ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ ОБЩЕСТВА


       "Человек. Семья. Общество. Власть. Новая стратегия развития Республики Башкортостан". Работу под таким названием написал известный политик, депутат Государственной думы первого и второго созывов - лидер республиканского гражданского движения "Равноправие", директор Института федерализма и гражданского общества Александр АРИНИН. В скором времени книгу выпустит в свет одно из московских издательств. Она будет распространяться в нашей республике с тем, чтобы стимулировать общественное обсуждение путей выхода Башкирии из кризиса, куда завела республику нынешняя семейно-олигархическая власть. Пока же А. Аринин предоставил нашей газете основные тезисы своей новой работы. Сегодня мы публикуем их продолжение. Начало читайте в № 16 (185) от 26 мая 2003г.

       Итак, мы исходим из того, что основополагающим требованием современной эпохи является проведение такой государственной политики, целью которой было бы всестороннее и гармоничное развитие человека, раскрытие созидательного потенциала личности.
       Но недостаточно просто провозгласить приоритет прав и свобод человека, интересов общества в государственной политике. Еще ни один диктатор, ни один корыстолюбивый властитель не сказал открыто, что его целью является собственное обогащение или удовлетворение властных амбиций. Нет, все говорят о народе, об общем благе, о чаяниях и запросах людей.
       В чем же, в таком случае отличие нашего подхода к власти и общественным преобразованиям?
       Отличие его в том, что мы предлагаем конкретные, не зависящие от воли должностных лиц и государственных органов, механизмы, которые бы заставили власть эффективно служить обществу, защищать права и свободы человека и гражданина, не на словах, а на деле поставить интересы развития свободной личности в центр всей политической системы.
       В основе этих механизмов лежит общественный контроль над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Можно сколь угодно долго рассуждать о необходимости заботы о людях, раздавать обещания об улучшении жизни граждан. Но если при этом в качестве главного способа решения всех проблем видится исключительно усиление государства, что на деле означает расширение властных функций чиновничества, если игнорируются законы, права человека, интересы общества, то грош цена всем таким обещаниям.
       Государственная власть всегда, а особенно тогда, когда над ней нет общественного контроля, стремится расширить свои полномочия, подчинить граждан своим интересам, зачастую прибегая при этом к нарушению законов и насилию над людьми. Поэтому общество не может полностью передоверить власти всю заботу о сохранении свободы и прав своих членов.
       Мы смотрим на государственную власть как на инструмент, предназначенный для защиты и обслуживания граждан. И этот инструмент должен быть под контролем общества, а не общество под его контролем. Общество не должно зависеть от мировоззрения сменяющихся политических лидеров. Вот почему само общество должно иметь надежные инструменты влияния на власть.
       Контроль общества над деятельностью власти необходим еще и потому, что его отсутствие порождает безответственность власти, некомпетентность, коррупцию, беззаконие, неспособность эффективно и квалифицированно служить людям.
       Именно поэтому перед нами стоит стратегическая задача создать дееспособные процедуры и инструменты контроля граждан над деятельностью власти. Эти инструменты хорошо известны по опыту демократических правовых государств: свободные и честные выборы, свободные средства массовой информации, сильные и ответственные перед гражданами политические партии, активное местное самоуправление.
       Главный же способ обеспечить подконтрольность власти - это сделать ее информационно прозрачной, открытой для общества. Именно закрытость, монополия на информацию есть главное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.
       Поэтому главная задача новой власти, которая неизбежно придет в республике на смену семейно-олигархическому режиму, - это сделать власть информационно открытой. Для этого необходимо реализовать следующие принципы: не должно быть ни для кого монополии на информацию; информация должна быть открыта для всех; органы власти должны размещать всю информацию о своей деятельности в Интернете, доступ к их официальным сайтам должен быть бесплатным; информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой.
       Хотелось бы подчеркнуть, мы не против бюрократии "как класса". Мы прекрасно понимаем всю важность и необходимость эффективного государственного аппарата. Но мы убеждены, что этот аппарат только тогда будет по настоящему эффективен, когда он будет находиться под действенным контролем граждан.
       Однако закономерен вопрос, а способно ли наше общество в его сегодняшнем состоянии осуществлять такой контроль, ведь авторитарная семейно-олигархическая власть породила отчуждение людей от политики, неверие их в собственные силы?
       Действительно, это закрепощенное и бесправное состояние людей, страшную стихию смирения, пассивности и морального оскудения, которое оставляет после себя уходящая власть, будет особенно трудно преодолеть и изжить. Поэтому после прихода к власти в республике здоровых сил, новое руководство будет в чем-то опережать динамику общественного развития. Тем более велика должна быть ответственность новой власти. Руководители республики должны понимать, что достичь провозглашенных целей защиты прав человека, подконтрольности и открытости обществу можно лишь тогда, когда власть пойдет на существенное самоограничение своих полномочий. Только так можно запустить механизмы общественного самоуправления - перекладывая шаг за шагом ответственность за те сферы, где государственное руководство не обязательно, на общественные структуры. Без такой ответственности эти структуры будут формироваться медленно и тяжело. А безответственное общество так же неэффектно, как и безответственная власть.
       В начале 90-х в нашей республике политическая верхушка провозгласила строительство новой государственности. При этом власть пошла не по пути открытости для общества, а следовательно ответственности, самоограничения, компетентности, верховенства права. Наоборот, власть пошла по пути закрытости от контроля общества, безответственности и беззакония, коррупции, ограничения и подавления прав и свобод человека. Именно поэтому политика суверенитета и потерпела крах.
       Только сделав республиканскую власть подконтрольной гражданам, заставив ее исполнять свои прямые обязанности, существенно ограничив ее функции, можно добиться ее высокой эффективности в служении обществу. Только общественный контроль поможет изжить безответственность, коррупцию, беззаконие, бюрократизм в деятельности органов государственной власти.
       ***
       27 мая в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему "Формы и механизмы ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления: перспективы законодательного обеспечения". С большим интересом участники круглого стола - члены Совета Федерации, политики и ведущие эксперты - встретили доклад А. Аринина, в основу которого легли идеи, изложенные в данной публикации.


(Продолжение следует).

Используются технологии uCoz