СТРЯХНЕМ НАВАЖДЕНИЕ



       В этом году Башкирия обречена на потрясения - выборы в Госсобрание, выборы президента, выборы в Госдуму РФ. Всем будет нелегко, но каждому придется сделать свой выбор. И меня очень волнует вопрос: а сможем ли мы стряхнуть с себя наваждение, более десяти лет назад поселившееся в нашем доме в виде властного режима - лживого, лицемерного и беспощадного?

       Некоторые, начитавшись и насмотревшись местных средств массовой информации, еще склонны считать, что и при таком режиме жить можно, во многих других местах, мол, бывает хуже. Другие, зажавшись в уголке на кухне, склонны верить, что мимо них пронесет всю нечисть.
       А мне вспоминается три дня в октябре, которые страна прожила в напряженном ожидании. Да что страна. Драма с захватом заложников, пришедших на мюзикл "Норд-ост", потрясла весь мир, который с содроганием ждал развязки этой трагедии.
       Президент Башкирии, чьи политические дивиденды в последнее время заметно снизились, также не обошел эту тему вниманием. Причем в день захвата заложников и в день их освобождения Рахимов сделал из этой истории взаимоисключающие выводы.
       Первая реакция башкирского президента на трагедию в центре Москвы была странной. Когда в Москве кипели страсти, Рахимов вдруг заговорил речами лорда Джада и депутата Ковалева, призвав "федеральный центр" к переговорам с Масхадовым, дабы "обсуждать и варианты коалиционного правительства, выборы, и в целом будущее Чечни".
       Свою позицию Рахимов подкрепил таким веским доводом, что "в Чечне развивается гражданский конфликт, общество там давно балансирует на грани гражданской войны". Единственный способ погасить его, по мнению башкирского президента, - договариваться с боевиками - "пока это еще можно пытаться делать на базе и в рамках Российской конституции, при сохранении территориальной целостности страны".
       Между тем, к тому времени федеральные спецслужбы уже установили причастность Аслана Масхадова к терракту в центре российской столицы, показав несколько раз пленку с его выступлением накануне захвата заложников.
       И бесхребетное миротворчество Рахимова стало попахивать сочувствием к организаторам террактов. Впрочем, неосторожность в оценке чеченских и околочеченских событий Рахимов допускал и ранее. В свое время "Вечерняя Уфа" писала о добровольцах, выехавших из Башкирии в 1994 г. помогать мятежной Чечне. Тогда ребята из Союза башкирской молодежи даже давали интервью местным газетам, высказываясь в том духе, что "наш отряд возьмет в руки оружие, если Россия начнет вооруженную агрессию против Чечни". Годом позже всплыли факты башкирских нефтяных поставок в Грозный, к Джохару Дудаеву.
       Казалось бы, при чем тут Рахимов, когда в одном случае речь идет о каких-то аферистах, а в другом - о молодчиках из националистически настроенной молодежной организации? Однако башкирский президент уже давно и, заметим, добровольно взвалил на себя крест ответственности за все, что происходит в республике. Стало быть, он должен быть в курсе, зачем СБМ и его ближайшее окружение помогали в свое время дудаевцам.
       Кроме того, хорошо известны и повадки местных властей лезть в каждую дырку. Так что сам собой напрашивается вывод - имей Рахимов хоть малейшее желание, он бы мог в мгновение ока прекратить и деятельность "Башкультинвеста", и само существование такой организации как СБМ. Однако этого не только не произошло, но и впоследствии башкирские власти неоднократно прибегали к услугам националистически настроенных молодчиков. В частности, СБМовцам досталась самая грязная агитационная работа в поддержку башкирского президента в избирательной кампании 1998г. Они марали заборы, поливая грязью кандидатов Александра Аринина и Марата Миргазямова, устраивали дебоши во время их встреч с избирателями, пытались провоцировать защитников "РадиоТитан", призвавшего голосовать против Муртазы Рахимова. Двумя годами позже все тот же СБМ провел с подачи республиканских властей митинг в центре Уфы в защиту суверенитета. Несколько десятков воинственных людей, облачившись в камуфляжную форму и повязав на головы зеленые повязки, вышли с радикальными лозунгами типа "Путин, Урал - не Кавказ!", "Свободу не дают, ее завоевывают!". На охрану мероприятия были отвлечены огромные силы милиции, перекрыто движение по нескольким улицам. Если бы башкирские власти не желали этой вакханалии, ее бы просто не было. К примеру, для сравнения, оппозиционным организациям, входящим в "Равноправие", местному отделению "Яблока" не удалось провести ни одного мероприятия. Местные администрации на корню пресекают любые попытки общественности высказать свое мнение.
       Так что, вполне понятно, что скрывается за миротворческими словесами Муртазы Рахимова. Как ясно и то, что с опытом башкирского президента душить любое инакомыслие и его неспособностью навести порядок в столь дорогом для него Башкортостане грешно вообще давать какие-то советы.
       Впрочем, наверное, для Рахимова это неважно. Он ловил свою рыбку в мутной воде, и скорее всего, рассматривал драму с заложниками, как проверку на прочность федерального центра, рассчитывая на дополнительные очки в своем активе. И с этой точки зрения он, пожалуй, был заинтересован в том, чтобы эти события развивались по сценарию Буденновска, когда его "почти земляк" тогдашний премьер России Виктор Черномырдин пошел на поводу у банды Шамиля Басаева. Это злодеяние, окончившееся гибелью десятков ни в чем не повинных людей, не только осталось безнаказанным, но и привело к новым террактам - в Буйнакске, Волгодонске, Москве. Не помню, что говорил Рахимов во времена захвата Буденновска. Вероятнее всего, ничего, так как тогда он был больше поглощен башкирским суверенитетом. Однако теперь-то он наверняка напряженно ждал развязки - к какому результату приведут угрозы и шантаж бандитов, дадут ли российские власти слабину. И если бы Москва пошла у террористов на поводу, то и Рахимову стало бы легче торговаться с федералами. Однако российский президент не пошел ни на какой контакт с террористами. Больше того, с бандитами поступили так, как было в свое время обещано. Их замочили, в том числе и в сортире.
       И судя по всему это стало для Рахимова хорошим уроком. Буквально на следующий день после освобождения заложников из злополучного ДК он сделал уже совершенно иное заявление, полностью одобрив "курс внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации и безоговорочно поддержав решительные меры правоохранительных органов по пресечению варварской вылазки международных террористов".
       Наряду с этим Рахимов призвал граждан к "бдительности, сплоченности", во имя "консолидации всего нашего общества и дальнейшего укрепления Российского федеративного государства". Вот такой "последовательный и принципиальный" президент правит башкирским имаматом в центре России. Тогда четырех дней ему оказалось вполне достаточно, чтобы полностью сменить настрой, излечиться от своих прежних иллюзий и щелкнув каблуками отрапортовать: "Вы, как всегда правы, Владимир Владимирович!" Дай-то бог, чтобы и в Москве поняли, что такой человек, равно как и его окружение, представляют у руля республики огромную опасность.
       А нам уже на выборах депутатов Государственного Собрания надо сказать свое слово. И это должно быть "нет - кандидатам от власти!", "нет - рахимовским прихвостням!" Нам пора переделывать жизнь в республике.


Г. РАСУЛОВ.

Используются технологии uCoz