ТАКОЙ ИЗБИРКОМ НАМ НЕ НУЖЕН


       Целый год жителей Башкирии пугали рвущимися во власть олигархами. Власти нервничали и огрызались, но так ничего и не смогли предъявить, кроме пустых и голословных обвинений. С подачи оппозиции с шахматной доски башкирского руководства послетало несколько заметных фигур - заместитель министра внутренних дел Патрикеев, республиканский начальник управления Министерства по налогам и сборам РФ Саттаров и другие официальные лица, к которым в последнее время накопилось много вопросов. Все завывания местных властей от боли и призывы остановить распоясавшихся олигархов, положивших глаз на утопающую в богатстве республику, федеральный центр так и не услышал. Злой гений башкирского руководства остался невостребованным, и все карательные операции против оппозиции в течение этого года башкирские начальники вели на свой страх и риск.
       Год назад о Сергее Веремеенко мало кто знал. Настойчиво, последовательно и конструктивно критикуя действующую власть, он в короткий срок консолидировал вокруг себя всех основных деятелей оппозиции, чем немедленно вызвал шквальный огонь на себя. На страницах изданий разгорелась целая информационная война. Башкирские СМИ в свойственной им бездоказательной, анонимной и агрессивной манере стали еще активней травить инакомыслящих, вбивая людям в голову, что приход Веремеенко к власти не больше не меньше, чем конец света.
       Еще за полгода до начала кампании было ясно, кто возглавит президентскую гонку и в кого станут метить башкирские начальники, одуревшие от безнаказанности и приноровившиеся за долгие годы вольной жизни шпынять всякого, кто представляет для них помеху. Но поскольку особой любви в народе к местным властям давно нет и, пожалуй, никогда не было, они не осмеливались переходить от слов к делу, выжидая удобного случая. Да и выбор средств для расправы с оппозицией у властей не особенно богатый, непопулярный. Ведь в личине гонителей, хулителей и притеснителей всегда непросто, хотя бы потому, что запас аргументов и фактов в защиту репрессий невелик. Но, судя по тому, как развиваются события, власть смертельно обиделась на Веремеенко и твердо решила не подпустить его к участию в выборах даже на пушечный выстрел.
       Первым попробовал на зуб "опасного" кандидата местный Центризбирком, который никогда не подводил местные власти, всякий раз выполняя за них основную грязную работу и доказывая, что "папа у Васи силен в математике". 27 октября комиссия собралась в полном составе, чтобы сокрушить ненавистного соперника.
       По словам юристов, представлявших Сергея Веремеенко, день начался с того, что охрана курултая битый час препиралась с журналистами и доверенными лицами кандидата, которые обладают правом совещательного голоса, и не хотела пускать их в Центризбирком. После настоятельных требований Александра Коваля - уполномоченного представителя Сергея Веремеенко в ЦИК двум из десяти журналистов разрешили пройти, выбрав их по жребию. Корреспонденты попали на заседание с большим опозданием.
       Перед доверенными лицами Сергея Веремеенко на стол положили папку, в которой было заявление другого кандидата в президенты - Игоря Изместьева, в котором он, якобы, указал на факты нарушений избирательного законодательства со стороны Сергея Веремеенко. Не дав доверенным лицам опомниться и вникнуть в восьмистраничный материал, комиссия начала рассматривать заявление по существу.
       Невооруженным взглядом было видно, что заявление Изместьева и действия башкирского ЦИКа спланированы и скоординированы заранее. На проверку фактов, изложенных в документе, необходимо несколько дней. Однако Центризбирком принял заявление в день регистрации Сергея Веремеенко и в считанные минуты вынес свое решение об отказе.
       Изместьев "уличил" Веремееннко в том, что он не указал гражданство и год рождения в платежных документах при перечислении собственных средств в свой же избирательный фонд. Не понравились оппоненту и публикации в федеральных и региональных СМИ, упоминавшие имя кандидата. Заявитель посчитал, что все это реклама, которая стоит дороже, чем разрешает закон. Кроме всего прочего, Изместьев обвинил своего соперника в незаконном доступе к государственным СМИ и в использовании преимуществ служебного положения.
       Центризбирком вцепился в этот вздор с большим воодушевлением. Страшно подумать, что теперь будет с кандидатами, которые на халяву мотались по башкирским городам и весям, награждали многодетных матерей, заваливали подарками сирот и инвалидов, раздаривали единовременные бюджетные пособия, заступались за малайзийских антисемитов под объективами иностранных репортеров, собирали подписи по предприятиям и учреждениям, угрожая разделаться со всеми, кто не даст свой автограф.
       На днях новостные телевыпуски обошли кадры, как национал-большевики закидали помидорами Геннадия Зюганова. Руководствуясь логикой местного Центризбиркома, с пострадавшего лидера коммунистов нужно спустить три шкуры. А как же иначе? Ведь партия национал-большевиков не зарегистрирована и не участвует в выборах, а Зюганов возглавляет партсписок КПРФ.
       Однако какое дело башкирскому ЦИК до того, что на белом свете делается и чем живут люди? Подбадривая себя невнятными и бессвязными репликами и ремарками, башкирский Центризбирком постановил отказать Веремеенко в регистрации. "Нам кажется", "мы считаем", "посоветовались и решили" - бубнили члены комиссии, доставая то и дело носовые платки и отирая пот со лба. А где же ссылки на правовые нормы, дорогие волшебники избирательного законодательства и хранители действующей власти?
       Совершенно непонятно, к примеру, на чем основана уверенность, что Сергей Веремеенко оплатил эти публикации в обход избирательного фонда? Из чего видно, что именно он заказывал эти материалы? В списке 25 изданий, перечисленных в заявлении Изместьева, есть и совершенно безобидная заметка, опубликованная 6 октября в нашей газете. В ней упомянут не только Сергей Веремеенко, но и названы фамилии еще шестерых кандидатов, заявивших о намерении баллотироваться на пост президента республики. Среди прочих есть и имя Муртазы Рахимова. И теперь нам абсолютно неясно, чем мы нарушили предвыборное законодательство, ущемив права этих самых кандидатов.
       В общем, с вами все ясно, товарищи прозаседавшиеся, ваше место в буфете. Как в старые добрые времена партия республиканских чиновников велела - Центризбирком ответил "есть", и процесс завертелся.
       Не знаю, как в государственных СМИ, а телефоны в редакциях оппозиционных газет все эти дни не смолкают от звонков возмущенных избирателей.
       - Что за чертовщина такая? - возмущается наш читатель Фарит Сагидуллин. - В этом ЦИКе все с ума посходили. Мало им 98-го года. Хватит нас учить жить. Мы хотим выбрать того, кто нам больше нравится, а не того, кого подсовывают власти.
       - У нас, что ни выборы, то скандал, - делится своим мнением Анастасия Нефедова. - Пишут про этого Кинзягулова, воспитывают, а он и в ус не дует. Неужели наши руководители так никогда и научатся трезво оценивать поступки?
       - Ну и дела в нашей республике! - восклицает в трубку молодой рабочий Антон. - Сами ведут грязную кампанию, а всех собак вешают на Веремеенко. На Старо-Уфимском и Ново-Уфимском заводах работников заставляют силком брать открепительные удостоверения и гонят голосовать по месту работы. И хоть бы хны. А у самих, небось, и бюллетени с нужными данными заготовлены.
       - Передайте Веремеенко, чтоб держался молодцом. Если власть так поступает - значит, она его боится, - подбадривают кандидата, аж, из Бижбуляка.
       - Ну вот, я так и знала! - изливает душу пенсионерка Ольга Черышева. - В 98-ом году Миргазямов, теперь Веремеенко. Мы устали так жить. Неужели ничего нельзя сделать? Опять на пять лет это байство и нищета. Да когда ж это кончится?
       Нашу редакцию, которая 10 лет выступала против существующего в Башкирии режима, не может не радовать такое беспокойство наших читателей за судьбу кандидата от оппозиции. Именно поэтому мы спешим их успокоить. До исхода выборов, ой, как далеко. Предстоит серьезная борьба. И было бы странно, если бы режим уступил дорогу. Власть берут не для того, чтобы с ней расстаться. Даже когда она досталась совершенно случайно, как получилось в 1990 году в Башкирии.
       27 октября башкирский ЦИК нелепо и отчаянно уцепился за соломинку. Да, там сидят люди, которые варятся в собственном соку и привыкли к послушанию. Они никогда не принимали ответственных решений, а всю жизнь поступали так, как им велят. Они не понимают, что интриги и игры с отстранением от участия в выборах - это вчерашний день, и если власть пойдет на это, то с треском провалится. И раз Веремеенко сняли - значит, с ним считаются, чуя в нем сильного соперника. Вот если бы его без проблем зарегистрировали, тогда дело - табак.
       Да и в конце концов, так ли уж важно, кем себя считают циковские службисты. Ведь намного важнее уверенность кандидата в своей победе и здоровая атмосфера в его предвыборном штабе. А здесь, как я понимаю, все в ажуре. Люди работают как ни в чем ни бывало, не терзая и не мучая себя паническими настроениями. Веремеенко встречается с избирателями. Просто, доступно и доходчиво отвечает на все без исключения, в том числе и неприятные для него, вопросы. Словом, собирает полные залы избирателей, желающих послушать своего кандидата.
       В штабе Веремеенко не сомневаются, что он не только будет участвовать в выборах, но и одержит победу. Там в один голос говорят, что ждали такого поворота событий. Через несколько часов после того, как ЦИК принял решение, Сергей Веремеенко дал пресс-конференцию и обратился к избирателям.
       Кандидат намерен обжаловать отказ в регистрации в течение ближайших дней. "Жалоба будет предъявлена либо в ЦИК России, либо в Верховный суд Башкирии", - заверил журналистов представитель Веремеенко А. Коваль. - "Решение об отказе принято на основании голословных утверждений".
       "Возможности наших оппонентов небезграничны, - считает другой адвокат кандидата Г. Цуприк. - У нас есть достаточно серьезные и весомые аргументы, которые позволят добиться решения в этом споре в нашу пользу".
       Представители предвыборного штаба Сергея Веремеенко заявили, что "ни в коей мере не сомневаются в заказном характере решения ЦИК РБ. Поспешность и откровенная корявость, с которой заказ был реализован, лишний раз подчеркивают приближение конца правящего режима и больше походят на агонию, чем на продуманные действия".

Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz