ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ


       Обращение депутатов Государственного собрания и кандидатов в депутаты Государственного собрания Республики Башкортостан
       Многие годы деятельность Верховного Совета, а затем Государственного собрания республики не отражала волю народа, принимаемые законы не отвечали нуждам общества и экономическим потребностям, не способствовали соблюдению и защите прав и свобод человека, противоречили федеральному законодательству. Во многом это происходило из-за следования ложным целям так называемого суверенитета, который на деле служил лишь прикрытием интересов семейно-олигархического режима.
       Другой причиной недееспособности республиканских законодателей было отсутствие контроля общества над деятельностью депутатов. Это привело к безответственности депутатского корпуса, что выразилось в производстве юридически ничтожных законов, правовом нигилизме.
       У нового состава Государственного собрания есть возможность исправить эту порочную практику с тем, чтобы по-настоящему служить интересам человека и общества, создавать законы, которые бы обеспечили выход республики из социально-экономического кризиса, формировали правовые условия для развития эффективной экономики, сильной социальной политики. Но для этого нужно изменить само качество законодательного процесса, который должен основываться на понимании насущных задач развития республики.
       Поэтому первым шагом к новому качеству законодательной власти мы считаем формирование новой стратегии развития Башкирии. Ее создание должно быть гласным, открытым и доступным для всех заинтересованных организаций и граждан. Иными словами, стратегия развития республики должна вырабатываться не только структурами власти, но и учеными, предпринимателями, профессиональными и корпоративными группами, партиями, общественными организациями, гражданами. Именно при таком подходе можно действительно отразить волю народа.
       По существу процесс создания такой стратегии начался с выступлений в газете "Отечество" в феврале - марте этого года лидера гражданского движения "Равноправие" Александра Аринина. В этих публикациях были названы основные задачи нашего общества, которые состоят в преодолении олигархического и криминального характера власти, строительстве власти народа и для народа. В статьях А. Аринина намечены также основные ориентиры в экономической, социальной, культурной политике. В частности, поднимались проблемы формировании бюджета эффективного развития; привлечения инвестиций и стимулирования инновационной активности, поддержки малого предпринимательства; реформ образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства, ставились вопросы о повышении качества социальной защиты нуждающихся, о приоритетах молодежной политики. Эту работу надо продолжить.
       Мы обращаемся к газете "Отечество" с предложением открыть рубрику "К новой стратегии развития республики" и пригласить к участию в обсуждении этих проблем все заинтересованные структуры общества и власти.
       Результатом этой работы должно стать определение основных направлений развития республики на 2003 - 2008 годы. Именно на этой основе и следует разрабатывать новые законы.
       Вторым важным шагом к качественно новому законодательному процессу является организация республиканского центра мониторинга права. Главная задача этого центра, как нам представляется, должна состоять в комплексной экспертизе текущего законотворчества, для чего должен привлекаться широкий круг высококвалифицированных специалистов из разных областей. По аналогии республиканский центр мониторинга права можно сравнить с медицинским диагностическим центром. Нельзя говорить о полноценном лечении, если нет своевременной и современной диагностики. И в сфере законотворчества, которая непосредственно влияет на состояние общества, необходимо оперативно отслеживать все новые предложения и давать им оценку - пользу или вред обществу принесут предлагаемые нововведения. Иначе мы не преодолеем безответственную, неконструктивную и недееспособную законодательную практику.
       Начать работу Центра мониторинга права необходимо с анализа имеющихся законопроектов, которые накопились в Госсобрании за предыдущие годы. Ревизия этих законопроектов позволит выявить перспективные и конструктивные наработки, отказаться от негодных и в итоге поднять качество законодательной деятельности.
       Одним из основных результатов работы Центра мониторинга права должно стать создание единой информационно-аналитической базы, услугами которой могли бы пользоваться субъекты законотворчества, ученые, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, все заинтересованные граждане.
       Все это позволит предотвратить появление некачественного законодательства, добиться, чтобы юридические правила, устанавливаемые в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными.
       Наконец, для формирования качественно нового законодательного процесса необходим постоянный общественный контроль над деятельностью депутатов.
       В этих целях следует открыть в Интернете специальный сайт, на котором надо размещать тексты всех внесенных в Госсобрание законопроектов с указанием их авторов и разработчиков, а также инициаторов законодательной инициативы. Прозрачность законотворчества позволит установить общественный контроль над деятельностью всего Государственного собрания и каждого депутата, а, следовательно, четко определить персональную ответственность и уйти от коллективной безответственности. Все это, безусловно, повысит качество и эффективность законодательства.
       Информационная прозрачность законодательной власти, равно как и исполнительной, и судебной, несомненно, снизит степень отчуждения государства от граждан, повысит уровень общественного согласия, правовой культуры общества. Мы готовы уже сейчас внести в Госсобрание законопроект об обеспечении прозрачности в работе органов власти.
       Важным институтом общественного контроля над деятельностью органов республиканской власти является парламентское расследование. Мы готовы внести в Госсобрание и актуальнейший законопроект о введении этой процедуры, которая позволит найти ответственных, какой бы высокий властный уровень они ни занимали, за социальные, финансовые, экономические потрясения, техногенные аварии и другие катаклизмы, угрожающие безопасности людей, наносящие ущерб обществу.
       Принципиальным институтом парламентского контроля над деятельностью исполнительной власти является Счетная палата. Мы предлагаем начать работу Счетной палаты с анализа причин провала республиканской бюджетной политики. Конкретно мы требуем ответа на вопрос, почему республика вот уже 7 лет живет при дефиците бюджета. Мы требуем ясности и в том, как конкретно расходуются средства налогоплательщиков, кто несет ответственность за их неэффективное использование. Общественность должна, наконец, узнать, почему огромные финансовые средства выводятся из республики в оффшоры, а не идут на нужды людей и развитие республики.
       Таким образом, мы предлагаем принципиально новый алгоритм работы законодателей. Главной целью этой работы должно быть благополучие общества и процветание республики.
       Этим выступлением мы призываем открыть широкую дискуссию власти и общества о путях развития республики. Процесс перемен начался и его не остановить. Мы будем последовательно придерживаться основного принципа, который провозгласили во время выборов. А именно: власть должна быть под контролем общества. Только тогда она будет ответственно и эффективно служить и обществу в целом, и каждому человеку!


А. Дубовский,
Г. Шабаев,Э. Хуснутдинов,
Р. Гильманов, А. Асафьев, В. Брыкин,
В. Гершов, В. Лаптев, Л. Петров.

Используются технологии uCoz