Человек. Семья. Общество. Власть.
Новая стратегия развития Республики Башкортостан
Александр АРИНИН,
председатель гражданского движения "Равноправие"

ВЛАСТЬ ДЛЯ НАРОДА НАЧИНАЕТСЯ С МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



       Для строительства правового государства и эффективной экономики, для подъема благосостояния людей и процветания общества принципиально необходимо, чтобы развивалось местное самоуправление. Ибо оно является, во-первых, важнейшей формой самоорганизации и самообеспечения граждан, объединенных общим местом проживания. Во-вторых, местное самоуправление представляет собой действенный механизм контроля граждан над деятельностью чиновников городских, сельских и районных администраций. Общественный контроль заставляет местную власть, с которой люди соприкасаются ежедневно, нести ответственность за свои действия, побуждает ее быть компетентной и эффективной в служении обществу.
       Сущность самоуправления состоит в том, что люди сами, самостоятельно, не прибегая к помощи государственных органов власти, организуют свою социальную, экономическую, культурную жизнь в городе, селе, поселке, районе на принципах взаимоуважения, сотрудничества и солидарности. Вот почему именно с самоуправления начинается власть народа.
       Но самоуправление граждан - это не дар свыше. Оно начинается с умения человека управлять самим собой, понимать других людей, уважать общие интересы, находить согласие в организации совместной жизни, начиная с собственного дома, подъезда, улицы, микрорайона. Такие качества самоуправления должны приобретаться с юных лет в семье и в школе. Главное, что для этого нужно - воспитывать в человеке осознание свободы выбора им своего жизненного пути, которая неотделима от личной ответственности за этот выбор.
       Поэтому активность самоуправления зависит в первую очередь от чувства собственного достоинства граждан, от их ответственности за себя, от уровня культуры, правосознания и образования.
       Однако эти качества людей оказались совершенно несовместимы с интересами существующей в нашей республике семейно-олигархической власти, которая боится держать ответ перед обществом за свою некомпетентность, воровство и мздоимство, хамство, попрание законов и справедливости.
       Страх перед возможностями самоуправления людей, а главное - перед общественным контролем, который оно несет с собой, заставляет нынешнюю республиканскую власть упорно подавлять идущие снизу инициативы граждан, направленные на становление структур местного территориального самоуправления.
       Более того, несмотря на требования российского законодательства об основах местного самоуправления, на решения Верховного суда Российской Федерации, прямо потребовавшего ввести в Башкирии выборность глав городских администраций, руководители городов и районов до сих пор назначаются президентом республики. А значит, и несут ответственность только перед ним, а не перед людьми, интересам которых они призваны служить. Поскольку для должностных лиц личные отношения важнее законов, они эти законы постоянно нарушают, глумятся над правами и свободами человека. Поэтому они и воруют, строя для себя дворцы и разъезжая на дорогих представительских автомобилях. В то же время на ремонт школ и больниц финансовые средства из-за "нехватки" могут не выделяться чиновниками годами. Вне всякого сомнения, если бы в республике соблюдались российские законы, реально действовало местное самоуправление, то такая ситуация была бы невозможной.
       Местное самоуправление может организовать результативный контроль не только за целевым использованием средств, но и за эффективностью этого использования. Более того, оно в состоянии взять под контроль и сбор налогов. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности власти на местном уровне - это начало перехода к новой стратегии развития республики.
       Что же необходимо сделать в нашей республике для развития дееспособного местного гражданского самоуправления?
       Начать следует с исполнения федерального законодательства. Оно требует прежде всего формирования экономической основы местного самоуправления, которая состоит из имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местных бюджетов, а также имущественных прав муниципальных образований. Согласно российскому законодательству, к доходам местных бюджетов относятся средства самообложения; доходы от местных и региональных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней; доходы от использования муниципального имущества; часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы и иные поступления. Понятно, что результативным местное самоуправление станет только тогда, когда оно будет осуществляться в условиях эффективной экономики, широкого развития малого и среднего предпринимательства, постоянного роста доходов граждан, повышения благосостояния людей.
       Для эффективного развития местного самоуправления необходимо закрепить за ним присущие ему полномочия, разграничив их с полномочиями государственных органов власти. К таким полномочиям местного значения, в частности, относятся формирование, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах местного самоуправления электро-, тепло- и газоснабжения поселений; содержание и строительство автомобильных дорог за исключением дорог федерального и регионального значения; организация транспортного сообщения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и другие.
       Чтобы полномочия местной власти осуществлялись на общее благо должным образом, необходимо совершенствовать организационную структуру местного самоуправления. Для этого требуется сформировать муниципальные образования на двух территориальных уровнях - в поселениях, как городских, так и сельских, и в муниципальных районах. На каждом из этих уровней создаются представительные органы самоуправления, то есть граждане избирают депутатов, которым доверяют решать важные вопросы местной жизни. Непосредственное исполнение этих решений организует управленец (мэр, менеджер, глава муниципального образования), который или также избирается гражданами, или нанимается местным представительным органом.
       Но чтобы эта организационная структура не забюрократилась и не превратилась в безответственную и недееспособную систему, необходимо развивать различные формы общественного контроля - непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. К ним относятся местный референдум; муниципальные выборы; голосование об отзыве выборного лица местного самоуправления; сход граждан; гражданская правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление (на уровне многоквартирного жилого дома или даже его отдельного подъезда, жилого микрорайона, малого сельского населенного пункта); а также публичные слушания, собрания и конференции граждан, их обращения в органы местного самоуправления.
       Осуществление предложенных мер позволит, во-первых, активизировать гражданскую активность и инициативу в самообеспечении и самоорганизации республиканского общества. Во-вторых, эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы. В-третьих, приблизить местную власть к людям, обеспечить качественно новый уровень оказываемых народу услуг. Наконец, именно самоуправляющиеся институты граждан могут послужить действенным механизмом общественного контроля над деятельностью власти, резкого сокращения ее избыточных функций, сужения осуществляемых полномочий. Взамен безответственной, некомпетентной, коррумпированной системы республиканских органов управления всем и вся должно прийти гражданское самоуправление и ответственная, эффективно служащая людям власть.
       Таким образом, строительство системы местного самоуправления в нашей республике не только будет означать приведение в действие важнейшего рычага подъема экономики и социальной жизни, создание ответственной власти, эффективно служащей общему благу, но и будет способствовать повышению правовой и политической культуры граждан, а в итоге - формированию и развитию сильного гражданского общества.

Используются технологии uCoz