ОПЯТЬ "ДВОЙКА"

Конституционному суду Башкирии указали на место


       Расчистка завалов в правовом поле Российской Федерации продолжается. На раздутые полномочия Башкирии и Татарии, объевшихся суверенитетом, как сроду не видевший шоколада пятилетний сластена "сникерсами", в Москве посматривают с тревогой и делают все возможное, чтобы вернуть обжор в нормальную физическую форму. С месяц назад промывание желудков, а заодно и мозгов сделали башкирскому конституционному суду, руководители которого глядят в рот сепаратистам и превышают свои полномочия.
       В частности, до недавних пор конституционный суд пользовался правом обеспечивать верховенство и непосредственное действие основного закона республики на всей ее территории, ограничивать или запрещать политические партии. Эти вопросы регулируются федеральным законодательством. Генеральная прокуратура РФ заинтересовалась, на каком основании башкирский конституционный суд лезет не в свои сани, нарушая закон "О судебной системе РФ", и потребовала заделать бреши в республиканском законодательстве. Башкирские и татарские власти попытались прикрыться тем, что местные конституционные суды не относятся к федеральным и вправе самостоятельно решать на местах вопросы. Однако Верховный Cуд не поддержал башкирских депутатов в этом споре, и они обратились с запросом в Конституционный Суд России.
       Там башкирских депутатов не стали даже слушать и вернули им запрос на том простом основании, что "есть предметы ведения и полномочия, которыми может быть наделен только федеральный центр". Впрочем, было бы удивительно, если б в Конституционном Суде России пошли на поводу у башкирских депутатов, которые не привыкли задавать вопросы по существу. Происходит это от того, что местные власти 12 лет возводили замок на песке, а когда этот карточный домик рухнул они оказались в полной прострации и растерянности, что им теперь делать. Ведь строилось целое суверенное государство. Со своими президентской, исполнительной, законодательной и судебной властями. А если уж обезьянничать в подражание великому государству, то по-крупному. Чтобы и собственный конституционный суд, и минюст и всякое такое были.
       Понятно, что все это нужно не жителям регионов, а неадекватным руководителям краев и областей, возомнившим о себе, что они великие государственные мужи, каких белых свет не видывал. Но во всем же есть чувство меры.
       Из 89 субъектов Российской Федерации только 13 имеют свои конституционные (уставные) суды. Судя по всему, к 11 из них нет особых претензий. В общем, все люди как люди. Однако конституционный суд Башкирии вроде совковой пивнушки. Вокруг него вечно какое-то нездоровое оживление.
       Три года назад эту структуру возглавил бывший госсекретарь Муртазы Рахимова Ильдус Адигамов, не справлявшийся со своими прежними обязанностями. И это не замедлило сказать на работе конституционного суда Башкирии - из тихо и мирно посапывающего учреждения эта богом забытая контора превратилась в ангажированный муравейник. Елей в адрес суверенной власти и бальзам на душу Муртазы Рахимова потекли Амазонкой.
       Причем сам Адигамов выбросил из головы всякие мелочи и решил играть по-крупному, давая советы космического масштаба и космической же глупости. Вместо обычной и необходимой для конституционного суда рутины - проверки местных законов на соответствие основному закону Башкирии - нашлись дела поважнее и занятия помасштабнее. Адигамов стал законодателем моды - он установил за правило проверять федеральную конституцию на предмет соответствия башкирской и поругивать российскую власть за бестолковые законы. Этот ратный подвиг он вершил на пару с другим крутым экспертом и тонким знатоком в области законодательства - председателем Госсобрания Константином Толкачевым.
       Венец этой эпопеи - толкование и разъяснение отдельных положений республиканской конституции принимавшим ее депутатам в прошлом году. Российская фемида своими протестами, определениями и судебными решениями настолько заморочила наших, не привыкших работать головой бедняг-парламентариев, что ведомство Адигамова было вынуждено выступить в роли няньки, обнадеживая и подбадривая их. Конституционный суд лихо нарезал бравурные марши про лучший в солнечной системе закон - башкирскую конституцию. Но выбор репертуара, как назло, оказался неподходящим. Как известно, марши - для победителей и настоящих мужчин, а для впавших в детство депутатов, пропахших запахом суверенных пеленок, в качестве успокоительного больше подходят соска, смена белья и колыбельные песенки. Через каких-то восемь месяцев башкирская конституция перестал существовать и ее пришлось принимать по третьему разу. Верховный суд Башкирии, которым руководит Марат Вакилов, секвестировал ключевые положения местной конституции, признав их противоречащими и не соответствующими конституции российской, и в Адигамове заговорил борец с недостатками.
       Он и прежде-то кидался на внешних и внутренних врагов республики - Григория Явлинского, Генеральную прокуратуру и даже федеральный центр, как на зловещий собирательный образ, не хуже, чем Рэмбо на врагов американского народа, а тут ему подвалило новое счастье быть за все ответе. Своего земляка и протеже на должность председателя Верховного Суда Башкирии Адигамов мочил, как тореро быка.
       За проявление такого кумысного патриотизма к родному Башкортостану он пользуется особым успехом на местном телевидении, которое всегда обращается к нему в новостных сюжетах как к третейскому судье. Да и республиканский президент выказывает Адигамову доверие и благосклонность. Несмотря на все лжепророчества, лжепрогнозы и лжеоценки, в прошлом году Муртаза Рахимов представил его к руководству одной из шести секций конституционного совещания, которое облажалось с парламентской республикой по полной программе. В общем, председатель конституционного суда - несгораемый шкаф башкирской государственности. А неудачи в погоне за мифическим суверенитетом только распыляют и подзадоривают Адигамова еще больше.
       Вот уж, наверное, у кого-кого, а у него нет ощущения, что нынешние башкирские власти докуролесились, допрыгались, доскакались и все для них кончено. А зря. Снятый с должности руководитель управления Министерства по налогам и сборам РФ по республике Рашит Саттаров, щелкнутый по носу родной конституционный суд РБ; по некоторой информации сейчас усиленно проверяют МВД республики и на волоске министр Рафаил Диваев. Кто следующий? Центризбирком, суды общей юрисдикции, республиканский парламент? Мест для ревизий, проверок и контроля много. За 12 лет такого наворотили, что надолго хватит. Век живи - век проверяй.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz