РЕСПУБЛИКА СТАЛА БАНКРОТОМ


       Если почитать местные средства массовой информации и послушать краснобаев из рахимовского окружения, то наша республика предстает как оазис посреди нищей и немытой России. В действительности, оказывается все наоборот. 20 августа 2002 года правительство Российской Федерации вынуждено было принять Федеральную целевую программу "Социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2006 года". Ничего подобного не принималось по другим регионам. И для этого есть веские причины, которые изложены в принятой целевой программе. Сегодня мы публикуем оценку социально-экономического положения Башкирии, которую дало правительство Российской Федерации.
       Целью экономической политики Республики Башкортостан, как и Российской Федерации в целом, - говорится в программе правительства РФ, - является необходимость повышения уровня жизни населения при одновременной структурной перестройке экономики. Эта задача является особенно актуальной для Республики Башкортостан. Несмотря на то, что Башкортостан входит в первую десятку регионов России по объемам валового регионального продукта и промышленного производства в абсолютном выражении, объем валового регионального продукта республики в 2001 году в расчете на душу населения был ниже среднероссийского уровня на 35,8 процента, хотя еще в 1999 году это отставание не превышало 15 процентов.
       Кроме того, ряд основных показателей социально-экономического развития Республики хуже чем средние по Российской Федерации, в частности:
       1. Валовой региональный продукт на душу населения составляет 64,2 процента от среднероссийского показателя;
       2. Объем промышленной продукции на душу населения 94,1 процента;
       3. Доходы на душу населения - 60,1 процента;
       4. Среднемесячная зарплата -
       64, 9 процента;
       В связи с возможным ухудшением конъюнктуры мировых рынков сырья в среднесрочной перспективе прогнозируется отставание темпов роста валового регионального продукта Республики Башкортостан от темпов роста валового регионального продукта большинства субъектов Российской Федерации и от темпов роста валового внутреннего продукта России.
       Негативные процессы многократно усиливаются вследствие падения добычи нефти в республике, так как извлекаемые запасы нефти на ее территории использованы на 80 процентов, а ежегодный прирост новых запасов в 4-5 млн. тонн компенсирует добычу только на 30-40 процентов. По прогнозу компании "Башнефть" тенденция падения добычи нефти в ближайшие годы сохранится, и в 2006 году ее будет добыто 8,0 млн. тонн против 10,1 млн. тонн в 2002 году.
       Прогноз добычи нефти
       в Республике Башкортостан
       Из-за интенсивной выработки месторождений нефти ухудшилось качество остаточных запасов, более 34 процентов которых относится к трудноизвлекаемым, а около 80 процентов приходится на запасы с тяжелой и высокосернистой нефтью. Добыча трудноизвлекаемой нефти ведет к резкому увеличению материальных затрат, что дополнительно осложняет положение бюджетообразующей отрасли промышленности Республики Башкортостан.
       Для сглаживания негативного влияния внешних факторов необходима государственная политика, направленная на развитие несырьевых отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Эта проблема может быть решена программно-целевыми методами, предусматривающими участие федерального и республиканского бюджетов в инвестировании предприятий обрабатывающей промышленности и развитии инфраструктуры республики.
       Особую роль в этой связи играет стимулирование инвестиций в химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение и металлообработку и др.
       Одной из ключевых отраслей промышленности республики является электроэнергетика. В 2001 году производство электроэнергии обеспечивало собственные потребности экономики. Вместе с тем при реализации благоприятного сценария экономического развития республики дальнейший рост промышленного производства приведет к увеличению потребностей в электроэнергии и развитии электрогенерирующих мощностей.
       Задача социальной политики Республики Башкортостан состоит в повышении уровня жизни населения и снижении социального неравенства, обеспечении всеобщей доступности основных социальных благ - высококачественного образования, медицинского и социального обслуживания. Меры, направленные на ускорение темпов роста экономики Башкортостана, будут способствовать росту денежных доходов населения и решению социальных задач. Вместе с тем созданная в республике социальная инфраструктура - медицинские учреждения, организации образования, культуры, спорта, государственные средства массовой информации - требует постоянных расходов.
       В рамках проведенного в 1999-2001 годах Российской Федерацией реформирования межбюджетных отношений 23 марта 2000 г., было подписано Соглашение о мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Республики Башкортостан. В соответствии с ним с 1 июля 2000г. расщепление налогов производится по установленным федеральным нормативам. Это привело к тому, что поступления собственных доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2001 году сократились на 40 процентов.
       Предусмотренная в 2002 году компенсация из федерального бюджета в размере 6,6 млрд. рублей составляет лишь 18,8 процента реальных потерь бюджета республики. Выделение компенсации в таком размере приведет к свертыванию всех социальных программ республики, замораживанию незавершенного строительства на общую сумму 18,9 млрд. рублей, а душевая бюджетная обеспеченность в Республике упадет до 5,0 тыс. рублей (в Российской Федераций - 9,1 тыс. рублей), в результате чего Республика Башкортостан превратится из региона-донора в регион - получатель трансфертов.
       Соглашение о мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Республики Башкортостан от 23 марта 2000 г. предусматривает компенсационные трансферты Республике Башкортостан на период перехода к новым стандартам межбюджетных отношений. Трансферт Министерства финансов Российской Федерации имеет значительный удельный вес в доходах республиканского и консолидированного бюджетов Республики Башкортостан, несмотря на сокращение расходных обязательств этих бюджетов. Доля компенсирующего трансферта Министерства финансов Российской Федерации в доходах республиканского бюджета в 2001 году составила 42 процента. Такая ситуация свидетельствует о недостаточности собственных средств республики для финансирования расходных обязательств. Собственные доходы бюджета Республики Башкортостан в 2003 году должны снизиться еще на 10 процентов к уровню 2001 года.
       Отмеченные особенности текущего состояния бюджетной сферы Башкортостана свидетельствуют о необходимости использования периода действия указанного Соглашения для расширения доходной базы республики за счет государственного участия в инвестиционных программах.
       Реализация настоящей Программы позволит осуществить дополнительные инвестиции в реальный сектор и социальную сферу республики, что будет способствовать повышению эффективности производства, ускорению темпов экономического роста и решению задач реструктуризации промышленности, диверсификации производства и улучшению экологической обстановки.
       От редакции "Отечества". То, что отметило правительство РФ в своем официальном документе, - это действительный результат многолетнего правления Муртазы Рахимова. Республику довели до ручки, местное правительство расписалось в собственном бессилии справиться с накопившимися проблемами и вынудило центральную власть заняться "плодами" суверенизации. Да только нынешняя республиканская власть, которая привела когда-то процветающую Башкирию к банкротству, вряд ли сможет выполнить предусмотренную федеральную программу.


Сергей КУЗНЕЦОВ.

Используются технологии uCoz