Анатолий ДУБОВСКИЙ:

“ПАЛКУ НА ВЫБОРАХ ПЕРЕГИБАТЬ НЕ СОВЕТУЮ»



       Любые выборы в Башкирии - больное место. Не успела начаться избирательная кампания, а средства массовой информации переключились на борьбу за чистоту и прозрачность выборов. На словах цель у всех, конечно же, одна. Но подается она под разными журналистскими соусами и приправами. С какими намерениями выходят на избирательную кампанию представители оппозиции и что они думают о начавшейся предвыборной гонке? Об этом и многом другом корреспондент газеты «Отечество» беседует с председателем политического общественного объединения «Русь» Анатолием ДУБОВСКИМ.

       - Анатолий Николаевич, главными участниками выборов в Башкирии всегда были не избиратели, а комиссии и республиканские власти, которые стояли у них за спиной и над душой. Какие профилактические, а может быть, и радикальные меры предприняты «Русью» и «Равноправием» в последнее время, чтобы прекратить покровительство беззаконию в республике?

       - Сделано несколько таких шагов. В частности, мы обратились в ЦИК России с требованием убрать с должности председателя Центризбиркома Башкирии оскандалившегося на всю Россию Барыя Кинзягулова. Это обращение на имя Александра Вешнякова подписали руководители общественно-политических партий и движений и группа депутатов.
       Как мне кажется, такая необходимость назрела давно. Мы обеспокоены выборами президента Башкирии, в первую очередь - их организацией и подведением итогов. Памятуя о том безобразии, которое творилось во время предыдущих избирательных кампаний, у нас есть причины не доверять Кинзягулову.
       Впрочем, это уже не первое наше обращение в ЦИК России. В начале избирательной кампании в Госсобрание Башкирии группа кандидатов в депутаты просила Вешнякова проконтролировать выборы в башкирский парламент и выразила недоверие Кинзягулову. Однако ЦИК России на это обращение не отреагировал. И сейчас мы требуем отстранения председателя башкирского Центризбиркома. С того времени, как Кинзягулов возглавляет этот орган, накопилось столько решений судов, признававших незаконными действия комиссий, что их вполне достаточно для его освобождения от занимаемой должности.
       - Минуточку, но где гарантия, что Вешняков и в этот раз не пойдет на попятную? Ведь Кинзягулов много лет верой и правдой служит башкирским властям и не несет за это никакой ответственности, а обращение с требованием его отставки уже не первое?
       - Гарантий, разумеется, никаких. С другой стороны, есть полная ясность того, что пока Рахимов находится у власти, Кинзягулов будет удобным орудием в борьбе режима за самосохранение. И привлечь его за злоупотребления в этой должности пока нельзя, хотя мера ответственности законом предусмотрена. Для самостийной башкирской власти это бесценный кадр. А избирательная система, карающая неугодных, формировалась и оттачивалась в республике годами. На должности в Центризбирком, да и в комиссии рангом ниже отбирали ангажированных и зависимых людей. В основу их работы положен принцип - служить не закону, а господину.
       - Анатолий Николаевич, Вы всегда опирались не на эмоции, а оперировали конкретными фактами. Давайте напомним читателям нашей газеты, почему у башкирского ЦИК совесть нечиста.
       - В последнем обращении мы также сослались на решения судов, которые четко и недвусмысленно трактуют действия башкирского Центризбиркома как противозаконные.
       В частности, Верховный суд РФ в 1998 году дважды восстанавливал права Александра Аринина и Марата Миргазямова на участие в выборах президента Башкирии. А Центризбирком оба раза эти решения игнорировал и так и не зарегистрировал их кандидатами. И Аринин, и Миргазямов до сих пор являются кандидатами в президенты еще с прошлых выборов. Поэтому мое мнение, Рахимов - незаконно избранный президент. И последние решения федеральных судов, в том числе и Конституционного Суда РФ по делу А. Траспова, подтверждают это.
       Кроме того, в этом году ЦИК Башкирии не исполнил решение вышестоящей комиссии - Центризбиркома России - по выборам депутатов Государственного собрания республики. Территориальные комиссии по своему статусу не имели права проводить выборы в башкирский парламент. Кинзягулов об этом знал, но пошел на нарушение федерального законодательства.
       Такое отношение к правовым документам уже само по себе показательно. Неудивительно, что в ходе голосования и подведения итогов на мартовских выборах в башкирский парламент власти вовсю перегибали палку, а республиканский Центризбирком не только закрывал на это глаза, но и помогал топить им неугодных кандидатов.
       К примеру, в Черниковском округе №5, где я баллотировался кандидатом и победил ближайших соперников с двукратным перевесом, итоги избирательной кампании до сих пор не подведены. У меня на руках решения двух судов, в соответствии с которыми ЦИК Башкирии обязан опубликовать результаты выборов. Однако Кинзягулов даже не собрал по этому поводу комиссию.
       В обращении описаны и многие другие эпизоды неблаговидной деятельности башкирского Центризбиркома на мартовских выборах в Курултай. Они начисто опровергают сегодняшние заверения Кинзягулова в том, что декабрьские выборы в Башкирии «пройдут честно и без использования черного пиара и «грязных технологий». Председатель башкирского ЦИК сам использует эти приемы в борьбе с оппонентами действующей власти.
       Поэтому мы считаем, что вопрос с его отставкой нужно решить кардинально. На месте Кинзягулова должен быть независимый председатель ЦИК - тогда не будет такого беспредела и произвола на выборах.
        - Хорошо, но Вы сами сказали, что такая уродливая избирательная система формировалась и шлифовалась долгими годами суверенного раболепия и чинопочитания. Что же делать с массой кинзягуловых, которые окопались и в комиссиях рангом ниже?
       - Мы действительно очень обеспокоены тем, что административный ресурс готов ринуться в бой хоть сейчас. Схемы фальсификаций хода голосования и подведения итогов вовсю внедряются. Если выборы в Башкирии пустить на самотек, ничего хорошего из этого не выйдет. Будут и отключения света, и поиски взрывных устройств, и признание итогов недействительными. Все это на башкирских выборах непременно случается там, где побеждают кандидаты от оппозиции.
       У власти много способов выкручивания рук. Можно подписать протокол, не собрав кворума. Или один член комиссии распишется за другого, и на этом основании протокол потом будет признан недействительным. Были случаи, когда власти шли на преступления и заставляли расписываться членов комиссий в пустом протоколе, в который потом вносили нужные результаты.
       Мы, конечно же, знаем об этих административных тонкостях и нюансах и готовим наблюдателей и своих членов избирательных комиссий, подбирая добросовестных, честных и порядочных представителей партий и общественных движений. Работа это большая, сложная и кропотливая. Нужно правильно сориентировать человека, чтобы в трудный момент он не спасовал и не испугался административного давления. Будем ловить фальсификаторов за руку.
       Поэтому через газету я призываю членов комиссий - добросовестно и ответственно подходите к своей работе. Не выполняйте приказов администраций, сельсоветов, дирекций. Ведь закон слеп, а его незнание не освобождает от ответственности. По установившейся в России традиции, вся вина всегда ложится на непосредственного исполнителя - стрелочника. Лучше не шутить с огнем и заранее ознакомится со статьей 79 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она подробно расписывает, что считается правонарушением в избирательном законодательстве и что за это бывает.
       - 17 сентября Госсобрание второй раз перенесло выборы в городские и районные советы на март 2004 года. Для чего это понадобилось башкирским депутатам?
       - Такой перенос - нарушение закона, поскольку он ничем не мотивирован. В законе “Об основных гарантиях избирательных прав граждан...” говорится о переносе «в целях совмещения дня голосования». Однако конкретно в этом случае никакого совмещения нет. Ранее парламент республики уже переносил дату голосования с марта на декабрь 2003 года. Повторный перенос даты голосования - злоупотребление, которое не соответствует ни смыслу, ни целям федерального закона.
       Истинная же подоплека такая - Рахимов без административного ресурса боится идти на выборы президента. Ему нужны напрямую подчиненные главы администраций, у которых развязаны руки для участия в избирательной кампании Рахимова. Только так он сможет в полной мере реализовать административный ресурс.
       - И все-таки, будет ли свет в конце тоннеля или республика потонет в произволе? На что Вы, как один из лидеров оппозиции, который столько лет последовательно отстаивал торжество законности и справедливости в Башкирии, рассчитываете на предстоящих выборах?
       - Надеемся, что жалобы общественно-политических партий и движений, обращения граждан, вопиющие факты, подтвержденные судебными решениями о том, что в Башкирии правит кто угодно, только не закон, наконец-то помогут сдвинуть эту проблему с мертвой точки. А Центризбирком и Прокуратура России примут все меры, чтобы оградить граждан от беззакония и произвола в Башкирии. Направят наконец-то проверяющих, которые не будут сидеть в ЦИКе и пожимать руку Кинзягулову, а вникнут и разберутся по существу. Большую помощь, правдиво и открыто освещая избирательную кампанию, могут оказать федеральные СМИ.
       Сегодня о выборах в республике пишут две большие группы изданий. Оппозиционные режиму и официальные местные. Они совершенно по-разному подходят к тому, что происходит в Башкирии. Одни объективно относятся к ущемлению гражданских прав и беззаконию в республике и заинтересованы в полном освещении ее социально-экономического положения. Другие без устали масштабируют и высасывают из пальца заслуги власти.
       По-моему, у руководства республики совершенно атрофировалось умение смотреть на себя со стороны. Иначе я не могу объяснить себе состояние дел в республиканской прессе. Весь этот поток читательских писем из-за пределов Башкирии, авторы которых пишут о том, что чуть ли не специально приехали в республику, чтобы послушать выступления башкирского президента на августовском педсовете, вызывает неловкость и брезгливость.
       Но оказывается это цветочки по сравнению с выступлениями самих государственных мужей. Скажем, кому и что намедни хотел доказать башкирский премьер Байдавлетов, выступая перед милицейским активом? Несмотря на то, что сразу в нескольких СМИ был опубликован текст приказа Бориса Грызлова о неполном служебном соответствии министра МВД Башкирии Р. Диваева, Байдавлетов взялся доказать обратное, прямо призывая милицию расправиться с грязными политтехнологами. Это что, прямая задача милиции и башкирского правительства? Если в действиях газет есть нарушения, почему с этим не обратиться прямо в суд, прокуратуру? Или башкирские власти и впрямь рассчитывают повторить 1998 год, когда можно было безнаказанно потрошить всех несогласных с режимом? Так вот, через газету «Отечество» хочу предупредить амбициозных башкирских деятелей - не обманывайте себя и не стройте несбыточных планов. Повторить события пятилетней давности мы не дадим. Второго 1998 года в республике не будет.

Беседовал
Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz