вредных выбросов в атмосферу республика входит в первую десятку самых загрязненных регионов страны.


Власть рождает мифы

       Мифом оказались громогласные заверения властей о различных социальных гарантиях. В 2002 г. республиканское правительство приняло решение резко сократить количество целевых государственных программ, в том числе социальных. Так, из 80 действующих программ, 54 из которых носят социальный характер, было оставлено не более 20.
       Более того, 20 августа 2002 г. правительство Российской Федерации для вывода Башкортостана из глубокого кризиса было вынуждено принять федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года". Республика стала получать трансферты. Уже в 2001 г. доля компенсирующего трансферта Министерства финансов Российской Федерации в доходах бюджета Башкирии составила 42%.
       Это свидетельство недостаточности собственных средств республики для финансирования расходных обязательств. К тому же, по оценкам экспертов, собственные доходы бюджета Башкортостана в 2003 г. должны снизиться еще на 10% к уровню 2001 г.
       Пришло время подвести итоги и под такую любимую властью тему, как опережающие темпы строительства жилья и дорог в республике. Реальные факты свидетельствуют, что к 2003 г. Башкирия уступала среднероссийским показателям как по площади квадратных метров жилья на одного жителя, так и по благоустройству жилищного фонда - обеспечения водопроводом, канализацией, ваннами, горячим водоснабжением.
       Количество семей, состоявших на учете на получение жилья, осталось в 2002 г. таким же, как и в 1990 г. - более 200 тыс. семей. Среднемесячный размер субсидий на семью на оплату жилья и коммунальных услуг в Башкирии в 1992-2002 гг. был существенно ниже, чем в среднем по стране. Башкирия, уступая в 2002 г. Москве по средней начисленной заработной плате в два раза, имела практически такие же цены на жилье.
       По доле асфальтированных дорог наша республика значительно отстает от среднероссийских показателей. Так, если в Башкортостане таких дорог только 45,6%, то в среднем по Российской Федерации - 67,7%. В то же время в Татарстане 80,8%, в Марий Эл - 89,7%, в Чувашии - 94,2%, в Самарской области - 97,5%, в Саратовской области - 97,8%, а в Нижегородской - 98,5%.
       Все это происходит, потому что власть оказалась не в состоянии создать правовые, кадровые, организационные и другие условия для успешного развития экономики. Собственно, она и не пыталась это делать, сосредоточившись на хищнической эксплуатации созданных в советские годы мощностей нефтепромышленного комплекса.
       Но главный, нефтяной ресурс неконкурентоспособной, теневой экономической системы в результате такого хозяйствования быстро истощается. Если в 1990 г. в республике было добыто 25 млн. тонн нефти, то в 2001 г, - всего 11 млн., или в 2,2 раза меньше. Это значит, что республика утрачивает свою былую силу. Для нефтяного клана прибылей, конечно, пока хватает, но для экономики их мало, тем более что огромные средства разворовываются.
       Но, естественно, денег на обновление и реконструкцию производственных мощностей не остается. В результате постоянно происходят аварии, рвутся газо- и нефтепроводы, что наносит огромный урон окружающей среде, здоровью людей, безопасности общества. Если не заняться срочно исправлением ситуации, республике рано или поздно грозит крупномасштабная техногенная катастрофа.


Недееспособность власти

       В современную эпоху в развитых и благополучных странах основными ресурсами процветания становятся наукоемкие технологии, новые информационные системы, высокая культура труда. Однако руководство республики оказалось не в состоянии не только осуществить прорыв к новым рубежам, но даже четко сформулировать задачи по их достижению. Власть так и не занялась по существу структурной перестройкой экономики, более того, она активно препятствовала развитию малого и среднего предпринимательства, которое со временем могло бы предложить альтернативу узкой специализации республиканской экономики.
       Значительно сократилось в республике число организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками сократилась в 2,3 раза.
       Имея значительный промышленный и сельскохозяйственный потенциал, Башкортостан значительно уступает по привлечению иностранных инвестиций. В 2000 г., например, республика получила всего 10,4 млн. долл. иностранных инвестиций. В то время как Оренбургская область - в 7,5 раза больше; соответственно - Пермская - в 9,3; Татарстан - в 13,7; Свердловская область - в 15,6; Самарская - в 23,6; Омская- в 75,3; Санкт-Петербург - в 111; Тюменская область - в 176,4 раза. Не говоря уже о Москве, в которой было инвестиций почти в 400 раз больше. В первом полугодии 2003 г. Башкортостан получил иностранных инвестиций всего лишь 5 долларов на душу населения, в то время как по всей стране этот показатель составил 87,2 доллара, или в 17,4 раза больше.
       Постоянно росло число убыточных предприятий. Настоящий провал произошел в уровне прибыльности предприятий. В целом промышленность республики имела в 2002 г. прибыль в объеме лишь 57,2% от уровня 2001 г. При этом в нефтедобыче и нефтепереработке прибыль в 2002 г. была меньше на 42%, чем в 2001 г., а в химии и нефтехимии - на 69%. Даже в машиностроении и металлообработке, которые развивались лучше других отраслей, прибыль в 2002 г. составила едва 71,5% к уровню 2001 г., а в легкой промышленности и того меньше - 12,7%.
       Доля убыточных предприятий во всех отраслях экономики республики на 1 января 2003 г. составила 35,8% против 32% на 1 января 2002 г. Одновременно сумма убытков возросла в 1,7 раза и составила 4,1 млрд. рублей. Значительно возросли убытки на предприятиях электроэнергетики, промышленности строительных материалов, химической и нефтехимической, стекольной и фарфорофаянсовой, медицинской, легкой промышленности, в розничной торговле и общепите.
       По результатам финансовой деятельности за 2002 г. хозяйствующие субъекты республики в целом потенциально убыточны. Другими словами, полученная ими прибыль не покрывает повышение кредиторской задолженности над дебиторской. Все это говорит о том, что многие отрасли экономики по прежнему работают неэффективно.
       Так, в 3,6 раза увеличилась задолженность перед бюджетом республики предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. В 1,3 раза возросли долги цветной металлургии, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности. Соответственно в 1,4 и 2,7 раза увеличились долги пищевой и медицинской промышленности.
       Огромные проблемы накопились в аграрно-промышленном комплексе. Общая сумма долга аграриев составляет 3,4 млрд. рублей. Несмотря на определенные финансовые вложения в сельское хозяйство, его результативность постоянно снижалась. Средства тратились неэффективно, их значительная часть просто разворовывалась. В итоге внесение минеральных удобрений на один гектар посева сельскохозяйственных культур сократилось с 1990 по 2000 г. в 4,5 раза, поголовье крупного рогатого скота - в 1,4 раза, производство мяса и птицы - в 1,6, а молока - в 1,3 раза.
       Такое кризисное состояние аграрно-промышленного комплекса объясняется тем, что рыночные преобразования на селе по сути дела так и не начинались. Крестьянин как не был, так и не стал собственником земли и других средств производства. В аграрно-промышленном комплексе до сих пор не определена внятная стратегия перехода от командно-административных методов управления к экономическим.
       Затратная и непродуманная политика привела к тому, что начиная с 1996 г. и по 2002г. включительно наша республика живет при значительном дефиците бюджета. Это означает, что важнейшие социальные сферы, такие, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, физическая культура и спорт, культура и искусство, наука все эти годы не получали достаточных ресурсов для своего развития.
       Не случайно, по результатам социологических исследований, в Башкирии более 45% опрошенных в августе 2002 г. считали экономическую ситуацию кризисной или катастрофической. Наибольшее беспокойство у людей вызывает снижение жизненного уровня и обнищание населения - на 36,4%. Более 36% опрошенных обеспокоены высоким уровнем безработицы. Проблема остановки и закрытия предприятий волнует 35,4%. Люди жалуются на рост преступности - 44,3%, распространение наркомании и алкоголизма - 48,8%.
       Таким образом, республиканская власть не выполнила своего долга перед народом.
       Правящая в Башкирии олигархия и вскормленная ею бюрократия не только не захотела и не смогла обеспечить процветание Башкортостана, но и нанесла республике прямой вред. Беззаконие, безответственность, некомпетентность, воровство власти привели к созданию криминально-олигархического режима, а не правовой и демократической республики. Суверенный курс развития республики привел к монополизированной, а не конкурентной экономике, к обнищанию людей, а не к росту их благосостояния, к огромному разрыву в доходах богатых и бедных, характерному для отсталых, а не развитых стран.
       Сегодня перед всей республикой стоит выбор: либо сохранить существующую систему государственного подавления и закрепощения людей в интересах семейно-олигархической власти, либо решительно отказаться от такой авторитарной системы политического руководства и перейти к созиданию подлинно демократической власти, которая находится под пристальным общественным контролем. Только такая власть в состоянии обеспечить не на словах, а на деле соблюдение закона, защиту прав и свобод человека, безопасность и всестороннее развитие личности, благоприятные условия для развития общества и республики.


Аналитический отдел.

Используются технологии uCoz