ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ


Окончание. Начало №2,№3,№4 (171, 172, 173)

       В программе сказано, что доминирующее положение отдельных кредитных организаций затрудняет доступ на рынок финансовых услуг другим банкам, оказывает негативное влияние, не способствует развитию добросовестной конкурентной среды. Правильно. Но, кроме Башкредитбанка, кто занимает еще доминирующее положение? Неужели имеют в виду Социнвестбанк, ресурсная база которого по приблизительным оценкам составляет лишь 7-8 процентов к Башкредитбанку. А ведь сегодня это второй банк в республике. Про остальные можно и не упоминать. Получается, Башкредитбанк занимает не доминирующее, а узурпирующее положение. В мероприятиях по реализации программы есть пункт о разработке мер по оказанию государственной поддержки системообразующим кредитным организациям, то есть, считай - тому же Башкредитбанку.
       В числе проблем, сдерживающих развитие банковского сектора экономики, есть в программе раздел о невысоком доверии к банковской системе со стороны клиентов и населения. В качестве причины указано на неоднократные финансово-экономические кризисы в переходный период. Я никак не могу с этим согласиться. Первый банковский кризис вообще не коснулся наших банков, да и второй (1998 год, дефолт) прошел для них без особых осложнений. Причина в другом, о чем я говорил. Надо радоваться, что осталось еще хоть какое-то доверие к ним после погромных действий против трех крупнейших банков республики, входящих в программу "сто российских банков".
       Все намеченные мероприятия по выполнению программы состоят из бумажной игры: "разработки системы оптимального размещения банковских учреждений", "разработки проекта постановления Кабинета Министров об утверждении критериев конкурса на участие кредитных организаций в реализации программы", "разработке кредитными организациями бизнес-планов для конкурса", "определения по итогам конкурса очередности и форм получения государственной поддержки", "разработки постановления Кабинета Министров об оказании государственной поддержки кредитным организациям", "выполнения бизнес-планов в реализации программы и еще несколько пунктов подобного характера. В результате реализации мероприятий, как сказано в программе, будет создано стабильно функционирующая конкурентоспособная банковская система, адекватная уровню экономического развития республики.
       Видимо, имеется в виду, что относительно других регионов в экономическом развитии республика далеко ушла вперед, отстала только банковская система. А где же тогда истина - отсталая она система или нет нам равных в регионах?
       Интересно бы узнать, что же реализовано за прошедшие месяцы? Кто первый в очереди на получение государственной поддержки? Времени осталось совсем мало. Может случиться, что банки не дотянут до конкурентоспособного состояния. А нам же известно, что за это время Башкредит переименовался в Уралсиб, открыл еще несколько филиалов за пределами республики, по дешевке перехватил у АРКО контрольный пакет Башпромбанка. Получается, что указанная программа к Башкредитбанку никакого отношения не имеет, контрольные функции Национального банка на него не распространяются. Впрочем, это давно уже известно. Кстати, об этих тогда еще будущих шагах Башкредита я говорил еще четыре года назад, в том числе и о смене вывески и об открытии филиалов за пределами республики. Но мне не верили или не хотели верить. У Башкредита-Уралсиба на сегодня программа почти выполнена. Дальнейшее расширение этой программы, а так же совершение последнего и решающего прыжка, только не по прямой - вперед, а круто в сторону и сроки этого прыжка зависят от политической ситуации в РБ.
       Так в каком состоянии банковская система сегодня? Представьте себе громадный супермаркет с филиалами во многих городах, а вокруг супермаркета - несколько киосков, торгующих сигаретами, напитками, жвачками и т.д. … вот примерно такую картину представляет сегодня банковская система республики. Она построена не на интересах экономики, а исходя из конъюнктурных требований, в угоду режиму абсолютной власти.
       - А что же дальше? Что необходимо, чтобы исправить положение, не отстать от требований времени в этой сфере экономики?
       - Вы затронули очень важный вопрос, требующий глубокого анализа и принятия решения. Я убежден, что дальше продолжаться так не может. Варианты, соответствующие развитию экономики, имеются. Положение можно исправить. Было бы желание. Это, в основном, зависит от самой власти. Но какой? Это вопрос. А в сегодняшней ситуации говорить, что экономика республики нуждается в другой банковской системе - дело бесполезное.
       - Илюс Бариевич, чем Вы занимались после ухода из банка? Сохранились ли связи с коллективом?
       - В декабре 1998 года, то есть после ухода с поста Председателя правления и в мае 2000 года мне предложили работать в одном из банков Москвы. Отказался. Зимой 2000 года более трех месяцев исполнял обязанности первого заместителя Председателя правления Золото-Платина банка в Екатеринбурге. Больше нигде не работал и не работаю. Власть не дала мне в полную силу трудиться в 1996-1998 годах, а потом полностью лишила этой возможности. Трудиться там, где я действительно много знаю и многое могу. Последний раз в стенах банка был в конце декабря 1999 года.
       Я убежден в том, что ключевое условие для существования режима абсолютной власти - страх. Страх заставляет ответственных перед обществом людей нарушать общепринятые законы для обслуживания режима; страх заставляет думать одно, говорить второе и делать третье; страх не дает принять правильное решение, разрывает связи между людьми; управление осуществляется с помощью обмана, лицемерия, беззакония, принуждения. Как видно, в печальной истории Башпромбанка все это было использовано сполна.

Используются технологии uCoz