ЧЕРНЫЕ ДНИ УРАЛСИБА



       Менее чем за год крупнейший башкирский банк "УралСиб" превратился из государственного в частный. Правительство Башкортостана - основной держатель акций - избавлялось от банка в спешке, чтобы успеть до предстоящих в декабре выборов президента республики.
       Банк "Уралсиб" учрежден в 1993 году и до декабря 2001 года использовал бренд "Башкредитбанк". Устав банка утвержден Президиумом Верховного Совета РБ 27.01.1993г. Из этого документа прямо вытекает, что Башкредитбанк (УралСиб) долгое время работал вне правового поля. Банк распоряжался государственными бюджетными средствами и средствами разных фондов по-своему усмотрению, не платил с этих операций ни копейки налогов и подчинялся лично руководству республики.
       Неудивительно, что президент лелеял и пестовал УралСиб, как любимую кубышку. Согласно его указу "О порядке перечисления в федеральный бюджет платежей по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость" от 18.07.1995 г. Башкредитбанк контролировал бюджетные средства, которые ему по уставу не принадлежали. Этим указом президент РБ дал карт-бланш на месячное "вращение" средств, которые направлялись в федеральную казну. Деньги в банке крутились такие, что московским олигархам и не снились.
       Помимо неоднократных бюджетных вливаний, банк утопал в льготах, получал в подарок отличные помещения. Административными мерами под УралСиб жестко расчищалось от конкурентов "жизненное пространство". Под натиском пали Агробанк, Башпромбанк, банк “Восток”. Кого-то разорили проверками, против особо непонятливых возбуждались уголовные дела.
       Крупнейшие предприятия республики обязывали переводить в "УралСиб" свои счета, вплоть до "отъема" у Сбербанка коммунальных платежей населения. Участвовал банк и в достаточно сомнительных схемах приватизации доходных предприятий нефтехимической отрасли Башкирии.
       При таком размахе "УралСиб" очень быстро превратился в гиганта, вытеснив с финансового рынка серьезных конкурентов. Неудивительно, что к большим деньгам потянулись люди из самого ближайшего окружения Рахимова, и вскоре УралСиб возглавил его племянник Азат Курманаев.
       Но, похоже, уралсибовское эльдорадо закрывается. То, что еще вчера создавалось на народные деньги, расползается по рукам "частников". Как акции банка, у которого были такие средства, попали на аукцион? Неужели в УралСибе все так плохо, что, несмотря на грандиозную и беспрецедентную правительственную поддержку, он не в состоянии обеспечить перспективу? Для чего тогда правительство своими волевыми решениями пускало по ветру и гробило конкурентов УралСиба?
       Еще год назад правительству республики принадлежали две трети акций "УралСиба". После январской эмиссии доля государства в банке снизилась до 50% "плюс несколько акций", а в мае до 37,5%. И, наконец, на днях власти формально потеряли контроль над банком, продав еще 15 процентов акций финансовой корпорации "НИКойл" на специализированном аукционе. Таким образом, правительство Башкирии практически вышло из его капитала. Первые сообщения о том, что "НИКойл" покупает "УралСиб" появились еще в конце лета. Однако каждый раз появление в СМИ сообщений об этом официально опровергалось руководством обеих структур.
       Интересна и судьба оставшегося в госсобственности 22,5-процентного пакета акций банка. В Советской районной инспекции МНС по Республике Башкортостан 1 октября зарегистрировалась компания ОАО "Караидель", юридический адрес которой совпадает с местом "прописки" "Уралсиба". Учредителями компании "Караидель" с уставным капиталом около 2 млрд. рублей стали банк "УралСиб" (20%) и минимущество Башкирии (соответственно 80%). Уставный капитал "Караидели" полностью сформирован из акций "УралСиба". Таким образом, вложения правительства республики в капитал "Караиделя" составили примерно 22 % акций банка, то есть всю остававшуюся после аукциона у государства долю. Такую же схему правительство Башкирии использовало при приватизации Башкирской топливной компании и "Башнефтехима". Таким образом, банк "УралСиб" де-факто приватизирован и готов к дальнейшей продаже.
       Аналитик агентства "Рус-Рейтинг" Максим Васин не уверен, что у "НИКойла" есть достаточное количество "управленческих ресурсов" для управления столь крупной и многофилиальной организацией, как "УралСиб". Он допускает, что "НИКойл" может приобретать акции "УралСиба" для его дальнейшей перепродажи зарубежным структурам. "Иностранные компании могут опасаться приобретать банк напрямую при наличии спорных моментов в его приватизации", - объясняет свою логику аналитик. Сейчас в судах рассматриваются два иска о признании недействительными эмиссий акций "УралСиба", в результате которых правительство Башкирии лишилось контрольной доли акций. Первый иск подал эксперт Счетной палаты Салават Мигранов, а второй - башкирское УМНС. Они настаивают на том, чтобы действия по приватизации "УралСиба" были признаны незаконными.
       Кроме этого, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан проводит выездную проверку банка. В ходе этой ревизии выявлены факты уклонения руководством УралСиба от уплаты налогов в особо крупных размерах.
       В Главное управление МВД РФ по Приволжскому Федеральному округу направлено письмо, в котором каждое нарушение описано подробно. В письме содержится просьба о выделении специалистов-ревизоров ГУ МВД РФ по ПФО для документирования фактов нарушения налогового законодательства ОАО "УралСиб", составления промежуточного акта исследования документов, сбора материала с последующей передачей его в следственное подразделение и принятия по нему решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.
       Между тем, руководство республики по-прежнему взваливает проблемы банка на плечи населения. На днях в редакцию обратились работники МУП "Уфимского предприятия тепловые сети", которые рассказали о новых порядках, заведенных бывшим главой администрации Уфы Рауфом Нугумановым, возглавившим это предприятие в марте 2003 года. Несколько недель назад коллективу "Теплосетей" навязали безналичную форму расчетов с коммунальщиками через “УралСиб”.
       Люди в шоке от этого нововведения, поскольку скандалы, в которые втянут “УралСиб”, и то, как банк оправдывается, мягко говоря, не вызывают у них доверия. Никто по доброй воле не хочет связываться с банком, который переживает черные дни. Однако руководство предприятия и не пыталось объясниться с работниками. Оно просто залезло к ним в карман, обязав всех поголовно переходить на такую форму жилищно-коммунальных платежей.
       Коллектив взвинчен. Многие пользуются льготами, субсидиями. Кто-то вообще проживает в частных домах или ведомственном жилье. За кого-то жилищно-коммунальные услуги оплачивают члены семьи. Однако все это в расчет не берется. С работников тянут справки по месту жительства или с мест работы родственников, пользующихся льготами, номера счетов и квитанций и кипу других казенных бумажек. Все это обременительно и отнимает массу времени и нервов - людям было бы куда проще самим распоряжаться своими средствами.
       Как нам стало известно, в одном из территориальных подразделений "Теплосетей" и вовсе произошел вопиющий случай. В ответ на возражения работницы, что жилищно-коммунальные услуги оплачивают пожилые родители-льготники, начальник-хам накричал на нее и поставил в вину, что она "плохая дочь, не хочет помогать своим старикам". Вот такая "уралсибовщина". На предприятии убеждены, что это сделано специально, чтобы поддержать до выборов банк на плаву. Но только почему из-за экономического краха финансовой империи башкирских руководителей должны страдать простые люди?

Айрат ИДРИСОВ.

Используются технологии uCoz