СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА


       Республиканские власти никогда не скрывали своего желания болтаться на поверхности, и всегда вели себя очень нагло и вызывающе, всякий раз подчеркивая, что у них все схвачено, за все заплачено. Дикие методы, как-то: выкручивание рук неугодным, ложь, клевета и травля в прессе, не только не смущают местных руководителей, но и еще больше распаляют их больные фантазии. Наша газета неоднократно писала о том, что сразу несколько кандидатов от оппозиции отстаивают интересы своих избирателей в судах. Сегодня речь пойдет о председателе Политического общественного объединения "Русь" Анатолии Дубовском, который победил в Черниковском округе № 5, опередив своего ближайшего соперника в два раза. Однако власти пошли на грубейшие нарушения закона, к чему им не привыкать, и до сих пор препятствуют осуществлению его депутатских полномочий.
       17 марта в 14 часов территориальная комиссия (ТИК) Калининского района подсчитала голоса, утвердила протокол голосования и приняла решение о победе Дубовского, который на том заседании присутствовал. Под протоколом стоят подписи всех членов комиссии и печать. Однако уже через четыре часа комиссия собралась вновь, заметим, в неполном составе и пятью голосами "за", при одном "против" признала выборы недействительными и целую неделю никого об этом не извещала. Сделали это по одной простой причине. На пяти участках Черниковского округа с 21 часа 15 минут до 21 часа 45 минут - за сорок минут до конца голосования - отключали электричество. Вчистую проигравшие Дубовскому кандидаты от власти бывший депутат курултая Ф. Фартукова, главврач детской поликлиники № 4 З. Гашимова и зам. директора УМПО С. Касьянов обратились в суд с заявлениями о признании выборов в округе недействительными. По их мнению, отключение света отразилось на волеизъявлении избирателей, которые в темноте не смогли проголосовать против председателя "Руси".
       У Гашимовой и Касьянова заявления абсолютно одинаковы и написаны под копирку. Оба обращаются в суд в качестве "выступивших кандидатов в депутаты Госсобрания" и просят суд дать "правовую оценку отключению света". Вообще-то "выступают" клоуны на манеже и партийцы на митинге, а кандидаты - баллотируются.
       Что же касается правовой оценки перебоев с электроэнергией, то с этим надо идти не в суд, а к Чубайсу или, как минимум, другу Урала Рахимова и руководителю "Башкирэнерго" Николаю Курапову. При чем тут избирательная комиссия и Дубовский?
       Вероятно, подав такое заявление, Касьянов почувствовал всю нелепость своего положения и то ли сгорел со стыда, то ли сквозь землю провалился. Он наотрез отказался посещать судебные заседания, ссылаясь на болезни, командировки и прочие житейские неудобства. Как вдохновенно привирал в таких случаях геройский начальник угрозыска в каком-то фильме "бандитские пули изрешетили меня всего". Когда же Касьянова наконец-то удалось выскрести на заседание и судья поинтересовалась, чего "хочет Валико", в ответ на это зам. директор "машинки" развел руками, так и не сумев ничего добавить к своему заявленьицу. После этих невнятных объяснений Касьянов из процесса выпал окончательно.
       Со скрипом посещает судебные заседания и г-жа Гашимова. У врача детской поликлиники тоже проблемы со здоровьем. А вот с чем у нее нет проблем, так это с тем, как подтвердить это медицинскими справками. Так что двое заявителей ведут себя инертно, пассивно и индифферентно, проще говоря сачкуют, оставив один на один с Дубовским влиятельную и сиятельную г-жу Фартукову, занявшую последнее место в округе. Адвокатом у нее некая Нилус - дорогая столичная "штучка", которой не впервой защищать интересы башкирской власти. Ради этого она хоть каждый день готова являться в суд. В свое время, в 1998 г., именно Нилус защищала и оберегала Рахимова от Александра Аринина. Все уловки и ухищрения, чтобы затормозить дело, она использует рационально и квалифицированно. В юридической терминологии это называется "недобросовестное использование прав". В ход идет все: неявки по болезни и прочим "уважительным" причинам, вызовы свидетелей. Вот уже сколько месяцев очевидцев электрического затмения в Черниковском округе № 5 бомбят повестками и таскают в суд охапками и пачками.
       Г-жа Нилус рьяно взялась за выгодное башкирским властям дельце и уже заявила в суд больше тысячи избирателей, которые, по ее и фартуковским сведениям, не голосовали и могут подтвердить, что это связано с отключением света. То ли еще будет! В суде заявители настаивали, что данные об этих людях получены путем соцопроса и даже попытались представить соответствующую справку от коммерческой фирмы, проводившей "исследование".
       Разумеется, на заседания приходят не все свидетели. Тем не менее, через суд пропущено около сотни человек, отстоявших в коридоре по нескольку часов, которые, кстати, могли совершенно спокойно забить и на продувшихся в дым кандидатов, и на их дорогих столичных адвокатов.
       Ни один из тех, кого заявила Нилус на первые заседания, не подтвердил, что не голосовал из-за отключения света. Причины называли самые разные - "работал", "болел", "отдыхал за городом", "не хожу голосовать вообще" и т. д., но только не ту, которую ласкала бы слух отыгравших свое кандидатов.
       При этом адвокат Фартуковой попыталась представить в суд еще один документ - коллективное заявление, якобы, от избирателей, которые не пошли голосовать 16 марта, потому что не было света, а если бы пошли, то проголосовали против Дубовского. Суд отказался приобщить эту петицию к делу, однако документ был-таки исследован. И вот что выяснилось: абсолютное большинство подписавших это обращение людей либо вовсе не расписывались, либо не могли объяснить, под какими именно требованиями ставили свой автограф. Они говорили примерно одно и тоже: приходили три девочки, просили расписаться, мы их уважили, не вникая в суть, да и с этой бумагой нас никто особо не знакомил.
       Эта сказочка про белого бычка тянулась вплоть до пятого июня, после чего впервые появились свидетели, которые начали показывать, что приходили голосовать вечером, но на участке (как правило называли школу №118) не было света. Якобы, по этой причине эти избиратели не стали заходить в помещение и ушли домой. Между тем, в материалах дела есть неоспоримые доказательства - свидетельские показания членов комиссий и наблюдателей с этого участка, которые в один голос утверждают, что после отключения электроэнергии члены комиссии зажгли фонари и свечи, подогнали к окнам машины и фарами освещали помещение. Больше того, председатель одной из комиссий вышел на улицу и провожал всех, кто пришел проголосовать, в помещение. Так что, по сути, эти показания противоречат тому, что было на самом деле.
       6 июня была доброшена очередная порция из 17 свидетелей, которых суд вообще не вызывал. Они принесли повестки, к которым суд не имел никакого отношения и не выписывал их. Адвокат Фартуковой наотрез отказалась объяснять, откуда свалились все эти "очаровательные и милые" люди, сославшись на "тайну своего клиента", словно речь шла о золоте КПСС или похищенной нацистами янтарной комнате. Новая партия избирателей, "мечтавших проголосовать против Дубовского, но не сумевших осуществить свой грандиозный замысел из-за шалостей энергетиков", и вовсе доконала участников процесса своими показаниями.
       Так, пенсионерка Мария Петровна Шитова утверждала, что на избирательный участок в школу № 118 она ходила аж дважды. Первый раз с пяти вечера до шести, а света на участке не было. Прямо не свидетельские показания, а хохма Задорного про двенадцатый вагон. Зачем на участке свет, когда до наступления темноты было больше двух часов, и почему она не проголосовала, проболтавшись целый час на участке в светлое время, заступница Фартуковой и компании так и не пояснила.
       Г-н Владимир Иванович Кононов показал, что он в 22 часа вышел с собакой и направился на участок в кромешной темноте. Вероятно, четвероногий друг понадобился избирателю, чтобы по дороге к участку ночью к нему не пристали хулиганы-агитаторы и не заставили голосовать за Дубовского. На вопрос, почему он двинул на участок так поздно, когда комиссия уже прекратила свою работу, кинолог ответственно заявил, что они с Тузиком думали - лучше поздно, чем никогда.
       Другой страдалец за интересы Фартуковой утверждал, что пошел голосовать к 21 часу. Без света он голосовать, естественно, не стал, вернулся домой переждать темноту, но до половины одиннадцатого электричества "не было совершенно точно" и, не дождавшись, он отрубился без задних ног, позабыв "выключить телевизор".
       Вот на таких противоречивых, сбивчивых и невнятных показаниях свидетелей Фартукова и сотоварищи строят надежды. Ничего не попишешь - грезы любви к депутатскому креслу. Но самое смешное не это. После судебного заседания эти 17 так называемых "очевидцев", включая безработных и пенсионеров, в один голос затребовали поставить в своих "повестках" отметки, потому что им нужно будет их "куда-то отнести". Вообще-то отметка в повестке ставится, чтобы указать, что человек отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине, и на кой черт она пенсионеру или безработному, совершенно непонятно. Вот если только об этом хорошенько попросит кто-нибудь из заявителей. Тогда, конечно, бабье лето ее хоронить не спеши.
       Одновременно в суде рассматривается жалоба Анатолия Дубовского, который оспаривает протокол Калининской территориальной избирательной комиссии, подписанный в 19.00, то есть после того, как уже были подведены официальные итоги. Подписан он был при странных обстоятельствах. После того, как бывший председатель ТИК В. Филиппов отвез первый протокол в Центризбирком, он по неизвестным обстоятельствам вернулся, созвал новой заседание комиссии. Не уведомив никого из кандидатов, ни членов ТИК с совещательным голосом, комиссия отменила итоги выборов, удовлетворив жалобы оппонентов Дубовского об отключении света. Причем территориальная комиссия не имела никакого права подписывать другой протокол, поскольку в статье 77 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме" четко сказано, что отменить итоги выборов после их подведения может только суд. На худой конец комиссия сама может туда с этим обратиться. Сам Филиппов на одном из заседаний признал, что факты, изложенные в жалобах, члены комиссии не изучали и не проверяли, поверив заявителям (как никак серьезные люди - прорахимовские кандидаты - авт.) на слово. В суде бывший председатель ТИК показал, что в Центризбирком, якобы, были отправлены оба протокола и от 14.00, и от 19.00 в расчете, что там "опытные люди, они разберутся". Но опять-таки по неизвестным причинам до ЦИК доехал только один, поздний протокол. Куда делся первый, неизвестно. Контора Барыя Кинзягулова намертво стоит на своем - первого протокола они и в глаза не видели и не знали о победе Дубовского. Так или иначе, но вскорости после выборов Филиппов якобы по собственному желанию слетел с должности, и теперь обязанности председателя ТИК исполняет его заместитель. Показательно, что представитель ТИК в суде полностью солидарен с заявителями, то есть обеими руками за отмену итогов выборов по Черниковскому округу № 5. Правда, сам он не сумел объяснить, почему Калининская "территориалка" так последовательно хлопочет за отмену уже отмененного ею решения.
       Всей этой кутерьмой не преминул воспользоваться башкирский Центризбирком. Он тут же попытался исправить оплошность, признав мартовские выборы недействительными и даже назначив повторные на начало июня. Но смекнув своим умишком, что первый протокол об избрании Дубовского депутатом на руках у победителя, ЦИК так и не отважился на этот шаг. Он умыл руки и не стал подводить итоги по Черниковскому округу, отложив этот вопрос до решения вопроса в Калининском райсуде. Причем Центризбирком ничуть не смутило, что больше десятка кандидатов намерены оспаривать и оспаривают итоги выборов, и не стал мешать тамошним "победителям" осуществлять депутатские полномочия. К примеру, в моем Новиковском избирательном округе №28 нынешний депутат избран незаконно. В башкирском Центризбиркоме, куда я дважды и, естественно, безрезультатно обращался, прекрасно понимают, что все это до поры до времени, поскольку есть все основания пересмотра липовых итогов и рано или поздно мы добьемся этого. Так почему же в отношении к Дубовскому ЦИК творит неприкрытый произвол и злоупотребляет своими должностными полномочиями? Ради кого и чего кандидаты-банкроты запузырили эту абсурдную канитель, лишив избирателей Черниковского округа №5 конституционного права на своего представителя в законодательном органе Башкирии?
       С самого начала двое из трех оппонентов Анатолия Дубовского оправдывались тем, что на выборы их чуть ли не пинками вытолкало высочайшее начальство, чтобы отобрать голоса у председателя "Руси", лидера конструктивной оппозиции. Он сейчас этому так называемому "начальству", как кость в горле. Достаточно открыть местные газеты или настроиться на импульсы башкирского телевидения и станет понятно, кому мешает газета "Отечество" и стоящая за ней "Русь".
       Ясно и то, что все эти фартуковы, гашимовы, касьяновы, тиковские и циковские крючкотворы - пешки в крупной игре за право рулить Башкирией и играть судьбами ее жителей. Не чувствуй участники этого сериала мощной поддержки рахимовской бригады, едва ли они сподобились бы на этот процесс, который вот уже три месяца тянется вопреки закону и здравому смыслу. Разве смогла бы какая-то Фартукова оплатить столичного адвоката, услугами которой в свое время пользовался М.Рахимов? Так что как ни крути, а все тропы ведут к царю небесному, а олухи только слепо исполняют его волю и трясутся перед ним от страха, отдавая себе отчет в том, что без его щедрот и ласок, они пустое место, одна видимость. Вот только кумир у них нынче какой-то чахнущий нескладеха, или времена для него настают такие, неподходящие.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz