"УСТАЛИ ОТ БЕЗОБРАЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ..."


       Набирает обороты кампания по выборам президента республики. На Рахимова уже молятся башкирские СМИ, которым поручено расписать дело так, что народ в республике жизнью доволен, Муртаза Рахимов - отец родной, а мысль о его замене - смертный грех и чудовищная крамола. А вот у наших, в отличие от республиканских СМИ, многочисленных читателей на этот счет другое мнение.
       Последнее время газета "Отечество" издается более-менее регулярно и большим тиражом. Это отражается и на читательской почте, которая идет в редакцию широким и нескончаемым потоком. Пострадавших от незаконных действий местной власти, которая ни с кем и ни с чем не считается, очень много. Люди устали жить в страхе и лжи, и они охотно делятся своими бедами с газетой, рассказывая о них в письмах.
       Тема бесчестных выборов в башкирский парламент на фоне усиливающейся нищеты в республике до глубины души возмутила наших читателей уфимцев В. Шарипова, Х. Зайнуллина, О. Володина и Д. Замятина. Вот что они пишут.
       "Внимательно прочитали статью "Сплошная вакханалия". Изложенные в ней факты верны на 100%. Большинство горожан не пришло голосовать, потому что никогда не было в республике честных выборов. Представители власти самолично ходили по участкам и пальцем тыкали, кто станет депутатом, а кто нет. И поскольку на выборы пришло мало народу, после 11 вечера члены комиссии сами проголосовали за рахимовских ставленников...
       Чего только не обещали кандидаты в депутаты - снижение квартплаты, благоустройство дворов, подъездов и домов, ремонт жилья, восстановление спортшкол, секций и подростковых клубов. Ну, а где все это? Даже бесплатный проезд власти не в состоянии обеспечить. Буханка хлеба стоит 8-9 рублей, бензин - 11 рублей, баня - 47 рублей. Поля не паханы, колхозы развалены, зарплату не платят, жизнь стремительно дорожает. А у молодежи какая перспектива? Ни квартиры, ни зарплаты, ни работы.
       И как только после этого у президента язык не опухает говорить о том, как хорошо и богато мы живем? Пожил бы в бараке на 1500 - 2000 рублей в месяц, может, не городил бы всякий вздор. Ну сколько можно народ мордовать! Нам нужен такой президент, чтобы не казино и рестораны строил, а хоть маленько о людях думал и заботился".
       Схожие мысли высказывает и пенсионерка Галеева, проживающая в коммуналке по улице Российской. Она жалуется на цены, которые скачут не по дням, а по часам, и жалкая пенсия в 1300 рублей явно за ними не поспевает. Льгот, субсидий и доплат, естественно, никаких. Пожилой человек, который всю жизнь проработал на спичечной фабрике, не понимает, в чем он виноват перед властью и за что ему терпеть такие муки.
       По старой доброй советской традиции многие читатели пишут открытые письма, надеясь достучаться до министров и президентов. Так, например, сотрудники ЛПУ № 32, обратились к министру здравоохранения.
       "Мы очень устали от безобразного поведения наших руководителей" - с таких строк начинается письмо, в котором сотрудники медучреждения сетуют на "коррупцию в своей поликлинике, где у неимущих больных принято выпрашивать вату, перчатки, шприцы для стоматологического и смотровых кабинетов". На все это в лечебном учреждении якобы нет денег, однако они находятся на всякие излишества. На евроремонт кабинета главного врача, например, который обставил его мебелью по последнему писку моды и даже отдельный сортир себе завел.
       Из текста письма ясно, что в ЛПУ кипят нешуточные страсти, которые не имеют с клятвой Гиппократа ничего общего. Здесь вовсю агитируют за чиновников Орджоникидзевской администрации на выборах в курултай и муниципальные органы власти. Между тем, врачей не хватает, они бегут из поликлиники, как с тонущего корабля, из-за чего страдают больные, которые вынуждены подолгу стоять в очереди.
       А вот что пишут в открытом письме к "товарищу" Рахимову, намылившемуся в республиканские вожди в третий раз подряд, жители Хайбуллинского района. На волне суверенитета башкирские сепаратисты и националисты громче всех кричали о том, что в этом районе люди до сих пор прозябают в землянках. Своего националисты не упустили, но, судя по тексту письма, хайбуллинцы от башкирской государственности ничего не выиграли
       В обращении они жалуются на своего бывшего главу администрации района Ф. Казакбаева, который года полтора назад ушел на повышение и теперь руководит аппаратом республиканского правительства. В районе он слывет "любимчиком" башкирского президента. Вполне возможно, этот слух пустил сам бывший глава или кто-то из его окружения для роста популярности Казакбаева среди хайбуллинцев. Но "заслуги-то" у него перед земляками настоящие.
       В письме говориться о том, как Ф. Казакбаев в бытность руководителем района устроил наводнение, отдав команду спустить воду в недостроенное водохранилище. Пол-Акъяра было затоплено, а село надолго осталось без водопровода. На устранение своего "подвига" районные руководители истратили колоссальные бюджетные средства, которые не прошли и мимо их кармана, как при строительстве водовода в селе Макан. "Уважаемый Муртаза Губайдуллович, - обращаются авторы письма к президенту, - вы торжественно открывали этот объект минувшей осенью, однако в Акъяре воды как не было, так и нет до сих пор - трубы давно разобрали и продали".
       Таким же макаром в районе вершились тысячи других подвигов. В частности, реконструкция кирпичного завода, после которой загадочно исчезла добрая половина импортного оборудования, а взамен него поставлено старье пятидесятилетней давности. Нахимичили с оборудованием и на молочном заводе. С недоделками в эксплуатацию сдан кинокомплекс в селе Акъяр.
       Тепло "поблагодарили" хайбуллинцы президента и за строительство дорог. После того, как Казакбаева повысили, сделав руководителем аппарата башкирского правительства, у него появились новые, гораздо большие в сравнении с прежней должностью возможности. Со слов авторов, пользуясь уфимскими связями, он помогал искать заказчиков на строительство дорог на стороне, в соседней Оренбургской области. И хотя Хайбуллинское ДРСУ сидит без заказов, дороги в районе прокладывают соседи. Благодаря этой заботе здесь появляются никому ненужные объездные пути, как например, у села Федоровка в 50 дворов. А там, где необходимы большие затраты и много труда, никто для строительства даже пальцем не пошевелит.
       Безграмотно расходуются ресурсы и на строительство газопроводов. Самые тяжелые земляные работы лежат на плечах самих колхозников, которые вынуждены вести их методом народной стройки или под видом субботников. Что, впрочем, не мешает президенту и премьер-министру произносить радостные речи при пуске объектов.
       В общем, не Хайбуллинский район, а Нью-Йорк - город контрастов. Феодализм, на который обречено абсолютное большинство жителей района, мирно уживается с капиталистическим процветанием и благоденствием жалкой кучки родственников бывшего главы. Они распоряжаются в районе всем, что имеет здесь хоть какую-то цену. Родственники бывшего главы сидят на хлебных должностях, получают бесплатно квартиры и даже за жилищные услуги не платят. Каждый год район отчитывается о вводе 23-25 тысяч квадратных метров жилья - это примерно 350 - 400 домов - за десять лет наберется 3000 домов. При таких темпах и стар, и млад давно должен бы был обрести собственную крышу над головой. Однако 40% всего жилья в районе находится в ветхом и аварийном состоянии.
       При Казакбаеве в районе не было построено ни одного капитального объекта малого предпринимательства. Он единолично распоряжался, когда пахать, что сеять, когда урожай убирать, за сколько продавать, что и в каком количестве ремонтировать. Никто и рта открыть не смел, все возражения глава пресекал на корню, выживая из района самостоятельных, инициативных и смелых. Квалификация при подборе кадров в районе роли не играла, на должности он ставил только преданных людей, которых потом за развал, воровство, халатность и безхозяйственность снимали контрольные органы. Однако по странному стечению обстоятельств их тут же ставили на новые должности, не менее доходные и прибыльные.
       После того, как Казакбаева повысили, забрав в Уфу, он не оставил земляков в покое. В районе началась кадровая чехарда. Интересы новых руководителей района пересеклись с аппетитами казакбаевских родственников. "Куда не ткнись, задеваешь интересы Казакбаевых. - обращаются к президенту хайбуллинцы. - Вы, уважаемый президент, дали ему огромные возможности. Пока Казакбаев сидит в кабинете министров, хороших глав в Хайбуллинском районе не будет"...
       Удостоились внимания и другие деятели "развитого" башкирского феодализма. Сразу несколько читательских откликов пришло на статью в 12-м номере газеты "Явился - не запылился" о председателе Госсобрания Толкачеве. Наши читатели не только сомневаются в Толкачеве как в руководителе башкирского парламента, но и жалуются на порядки в Уфимском юридическом институте, где Толкачев начальник. "Столько лет там творятся безобразия, - пишет г-жа Зорина, - и никому это не нужно. Почему туда поступают в основном "троечники" с набитым кошельком, а одаренные дети из обычных семей не могут получить образование. Год обучения на коммерческом отделении юринститута обходится в 16 тысяч. Откуда у честных людей такие деньги? И все это происходит без ведома Толкачева, который руководит вузом, где готовят будущих офицеров милиции? Откуда же в Башкирии будут законность и правопорядок, каких специалистов может выпустить вуз под патронажем такого начальника"?
       Другая наша читательница г-жа Еникеева сомневается, что в Башкирии можно что-то изменить. "Вы все пишете у себя в газете "уходящая власть", карикатуры рисуете, а власть никуда не уходит. Вот что вы сделали для того, чтобы тот же Толкачев не прошел в депутаты в сельском районе?" Спешу успокоить нашу рассерженную читательницу: все, что можно сделать в нынешних непростых условиях, мы сделали, делаем и будем делать. Ведь именно после наших многократных публикаций тот же Толкачев не стал баллотироваться в Уфе, а сбежал в кандидаты "на деревню к дедушке". А что у него может быть общего с жителями башкирской глубинки? Впрочем, противостоять Толкачеву на селе мы бы не смогли при всем нашем желании. Пока не смогли бы. Во-первых, туда нерегулярно доставляется газета, на это не хватает средств. Во-вторых, рыба ищет, где глубже, а Толкачев - где лучше. Взять хотя бы историю в поселке Маячный в Куюргазинском районе, где председатель участковой комиссии, не побоявшись видеокамеры, вталкивал в избирательную урну толстую пачку заполненных бюллетеней. Так что Толкачев, как и многие другие, согретые рахимовской властью чиновники, знал, где прохождение в депутаты ему гарантировано, и не стал рисковать с выдвижением в Уфе. Значит, все-таки эта власть знает себе истинную цену, и трезво оценивает свои шансы. Даже второе лицо в башкирском государстве понимает, что режим обанкротился. Значит, все не так уж безнадежно, как кажется, автору письма. Нужно только честно делать свое дело, ходить на выборы, голосовать так, как подсказывает совесть, и не боятся защищать свои права. Только так и тогда мы сможем пересилить эту власть и навсегда избавиться от помыкания нами.


Обзор писем подготовил
Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz