ЛУЧШАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - ПОЛИТИКА СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА


       "Человек. Семья. Общество. Власть. Новая стратегия развития Республики Башкортостан". Работу под таким названием написал известный политик, депутат Государственной думы первого и второго созывов - лидер республиканского гражданского движения "Равноправие", директор Института федерализма и гражданского общества Александр АРИНИН. В скором времени книгу выпустит в свет одно из московских издательств. Она будет распространяться в нашей республике с тем, чтобы стимулировать общественное обсуждение путей выхода Башкирии из кризиса, куда завела республику нынешняя семейно-олигархическая власть. Пока же А. Аринин предоставил нашей газете основные тезисы своей новой работы. Сегодня мы публикуем их продолжение. Начало читайте в №-№ 16, 17, 18 (185, 186,187) 2003г.

       Башкортостан - многоэтничная (многонациональная), многокультурная и многоконфессиональная республика. Здесь исторически мирно соединились тюркские, восточнославянские и финно-угорские народы. С высокой степенью взаимоуважения взаимодействуют религиозные общины последователей двух мировых религий - ислама суннитского толка и православного христианства.
       Все это предопределяет важную роль республики в развитии Российской Федерации. Эта роль состоит в накоплении социального опыта взаимоуважения и взаимообогащения разных этнических и религиозных общностей российского народа. Ведь сила российского общества как раз и состоит в его многоэтничности, многокультурности. Это наше общее богатство и достояние - быть страной многих и разных культур, языков, самобытных духовных традиций. Именно поэтому всякий этнический или национальный эгоизм, погоня за привилегиями "своего" этноса за счет других в принципе противоречит подлинной сущности российского общества, его многовековому историческому опыту и культурной памяти.
       Государственное оформление Российской Федерации не отменяет, а предполагает учет интересов и прав разных национальностей на индивидуальном и коллективном уровнях. Это и свободное развитие этнических культур, языков, образа жизни, это и политическая самореализация в форме республик - субъектов Российской Федерации.
       Поскольку в Башкортостане все граждане разных национальностей и все этнические группы (народы) равноправны, сама республиканская государственность не является собственностью народа, давшего ей название, а есть форма самоопределения всех граждан Российской Федерации, населяющих Башкортостан. Равно, как общероссийская государственность есть форма самоопределения всех равноправных граждан страны, в том числе населяющих нашу республику.
       Более того, мы рассматриваем российский народ как многокультурную политическую общность или нацию. Поэтому Россия является государством русских, татар, башкир, чувашей, украинцев, мордвы, удмуртов, белорусов, марийцев, осетин, ингушей, якутов и других этнических общностей (народов), проживающих в стране. В свою очередь все народы (или этнические общности), живущие в Башкортостане, являются республикообразующими.
       О гражданской общности людей разных национальностей убедительно говорят данные социологов. Например, результаты социологического исследования, проведенного в нашей республике в 2002 году Институтом этнологии и антропологии РАН, показывают, что для абсолютного большинства людей, независимо от их национальной принадлежности, основные жизненные ценности и предпочтения являются общими.
       Например, с тем, что приоритетом государственного и общественного развития должно быть уважение прав и свобод человека согласны 38,7% опрошенных представителей башкирской национальности, 38,5% русской, 39,2% татарской и 37,3% представителей других национальностей.
       Важнейшей социальной задачей является повышение образовательного уровня населения: так считают 49,8% башкир, 46% русских, 47,7% татар и 49,3% представителей иных этносов.
       Более 30% всех опрошенных полагают, что одной из главных проблем в развитии культуры является повышение нравственности, воспитание терпимости людей друг к другу. В этом уверены 29,2% башкир, 30,4% русских, 30% татар и 34,3% представителей других этнических общностей.
       Подобное единство мнений характерно и при ответах на вопросы, касающиеся социального самочувствия людей, экономических проблем, вопросов государственной жизни.
       Единственное отличие выявилось только в отношении к собственной национальной принадлежности. Согласно социологическому опросу своя этническая принадлежность очень значима для 69,5% башкир, 55,7% татар, 41,5% русских, 47,8% для других национальностей. При этом важно подчеркнуть, что, как показал анализ опроса, такая этнокультурная чувствительность представителей башкирского народа не несет черт враждебности к другим этническим общностям, населяющим Башкортостан.
       Принципиально важно подчеркнуть, что межнациональные браки допускают 37% опрошенных башкир, 49% русских, 43% татар и 55% представителей других национальностей. Не случайно поэтому сегодня в республике проживают сотни тысяч людей, родившихся в таких браках.
       Все это говорит о присущей нашему обществу высокой терпимости к проявлениям иных национальных, религиозных или культурных особенностей. Не случайно наша республика стала одним из регионов, куда охотно переселяются бывшие граждане СССР из ближнего зарубежья.
       И даже несмотря на ущерб, который нанесли все изгибы и искривления национальной политики республиканской власти в области изучения языков, расстановке кадров, дискриминации по национальному признаку, о чем хорошо известно читателям "Отечества", фатального раскола между людьми различных национальностей не произошло. Многовековые традиции духовно-нравственного и культурного сотрудничества и взаимообогащения людей разных национальностей оказались сильнее безответственного политиканства нынешней семейно-олигархической власти.
       Какой же должна быть республиканская национальная политика в современных условиях глобализации мирового сообщества и модернизации российского общества?
       Мировой опыт убедительно свидетельствует, что, несмотря на многообразие культурных форм, языков и самобытных традиций, ведущей силой общественного развития и прогресса являются всеобщие человеческие ценности. К ним относятся гуманизм, взаимоуважение, солидарность, доверие, справедливость, которые выражаются в "золотом правиле": "поступайте с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они поступали с вами".
       В правовой форме эти принципы выражаются в конституционном установлении: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - главная обязанность государства. Соответствующие положения есть и в Конституции Российской Федерации, и в Конституции Республики Башкортостан.
       Такие права и свободы человека, как право на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед законом и судом, равноправие людей независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, право выбирать место пребывания и жительства, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода ассоциаций, право частной собственности, право на труд и отдых, свободный выбор профессии, право на образование, право на социальную помощь по состоянию здоровья, по старости, по другим жизненным обстоятельствам, право участвовать в государственном управлении, в культурной жизни и право пользования учреждениями культуры являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими.
       Но сами по себе правовые нормы, даже закрепленные в Основном законе, без общественного согласия не действуют. Задача общества и новой власти в Башкирии должна состоять в том, чтобы дорасти до понимания чрезвычайно важной истины - без соблюдения прав и свобод человека не будет ни благополучного общества, ни процветающей республики. Именно поэтому главная цель новой республиканской власти - поставить человека в центр всей политики. Лучшая национальная политика - политика свободного развития человека.
       Такая политика предполагает, помимо прочего, и свободное развитие этнокультурного самоуправления. Одной из действенных форм такого самоуправления может стать национально-культурная автономия на основе местного самоуправления. Именно на местном уровне людям легче всего решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Следует подчеркнуть, что национально-культурная автономия ни в коей мере не ведет к нарушению территориальной целостности Башкортостана. Она не ущемляет и прав республики, закрепленных за нею Конституцией Российской Федерации, напротив, она расширяет возможности республиканской этнополитики, предполагая в то же время ответственность за ее осуществление.
       В соответствие с российским законодательством граждане могут осуществлять свои права и свободы в таких формах этнокультурной самореализации, как самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания этнических групп; общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры; общественные образовательные учреждения по подготовке творческих работников в области этнокультуры; предприятия, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами; разнообразные культурные центры - театры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и т.д.
       Но все эти и другие формы национально-культурного самоуправления только тогда станут эффективными, когда будут создаваться исходя из свободной и осознанной воли граждан, а не из команд и указов властей, и осуществляться на основе финансовой самостоятельности.
       Таким образом, условиями благополучного развития и процветания республиканского многонационального общества являются обеспечение и защита прав и свобод человека, развитие культурного многообразия, солидарности, взаимоуважения и самоуправления людей.


(Продолжение следует).

Используются технологии uCoz