СУВЕРЕНИТЕТ:
ИТОГИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ВЛАСТИ С ПОМПОЙ ОТМЕТИЛИ ГОДОВЩИНУ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО «СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА БАШКОРТОСТАН»


       В разные годы этот «праздник» назывался по-разному: его объявляли даже днем независимости, видимо, от России. Именно в этот день тринадцать лет назад башкирская номенклатура приняла декларацию о государственном суверенитете Республики Башкортостан, положившую начало политике, которая служила не человеку и обществу, а узкой группе бюрократии и семейному клану.
       Интересы узкого круга лиц, установивших авторитарный контроль над республикой, обслуживала сформированная ими для этих целей несменяемая, недоступная для общественного контроля политическая система. В этом и был смысл так называемого «суверенитета» - добиться независимости не только от федеральных властей и законов, но и от многонационального населения республики. Бесконтрольность власти неизбежно приводила к ее безответственности, что в свою очередь рождало беззаконие, коррупцию, воровство и недееспособность. Все это крайне негативно сказалось на судьбах людей, развитии общества и республики.
       Сегодня мы начинаем подводить итоги политического курса под названием "суверенитет". Приглашаем читателей принять участие в обсуждении этой темы, а 7 декабря закроем эту страницу нашей истории.


Закон не писан

       Беззаконие выразилось в первую очередь в принятии правовых нормативных актов, нарушающих федеральное законодательство и Конституцию Российской Федерации. Было принято более 300 законов, 10 кодексов, большинство из которых противоречили Конституции РФ и российскому законодательству. Иначе и не могло быть, потому что российскому Основному закону противоречила Конституция Республики Башкортостан. Тем самым разрывалось конституционно-правовое и экономическое единство страны, что угрожало распадом России, создавались предпосылки для массовых нарушений прав и свобод человека, коррупции, воровства и других незаконных действий властей. Своим беззаконием власть препятствовала становлению сильного гражданского общества.
       Так, например, республиканская власть незаконно лишила общество свободных выборов, местного самоуправления, подавила свободу массовой информации, ввела цензуру, препятствовала независимой деятельности общественных объединений, мешала развитию гражданской инициативы, нарушала равноправие людей.
       Беззаконие препятствовало формированию эффективной экономики, развитию малого и среднего бизнеса. В самом деле, не может работать акционер, собственник, хозяин, если он не защищен законом. Нет законности - нет рыночных отношений, а есть теневая, криминальная и неконкурентоспособная экономика. Нарушаются права собственника, свобода предпринимателя, значит нарушается право на использование людьми своих способностей, а это главное условие становления эффективной экономики.
       В 1993 году Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан был принят Указ «О дополнительных мерах по предупреждению и пресечению преступных проявлений», который противоречил Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Всеобщей декларации прав человека. Этот указ давал правоохранительным органам Башкирии право арестовывать и содержать под стражей «подозреваемых» не только без судебного решения, но и без санкции прокурора (первые 30 суток). За период с 1994 по 1996 год по этому указу сотрудниками МВД Республики Башкортостан было задержано на срок до 30 суток 11 909 человек. Это были, как правило, предприниматели. Из них было освобождено из-за неподтверждения «подозрений» 7016 человек, или 58,9%. По существу, в республике был развернут террор, который изломал судьбы тысяч ни в чем не повинных людей, и никто не был привлечен за это к ответственности. Только активная борьба общественных сил вынудила власти республики отменить этот незаконный указ. Однако из-за этого произвола многие тысячи инициативных, ответственных и дееспособных предпринимателей, руководителей предприятий были вынуждены покинуть республику, что негативно сказалось на ее развитии.
       Одним из наиболее отвратительных проявлений «суверенитета» стала политика этнического национализма, которую проводила семейно-олигархическая власть. Наиболее очевидно это отразилось в кадровой политике, которая основывалась, с одной стороны, на дискриминации, а с другой - на необоснованных привилегиях по национальному признаку. Зачастую именно по национальному признаку производились назначения на руководящие посты в органах государственной власти, предприятиях, больницах, школах, высших учебных заведениях, учреждениях науки и культуры. Значительные ошибки были допущены в изучении родного языка. Власть фактически запретила становление национально-культурной автономии татар. Длительное время под запретом находилась выдача гражданам новых российских паспортов. Значительный урон этнокультурному самосознанию татар нанесла политика властей по искусственному завышению численности башкир за счет татарского этноса в ходе Всероссийской переписи населения в октябре 2002 года.
       К счастью, негодная политика этнического национализма не привела к межнациональному противостоянию и конфликтам между людьми. Единство многоэтничного поликультурного общества оказалось прочнее, чем рассчитывали идеологи этнического национализма.


Народ обобрали


       Результатом бесконтрольности, безответственности и беззакония суверенного курса развития республики стали бюрократизм и криминализация экономики.
       Как показал опыт, республиканский административно-управленческий аппарат не просто не в состоянии разработать и реализовать действенную экономическую политику. Фактически он является тормозом на пути развития республиканской экономики, на пути ее качественного преобразования. И дело здесь не только в недостаточной компетентности кадров. Проблема в сложившемся за эти годы бюрократическом капитале, который по сути своей является антирыночным и паразитическим. Республиканские чиновники всех уровней, кто напрямую, кто косвенно, через родственников или близких людей, слились с частным бизнесом и частной собственностью. Именно в результате этого слияния и образовался капитал, который можно назвать бюрократическим.
       Этот капитал не боится колебаний рыночной конъюнктуры, ему не страшна конкуренция, его не беспокоит повышение издержек. Бюрократическому капиталу в силу чиновничьего прикрытия и беззакония не страшно банкротство, его не интересует эффективность, улучшение качества продукта, производительность труда и т.п. Ему не надо беспокоиться о повышении конкурентоспособности, так как он по своей природе находится в лучшей конкурентной ситуации, чем частный капитал. Как показало время, этот союз чиновничества с частью бизнеса приводит к перекачке финансов и с рынка, и из республиканского бюджета в карманы административных капиталистов.
       Достаточно привести лишь некоторые примеры. Согласно данным Министерства внешних экономических связей России, в марте 1992 года по инициативе Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в целях обеспечения республики хлебопродуктами Министерство заготовок Башкирии подписало контракт с кипрской фирмой «Владиана Дженерал Трейдинг, ЛТД» о закупке 100 тыс. тонн зерна в обмен на нефть. Фирма поставила в Башкирию около 27 тыс. тонн зерна, в то время как наша республика поставила фирме нефть согласно указанным в контракте срокам в объеме 60 тыс. 200 тонн. В результате за кипрской фирмой образовалась задолженность в размере 4 млн. долларов без учета штрафных санкций. Более того, как выяснилось, на момент заключения договора зерна у кипрской фирмы не было. То, которое было поставлено через некое малое предприятие, было закуплено в Ростовской области. Вот так, зерно идет из Ростова в Башкирию, а нефть из Башкирии прямым курсом на Кипр. На Кипре же оставалось и 75% всей валютной выручки от продажи нефти на сумму 5 млн. 970 тыс. долларов. По данным Министерства внешних экономических связей Российской Федерации принятые Министерством внутренних дел РБ меры по возврату в Башкирию валюты остались безуспешными. Между тем, вскоре министр сельского хозяйства республики был повышен в должности, став главой администрации Президента Башкортостан.
       По данным МВД Российской Федерации, в нарушение российского законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в первой половине 90-х годов с участием высокопоставленных чиновников республики за рубежом были созданы такие фирмы, как «Башкортостан девелопмент корпорейшн, Инк», АО «Батурос», АО «Басеко», СП «Гербаш», холдинг в Панаме. В результате деятельности этих фирм валютная выручка, полученная от экспорта нефти, продуктов ее переработки и горнорудного сырья, оседала на частных счетах в иностранных банках. Ущерб, нанесенный Башкирии, оценивается экспертами в сотни миллионов долларов.
       Бюрократический капитал ради своей прибыли шел и на незаконную приватизацию. Только в последнее время в Башкирии, по данным Счетной палаты Российской Федерации, была проведена незаконная приватизация крупнейших предприятий, имеющих стратегическое значение для страны. Это такие предприятия, как ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», Башкирский медно-серный комбинат, ЗАО «Бурибаевский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Научно-исследовательский институт «Солитон».
       Беспрецедентным случаем в истории отечественной нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности стало похищение находящихся в федеральной собственности активов пяти нефтеперерабатывающих заводов нефтяной компанией с суммарным оборотом более 1,5 млрд. долларов в год. В итоге, по данным Счетной палаты Российской Федерации, республиканская власть недодала федеральному центру дивидендов по акцизам порядка 118 млн. долларов, а по налогам - на сумму 111 млн. 340 тыс. долларов.
       При этом необходимо подчеркнуть, что до сих пор в республике не проведена независимая оценка рыночной стоимости активов нефтяного и нефтеперерабатывающего комплекса. Невозможно и установить, каков реальный объем производства на трех нефтеперерабатывающих заводах (Уфимский НПЗ, Ново-Уфимский НПЗ и «Уфанефтехим»). Делается это умышленно, чтобы избежать независимого контроля как со стороны федерального центра, так и со стороны граждан. Между тем, с начала 90-х годов в этой сфере создана система увода огромных финансовых потоков из республики и страны в оффшоры и иностранные банки. Получается, что все разговоры властей о «защите народного достояния», топливно-энергетического комплекса от притязаний российских олигархов - это лукавство.
       По данным Счетной палаты Российской Федерации, наша республика от владения акциями ТЭК прибыли не получила. Так, за семь лет, с 1995 по 2002 г. в республиканский бюджет поступило лишь 56 млн. рублей, или 1,8 млн. долларов. Сотни миллионов долларов шли мимо бюджета Башкирии и страны. В этом и состояла суть «суверенного курса» власти, которая защищала не народ и республику, а собственные бизнес-интересы.
       О масштабах воровства семейно-олигархической власти, криминализации экономики, можно судить и по незаконному уходу нефтеперерабатывающих заводов республики от уплаты налогов через оффшорную зону в Байконуре. По данным Министерства по налогам и сборам РФ, только в одном 2001 году таким образом до бюджета страны не дошло 10 млрд. рублей налогов по акцизам и 14 млрд. рублей по НДС. Важно подчеркнуть, что и в Башкирию эти огромные суммы тоже не попали.
       Ярким свидетельством воровства, криминализации экономики стал вывод финансовых активов из республики через банк «УралСиб» (бывший Башкредитбанк). Так, от 51% уставного капитала, принадлежавшего республике, сейчас осталось только 37%. В настоящее время готовится новая эмиссия, которая снизит до минимума долю республики в уставном капитале банка. Одновременно с этим в банке идет процесс, который обычно предшествует продаже, - оценка «УралСиба».

Аналитический отдел.
(Продолжение следует)
Используются технологии uCoz