"И ЖИЗНЬ ХОРОША, И ЖИТЬ ХОРОШО..."



       Так писал незабвенный Владимир Владимирович Маяковский о советской действительности. Народ был нищий и раздетый, но уверенный в своем будущем. Все жили примерно одинаково. Вряд ли поэт мог предвидеть, что в XXI веке в России в социально-экономическом положении регионов России может быть такая разница. Даже граничащие друг с другом субъекты Федерации различаются на порядок. Не сравнивая какие-либо кавказские республики, возьмем, для примера, двух соседей по Приволжскому федеральному округу - Татарстан и Башкортостан. По территории Башкортостан превышает Татарстан в 2,1 раза, по населению на 8,5 процентов. Природно-климатические условия практически одинаковые. Однако разница в социально-экономическом положении огромная.
       Одним из важнейших его показателей является бюджетная обеспеченность на одного жителя. По этому показателю Республика Башкортостан отставала от среднего значения по России в I полугодии 2002 года - на 31%, в I полугодии 2003 года - на 9,6%. То есть отставание от России сократилось. Это обусловлено тем, что с начала года республиканские власти вели интенсивную распродажу государственной собственности. Такое увеличение поступлений в бюджет не может рассматриваться как результат улучшения экономических показателей промышленного и сельскохозяйственного производства. В Татарстане бюджетная обеспеченность была в I полугодии 2002 года в 1,75 раза выше, чем в Башкортостане, в 2003г. - в 1,2 раза. При этом она выше среднероссийской в I полугодии 2002 года на 33,6 процента, в I полугодии 2003 года на 9,6 процента. Комментарии здесь не нужны. Татарстан динамично развивающийся субъект Российской Федерации, Башкортостан - стагнирующий.
       Социальное положение населения лучше всего характеризует показатель средней площади жилья на одного жителя. Республика Башкортостан по нему отстает от среднероссийского на 9,2%, от Татарстана - на 6%. И это характерно для первого полугодия как 2002 года, так и для 2003 года. Во всех сравнениях прирост за год составил всего 0,3 квадратных метра. Однако в Башкортостане строительство жилья осуществляется на 60 процентов за счет средств физических лиц, то есть дольщиков, в Татарстане только на 36,8 процентов. В жилищном строительстве у этих республик диаметрально противоположные подходы. В Башкортостане жилье строится за счет населения, а в Татарстане, насколько это позволяет бюджет, возводится социальное жилье.
       И, наконец, перспективы у республик разные. Они оцениваются показателем инвестиций на душу населения. Сравнение опять-таки не в пользу Башкортостана. Инвестиции в основной капитал по Башкортостану - 4155,4 руб., по Татарстану - 4784,7 руб., в среднем по Российской Федерации - 5577,9 руб. на душу населения. То же самое с зарубежными инвестициями. В Башкортостане это 5,04 доллара, в Татарстане - 21,6 доллара, в среднем по Российской Федерации - 87,2 доллара на душу населения. Причем у всех сравниваемых субъектов в I полугодии 2003 года отмечен рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
       Эти факты как нельзя лучше характеризуют так называемый "расцвет" экономики Башкортостана. Курс на полное государственное регулирование и административное управление стал гибельным для республики. Вот уже несколько лет башкирские власти ведут борьбу с задержками выплаты заработной платы. Но ситуация кардинально не меняется, поскольку финансовое положение предприятий остается крайне тяжелым. Если предприятия платят налоги, то они не могут ликвидировать задолженность по выплате заработной платы. Если ликвидируют, хотя бы частично, задолженность - не в состоянии отчислять налоги. В Башкирии задолженность по заработной плате в расчете на душу населения - 242,24 руб. Она выше средней по Российской Федерации на 6,3 процента, по Татарстану - на 47,3 процента. По всем параметрам республиканская экономика, в отличие от Татарстана, находится в кризисе. Вина за это ложится на действующую власть, смена которой просто необходима.

Д. МИРОНОВ,
экономист.

Используются технологии uCoz