РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕСЬМА СКРОМНЫЕ


       Основным и, пожалуй, наиболее важным направлением экономических преобразований в настоящее время является реформирование реальной экономики. Речь идет о микроэкономической стабилизации, то есть финансовой стабилизации отдельных предприятий. Именно об этом шла речь 15 января, в рамках широко разрекламированной учебы глав администраций и районов республики, на "круглом столе" на тему "Роль местных органов государственной власти в обеспечении подъема реального сектора экономики". Не буду останавливаться на многочисленных диаграммах, касающихся положения Республики Башкортостан по отношению к субъектам Приволжского и Уральского федеральных округов, отмечу лишь, что валовой региональный продукт в расчете на душу населения в Республике Башкортостан был ниже чем в Российской Федерации на 20,5 процента. А это значит, что в округах мы занимаем почетные 3 и 4 места, то есть, передовые - среди далеко отставших, в то время как во всей Российской Федерации держим "почетные" срединные места. Это лукавство нашей статистики - сравнивать с тем, с чем выгодно для политической элиты. Этим она грешит давно, оболванивая доверчивых граждан.
       Однако, в докладе В.К.Ардисламова прозвучало и более интересное ("Есть положительные результаты", НЭГ, 25 января-1 февраля 2002 г., №3 (115).
       Особый интерес вызывает методика ранжирования предприятий, разработанная министерством экономики и антимонопольной политики.
       К 1-й группе относятся устойчиво работающие предприятия, не имеющие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности.
       Ко 2-й группе - предприятия, полностью осуществляющие текущие платежи, но имеющие просроченную кредиторскую задолженность.
       К 4-й группе относятся предприятия, утратившие оборотный капитал и формально отвечающие признакам банкротства.
       К 3-й группе относятся все остальные предприятия.
       По логике предприятия 3 и 4 групп - практически одно и то же, с той лишь разницей, что в 4 группе предприятия-банкроты, а в 3 - приближаются к банкротству. Доля этих предприятий составляла: в 2000г. - 90 процентов, в 2001г. - 91 процент, по предприятиям, не включенным в реестр реформируемых, - 95 процентов. В связи с этим возникает вопрос: что дала трехлетняя шумная компания по реформированию предприятий и реструктуризации их задолженности в бюджет и внебюджетные фонды? Ответ прост - практически ничего. Очередной холостой выстрел. Иначе говоря, постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан №228 "О мерах по активизации процесса реформирования предприятий и иных коммерческих организаций в 1999-2000гг." не выполнено, поскольку активизации не произошло. Но об этом ни слова. О критическом анализе положения в экономике республики забыли. Иначе, как тогда хвалиться, что мы лучше всех на всем белом свете. Да и доля реформируемых предприятий, выполняющих все оценочные критерии, составляет в среднем 55 процентов. В чем причина? Да только в том, что все реформирование свелось к выполнению мероприятий приснопамятных времен плановой экономики. Мероприятия выполнены - движения нет. Оценочные критерии настолько жесткие, что выполнить их в сегодняшних условиях крайне трудно. Постоянный рост цен предприятий-производителей промышленной продукции сводит на нет все усилия реформируемых предприятий, направленные на финансовое оздоровление. Следует отметить, что рост цен - производителей в Республике Башкортостан в последние годы значительно опережал тот же рост Российской Федерации в целом. В этих условиях все реформирование носило полуадминистративный характер и не могло принести положительных результатов. Реформирование можно вести только при условии стабилизации цен-производителей, а в этой части минэкономики РБ никакой политики не проводит (да у него и нет никакой политики).


Д. РУСЛАНОВ.

Используются технологии uCoz