Александр АРИНИН:

НАША ЗАДАЧА - ПОСТРОИТЬ ГОСУДАРСТВО ДЛЯ НАРОДА



       - Александр Николаевич, в начале нашей беседы Вы подчеркнули, что только государство для народа в состоянии проводить эффективную экономическую и социальную политику, направленную на удовлетворение интересов большинства людей. Каковы принципы и задачи такой политики?
       - Наша важнейшая задача - построить устойчивую и эффективную экономику, отвечающую современным требованиям и условиям. А условия эти состоят в том, что в сегодняшнем мире информация и знания являются главными источниками общественного прогресса. Наступило время "интеллектуальной" экономики, когда главным источником благосостояния становятся не природные ресурсы, а творения человеческого ума: идеи и основанные на них нововведения. Неудивительно поэтому, что ведущую роль в мировой экономике играют именно те страны, экономическая мощь которых основана на высоких технологиях. Особенностью же таких технологий является то, что главную роль в их создании и развитии играют знания и интеллект человека, его творческая энергия. Таким образом, не природные и даже не финансовые ресурсы имеют сегодня стратегическое значение для успешного развития экономики, а то, что я бы назвал человеческим капиталом.
       То есть, мы снова возвращаемся к нашему исходному пункту: только всесторонне развитый, образованный свободный и ответственный человек может обеспечить собственное благополучие, благополучие своей семьи, общества, республики, страны.
        - Значит, проблема в том, чтобы найти у нас таких людей?
       - Их не надо искать. Они есть, их много. От советской поры мы получили богатейшее наследие - образованные и квалифицированные кадры ученых, инженеров, технологов, которые еще каких-то 15 - 20 лет назад решали уникальные по сложности задачи. Хотя, надо признать, что и советское государство использовало этот колоссальный потенциал не лучшим образом. Но при нынешнем режиме власти в Башкирии он просто не востребован. Но он сохранился.
       Более того, сейчас в активную жизнь вступает новое поколение, которое отчетливо понимает, что только знания, высокая квалификация в избранной области, умение ориентироваться в современном информационном мире могут обеспечить достойное будущее. Поэтому такие молодые люди, как правило, "на ты" с компьютером, не мыслят себя без Интернета, сознательно стремятся овладеть хотя бы одним иностранным языком.
        - Но все-таки очень многие, в том числе и молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, при всем том озабочены прежде всего элементарным выживанием.
       Вы правы, но это опять же результат бездарной социально-экономической политики действующей власти, которая вместо решения стратегических задач, занималась латанием дыр или провозглашала популистские социально-экономические программы, которые обогащали только чиновников, но почти не приносили реальной пользы простым людям.
       Разумеется, вывод республики из социально-экономического кризиса, борьба с бедностью, безработицей, обнищанием - это актуальнейшая задача, которую надо решать в кратчайшие сроки. Но это задача-минимум. Важно понимать, что ее окончательное решение невозможно без демократической, ответственной и сильной власти, без развитого "человеческого капитала".
        - С чего же следует начать?
       - С того, чтобы поменять экономическую политику власти. Она не должна подменять рыночные методы регулирования административными. Прямая обязанность исполнительной власти - создавать благоприятные условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять людям качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью.
       Для этого структура исполнительной власти должна быть рационально и логично устроена, а государственная служба стать действительно службой народу, а не источником личного обогащения. Но сделать это можно только тогда, когда власть будет находиться под контролем общества и его ответственных представителей в парламенте.
       Между тем в Башкирии в 1990 - 2002 годы отсутствовал всякий общественный контроль. Что и привело к формированию закрытой, неэффективной и коррумпированной экономической системы, не способной обеспечить даже среднероссийские стандарты благосостояния и уровня жизни жителей республики.
        - Обеспечение этих стандартов во многом зависит от бюджетной политики. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в этой сфере?
       - Прежде всего, сделать бюджетную систему прозрачной. Это позволит гражданам, депутатам Госсобрания с помощью счетной палаты контролировать, на что пошел каждый рубль налогоплательщика, насколько добросовестно, честно и квалифицированно работает на общее благо исполнительная власть.
       Уверен, только наведение элементарного порядка в бюджетной системе позволит значительно увеличить доходы республиканского бюджета. При этом важно определить стратегические приоритеты республиканской бюджетной политики, направленные на обеспечении социальных гарантий.
       Имеется в виду прежде всего полное погашение всех долгов перед работниками бюджетных отраслей с компенсациями за их задержку; введение дополнительных республиканских пособий на детей, доведение их до прожиточного минимума; обеспечение адресной поддержи наименее обеспеченной социальной группы - пенсионеров, инвалидов, сирот; обеспечение базовых социальных гарантий, прежде всего на бесплатное медицинское обслуживание и образование всем жителям республики; введение доплат к студенческим стипендиям. Таким образом, бюджетная политика должна быть обращена к человеку, к семье и тем самым к обществу.
        - Но все это возможно только при условии роста экономики. Как же обеспечить этот рост?
       - Ключевой вопрос для экономики - обеспечение условий для инвестиций, то есть вложений, в развитие производства и услуг. Но хорошо известно, что деньги вкладываются охотнее всего туда, где более полно гарантируется безопасность таких вложений. В Башкирии же сейчас риски для инвестиций очень высоки, поэтому их почти нет. Причины - высокий уровень криминализации экономики, коррупция в органах государственной власти, сложные бюрократические процедуры и административные барьеры; невозможность в судебном порядке добиться защиты своих прав при экономических спорах хозяйствующих субъектов; отсутствие законов, которые стимулировали бы инвестора.
       Поэтому оздоровление экономической ситуации в республике во многом зависит от прозрачности, а следовательно эффективности и ответственности административных, представительных, судебных и правоохранительных органов.
       Если государственные органы будут отвечать этим качествам, то это позволит, во-первых, снизить уровень деловых рисков, прежде всего связанных со всеобщим несоблюдением обязательств, бюрократизмом и административным произволом, воровством, коррупцией и преступностью.
       Во-вторых, активно развернуть государственную политику, стимулирующую развитие высоких технологий, инновационную активность, создающую благоприятные правовые, экономические и социальные условия для привлечения дополнительных источников инвестиций.
        - Очевидно, что все это позволит увеличить поступления в бюджет республики. И, наверное, было бы правильно с помощью бюджета поощрять наши предприятия, активно работающие на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.
       - Совершено верно. Более того, часть средств республиканского бюджета нужно сконцентрировать в республиканском инновационном фонде. Он должен тратиться на целевую финансовую поддержку внедрения наукоемких производств и высоких технологий. Такую поддержку следует оказывать отобранным на конкурсной основе высокотехнологичным проектам, способным стать источником быстрого роста экономики республики.
       Это в первую очередь ряд направлений в биохимической, микробиологической промышленности, информатике, в том числе производстве программных продуктов, средств телекоммуникаций, в электронике, в производстве новых материалов и химических технологиях, в авиационном производстве, экологии, энергосберегающих технологиях и некоторых других наукоемких секторах экономики.
        - И тогда мы догоним экономически более развитые регионы?
       - Догонять в современной экономике - занятие бесперспективное. В лидерах сегодня те, кто предлагает принципиально новые технологии и разработки. Именно на этом направлении надо искать свое место в российской и мировой экономике.
       Таким образом, магистральный путь развития экономики республики состоит в стимулирование инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности и наукоемкие производства. Эта задача неотделима от активной бюджетной политики, направленной на повышение качества жизни людей, на формирование образованного, всесторонне развитого человека, готового к жизни в условиях информационного мира.
        - А какую роль в этих преобразования может сыграть бизнес, в том числе малое и среднее предпринимательство?
       - Это очень важный и очень большой вопрос, который предлагаю обсудить в следующий раз.
        - Официальная статистика говорит, что в Башкирии сегодня насчитывается около 14 с половиной тысяч малых предприятий, на которых занято почти 74 тысячи человек. Они создают 6,4 процента валового регионального продукта. Как Вы оцениваете эти цифры - много это или мало для нашей республики?
       - Оценивать эти статистические данные нужно не по абсолютной величине цифр, которые кому-то могут показаться внушительными, а в сравнении с показателями других регионов и стран. Так вот, по показателю производства ВВП малым бизнесом, наша республика уступает ведущим регионам России в 1,5-2 раза, а развитым странам мира в 10-12 раз.
       Между тем, мировой опыт показывает, что именно малый и средний бизнес является основой благополучия наиболее экономически развитых стран мира. Очень убедителен на этот счет пример Германии. В этой стране 99,6 процента всех зарегистрированных предприятий являются предприятиями малого и среднего бизнеса. Именно в этом основа экономической мощи Германии, которая сегодня неоспорима. А ведь всего 57 лет назад немцы начинали строить свою новую экономику с руин, в условиях оккупации, а 13 лет назад взяли на себя нелегкую ношу ускоренного экономического развития восточных земель.
        - Но ведь в Германии и других станах Западной Европы никогда не было, в отличие от России, уголовной статьи за «частное предпринимательство», не уничтожались сознательно и на протяжении десятилетий традиции частного и, подчеркнем, честного бизнеса.
       - Это так. Но все-таки человеческую природу никаким административным давлением и даже репрессиями не изменить. В человеке неистребимо желание самостоятельно выбирать свою судьбу, свободно жить, трудиться, зарабатывать, обеспечивая свое будущее и будущее своих детей. Именно эти простые и понятные стремления лежат, как правило, в основе желания человека свободно и самостоятельно заниматься своим делом.
       И в советскую эпоху эти стремления находили себе применение. Наши выдающиеся директора заводов, лучшие председатели колхозов, были своего рода предпринимателями. Без их энергии, без их предпринимательской жилки, советская экономика просто не состоялась бы. Конечно, они работали в очень специфических, во многом деформированных экономических условиях. Но всегда в основе любого их успеха было то, что здравый экономический смысл пробивал так или иначе все бюрократические препоны.
       Сейчас, конечно, времена другие. Но бюрократия во многом осталась прежняя, традиционная, и она также стремится контролировать все и вся, в том числе и в экономике. Поэтому одна из главных задач сегодня в развитии малого и среднего бизнеса и экономики вообще состоит в дебюрократизации.
        - Сегодня это слово на слуху. Оно часто звучит с высоких политических трибун. Какой смысл вкладываете в него Вы, Александр Николаевич?
       - Дебюрократизация - это освобождения малого предпринимательства от бюрократического пресса, от мелочного, необоснованного и не нужного, не оправданного никакими общественными или экономическими интересами чиновничьего контроля. Главное, что нужно для этого сделать - поставить саму деятельность органов власти под общественный контроль, сделать ее прозрачной и открытой, то есть изменить сам характер государственной власти. Только тогда принесут должный эффект те меры, по раскрепощению малого бизнеса, которые мы предлагаем.
        - Что это за меры?
       - Они простые и понятные. Прежде всего законодательно ограничить количество проверок, четко и исчерпывающе определить, что проверке подлежит. Отменить ведомственные инструкции и постановления, которые содержат требования к деятельности предприятий малого и среднего бизнеса и правила проведения их проверок. Проверки должны проводиться только по закону, а не по закрытым инструкциям. При этом, если по результатам проверки в установленный срок решение не вынесено, то оно автоматически принимается в пользу предпринимателя. Кроме того, следует запретить навязывать малым предприятиям услуги организаций, так или иначе связанных с контролирующими органами.
       Наконец, необходимо провести ревизию республиканских законов на предмет их «взяткоемкости», начать пересмотр и отмену нормативных правовых актов, потворствующих коррупции. Провести парламентское расследование по деятельности депутатов и лоббистских групп, способствовавших принятию подобных законов.
       Все это будет отражено в новом республиканском законе «О поддержке малого предпринимательства», который закрепит благоприятные правовые условия для предпринимателей.
        - Думаю, предприниматели будут за это благодарны. Однако волнуют ведь их не только отношения с чиновниками, но и проблемы с получением кредита по разумному проценту, аренда производственных и офисных помещений и другие вопросы, связанные с развитием материальной и финансовой инфраструктур.
       - Республика решения этих вопросов также не должно оставаться в стороне. Основные направления работы здесь следующие.
       Необходимо создать эффективную систему доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, разработать и создать механизм их долгосрочного кредитования и инвестирования, ввести в действие процедуры частичной компенсации процентной ставки по кредитам для лизинговых компаний, которые специализируются на работе с малым бизнесом.
       Что касается материальной инфраструктуры, то следует прежде всего принять нормативные акты, которые определят условия и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, доверительного управления, передачи оборудования в лизинг. Необходимо создать на республиканском и муниципальном уровнях доступные базы данных по недвижимому имуществу, включая земельные участки, которое может быть передано в аренду, продано или передано в доверительное управление малым предприятиям. На основе нежилых помещений, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, можно было бы создавать экспериментальные инкубаторы малого предпринимательства.
       При этом необходимо ограничить стоимость оформления документов по земельно-имущественным отношениям, а также предусмотреть возможность зачета финансовых средств, которые израсходованы предпринимателями за ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений в качестве платы за аренду.
       Главное здесь - обеспечить равенство для всех участников экономической деятельности, чтобы помощь не шла только избранным и особо приближенным. Понятно, что без открытости и прозрачности работы государственного аппарата решить эту задачу должным образом невозможно.
        - А может ли малый бизнес сказать свое слово в развитии новых высоких технологий, о которых мы говорили в прошлый раз.
       - Безусловно. Более того, внедрение новинок - это именно та сфера, где малые предприятия имеют преимущества перед крупными в силу своей большей мобильности. Во всем мире именно так и происходит. Достаточно вспомнить классические истории о том, как крупнейшие фирмы начинались с разработок, сделанных двумя энтузиастами в заброшенном гараже.
       Поэтому республика должна стимулировать развитие инновационного предпринимательства. Для интеграции науки и малого предпринимательства в целях сокращения инновационного цикла и увеличения числа новых перспективных проектов необходимо создавать новые научно-производственные комплексы и научно-инновационные центры на базе ведущих государственных НИИ, наукоемких производств, учебных заведений, таких, как авиационный и нефтяной университеты в Уфе.
       На это же должно быть направлено и создание в республике целостной системы информационного обеспечения малого и среднего бизнеса. Она может включать в себя, в частности, организацию прямого электронного диалога с помощью специального сайта в Интернете предпринимателя и органов государственной власти, оказание консультационных услуг по выбору наиболее перспективных направлений развития бизнеса, поддержку выставочно-ярмарочной деятельности
        - Все это имеет смысл лишь в том случае, если меры государственной поддержки будут сочетаться с инициативой самих предпринимателей. Вы верите, что так оно и будет?
       - Разумеется. Ведь даже в условиях нынешней республиканской власти, которая откровенно давит малый бизнес, нашлись тысячи людей, которые не испугались рискнуть, проявить инициативу, открыть пусть маленькое, но свое дело. Между прочим, пополняя тем самым казну, открывая рабочие места, то есть по сути возлагая нас себя и большую социальную нагрузку. Что же будет, если бюрократические оковы будут, наконец, сброшены!
       Уверен, что успешное развитие экономики невозможны без активного и широкого развития малого и среднего предпринимательства. Более того, по существу именно мелкие и средние предприниматели являются основной и ведущей силой гражданского общества, потому что они осознано заинтересованы в проведении экономических, политических и социальных преобразований, установлении действенного общественного контроля граждан над деятельностью органов государственной власти. А это - главное условие динамичного развития и республики, и страны в целом.
        - Александр Николаевич, и Конституция Российской Федерации, и Конституция Республики Башкортостан провозглашают принцип социального государства. Что это означает, и насколько полно, по Вашему мнению, этот принцип воплощен в реальной жизни?
       - Прежде всего это означает, что социальное самочувствие граждан должно быть важнейшей целью и задачей всей государственной политики. Оценивать эффективность этой политики мы должны по тому, как работают системы образования и здравоохранения, социального обеспечения, каков уровень пенсий и других социальных пособий, насколько вписанными в жизнь общества чувствуют себя инвалиды и ветераны. Наконец, по тому, насколько полно общественные условия способствуют раскрытию творческих способностей человека.
       Если подходить с этой точки зрения, а не с позиций социальной демагогии, то нужно признать, что нашей республике еще далеко до реализации принципов социального государства.
       Наша задача состоит в том, чтобы установленные Европейской социальной хартией социальные права и гарантии, которыми пользуются жители стран Запада, были реализованы и в нашей республике.
        - Что нужно для этого сделать?
       - Необходимы новые подходы ко всему комплексу социальных проблем.
       Прямая социальная поддержка - выплата пенсий, пособий, стипендий - это безусловный приоритет, и государство должно полностью выполнять все свои обязанности. Что же касается социальной поддержки бедных и малоимущих слоев населения, то здесь мы должны помнить, что эффективная поддержка в принципе невозможна, если бедные и малоимущие составляют 70 - 80% всего населения. Государство просто не в состоянии нести такое социальное бремя, и если оно провозглашает эти обязательства, то оно просто обманывает людей.
       Процветающие общества существуют не там, где путем перераспределения общественного продукта обеспечивается максимально широкая социальная поддержка, а там, где создаются благоприятные условия и равные возможности для самообеспечения человека, при которых в социальной поддержке нуждается минимальное количество граждан. Именно в этом и заключается суть эффективной социальной политики государства. Общественное же обеспечение, гарантирующее достойную жизнь, должно быть только для тех, чьи возможности объективно ограничены.
        - Это и есть сильная социальная политика?
       - Не только. Сильная социальная политика невозможна без развитой, эффективной экономики. Эта политика должна быть информационно открытой и прозрачной. То есть вся система социальной поддержки должна быть доступна для общественного контроля граждан. Наконец, у каждого человека должно быть право свободного выбора форм социальной поддержки.
        - Что это означает? Что, человек должны выбирать - получать ему пенсию или не получать? Результат такого выбора предугадать несложно.
       - Нет, это означает, что социальная сфера, которая пока устроена по старому принципу перераспределения, часто порождает безответственность, беззаконие и коррупцию. Поэтому социальная сфера должна быть информационно прозрачной, а следовательно подконтрольной обществу. Она должна отвечать современным реалиям рыночных отношений, основанным на индивидуальном страховании. Если человек чувствует ответственность за себя, за свою семью, своих детей, то он заранее думает о возможных неприятных неожиданностях и страхуется от их негативных последствий. Тем более это относятся к пенсионному страхованию, ведь победить старость пока еще никому не удавалось. Конечно, это свободный выбор ответственного человека. Но для того, чтобы он мог сделать такой выбор, должны быть созданы определенные социальные условия и механизмы. А это уже задача государства и общества.
       Очевидно, что в полной мере воспользоваться плодами перемен в социальной сфере сможет нынешняя молодежь, ведь у ветеранов выбора, к сожалению, нет. Их надежда только на традиционную социальную систему.
       Разумеется, недопустимо резать по живому, особенно в вопросах, от которых зависят жизни людей. Все преобразования в социальной сфере нужно вести очень продуманно, постепенно выстраивая новую систему. Она должна гарантировать определенные стандарты социальной защищенности. И в тоже время должны быть открыты все возможности, чтобы эти стандарты повышались в зависимости от того, как человек сам заботиться о своем будущем.
       Это особенно следует понимать молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь. Конечно, государство обязано им помогать, вести активную молодежную политику. Но эта политика должна быть направлена не на воспитание социальных иждивенцев, а на формирование активной, самостоятельной и ответственной личности. В этом смысле будущая социальная политика в целом - это сегодняшняя молодежная политика.
       Сейчас именно молодежь играет важнейшую роль в решении задач модернизации общества, экономики, политики и культуры. Поэтому развитие потенциала молодых людей не может рассматриваться иначе, как инвестирование в будущее республики.
       Необходимо дать юношам и девушкам возможность получить качественное образование, востребованное современной информационной эпохой; принимать участие в политической жизни и самоуправлении общества; пользоваться эффективными услугами здравоохранения; заниматься физической культурой и спортом; иметь возможность свободно путешествовать и отдыхать.
       Все это во имя того, чтобы обеспечить молодым людям возможности самореализации, свободного выбора своего жизненного пути, профессионального, творческого и карьерного роста. Что позволит молодежи со временем взять на себя всю полноту ответственности не только за свою судьбу, но и за будущее общества и республики.
       Свободной, ответственной и активной личностью в современных условиях может быть только широко и основательно образованный человек.
       Современная эпоха делает образование важнейшим приоритетом. Это обусловлено тем, что в настоящее время основным источником благосостояния развитых стран стали не природные ресурсы, а результаты научно-технической деятельности, знания, которые обретают форму охраняемой законом интеллектуальной собственности.
       Поэтому нас особенно должно заботить качество образования. Современное образование должно позволять быстро реагировать на научные открытия и социальные изменения, соответствовать постоянно изменяющимся потребностям экономики, социальной, политической, правовой и культурной жизни. Образование должно быть открытым и доступным, обеспечивать доступ к современным знаниям независимо от места проживания молодых людей, их дохода и социального положения.
       Образование должно быть основано на уважении к личности. Воспитывая гуманизм и толерантность, оно должно формировать у молодых людей уважение к правам, свободам и достоинству человека. Современной молодежи необходимо овладеть искусством солидарности, взаимопомощи, терпимости, сотрудничества. При этом всегда надо помнить о многоэтничности нашей культуры, а значит уважать и поддерживать развитие национальных языков, традиций; обеспечивать равные права и возможности в изучении родных языков для всех этнических групп, проживающих в республике.
       Однако известно, молодые люди, даже хорошо образованные, становятся первыми жертвами безработицы.
       И поэтому в рамках общей политики занятости особое внимание следует уделить молодежи. В частности, стимулируя приток молодых специалистов на работу в системе образования, здравоохранения, государственной службы, другие бюджетные сферы, поддерживать развитие предпринимательства, помогать ориентироваться на рынке труда.
       В начале трудовой и семейной жизни такая помощь особенно важна. Я уверен, что с ростом экономических возможностей у общества и республики расширятся возможности помогать молодым семьям. Например, в форме предоставления долгосрочных кредитов для приобретения жилья, которые могли бы поэтапно погашаться с рождением детей.
       Нужно подчеркнуть, что молодежная политика будет успешной только тогда, когда она будет поддерживать инициативу молодых людей, а не подменять ее. Только сам человек в ответе за выбор своей судьбы.
        А если он выбрал для себя путь наркомана, то на него нужно махнуть рукой?
       Государство обязано бороться с таким злом, как наркомания и неотделимая от нее преступность. Здесь предстоит огромная работа по созданию условий для развития физической культуры подростков и молодежи; организации досуга и отдыха. Здесь должны объединить усилия все заинтересованные стороны: семья, школа, государство. Безусловно, власть обязана бороться с безработицей, бедностью, болезнями. Но она не способна сделать человека счастливым. Личного счастья человек может добиться только сам - своим трудом, своей энергией, своей целеустремленностью. Наша же задача - сделать так, что бы это происходило в благоприятных общественных условиях.
        - Александр Николаевич, сегодня большие споры в обществе вызывает жилищно-коммунальная реформа. Каково Ваше отношение и отношение движения «Равноправие» к этой важнейшей проблеме?
       - Прежде всего нам нужно ответить на вопрос, для кого эта реформа должна проводиться. Если ее целью будет только реализация интересов жилищно-коммунальных предприятий, то я категорически против такой реформы. Безусловно, деятельность предприятий ЖКХ нуждается в коренном изменении, должны измениться и условия работы для занятых в этой отрасли людей. Но все это должно быть подчинено одной главной цели - обеспечению полноценной защиты прав и интересов собственников жилья, потребителей жилищно-коммунальных услуг.
       Достичь этой цели можно только при комплексном подходе, который основывается на приоритете структурных изменений над фискальными задачами. Иными словами, основной акцент в реформе ЖКХ должен быть сделан не на стопроцентной оплате гражданами услуг, не на «финансовом оздоровлении» отрасли, не на погашении задолженности бюджетов перед предприятиями ЖКХ, а на комплексной модернизации всей жилищно-коммунальной сферы.
        - А что там нужно модернизировать?
       - В первую очередь - отношения между потребителями и производителями услуг. Они должны быть четкими и ясными. Следует планомерно переходить к системе договорных отношений, что предусматривает строгую ответственность производителей за нарушение количества и качества предоставляемых услуг. В этом случае в периоды многомесячных отключений горячей воды гражданин не будет оплачивать ее стоимость.
       Но важно понимать, что предприятия ЖКХ только тогда будут нести реальную ответственность за качество своей работы, когда они будут поставлены в условия конкуренции, когда будет разрушена монополия в этой сфере. Для этого надо разделить в жилищных службах функции заказчика и подрядчика путем выделения из жилищных трестов производственных подразделений. Именно с ними органы самоуправления собственников жилья могут заключать договоры на обслуживание и выбирать действительно лучшее предприятие.
       Самое же главное - нужно обеспечить прозрачность всей жилищно-коммунальной политики. Общественный и муниципальный контроль за тарифами на коммунальные услуги позволит оценить их обоснованность и выявить возможные резервы снижения себестоимости. Инструментами такого контроля могут стать муниципальные комиссии по регулированию тарифов при органах местного самоуправления. Нужно законодательно гарантировать участие в их работе депутатов, представителей общественных объединений, и организаций.
       Только так можно создать надежную систему защиты населения с тем, чтобы при эффективной и качественной работе предприятий ЖКХ на оплату их услуг уходило не больше 20 процентов семейных доходов, а для малоимущих, получающих адресные субсидии, - не больше пяти.
       Кстати, эти и другие конкретные меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства достаточно четко прописаны в программных документах Российской демократической партии «Яблоко». В этих вопросах мы «Яблоко» полностью поддерживаем.
        - Александр Николаевич, проблемы ЖКХ касаются большинства из нас, тех, кто живет в собственных или муниципальных домах и квартирах. Но ведь собственное жилье до сих пор есть не у каждой семьи.
       - И еще большее число семей нуждается в улучшении жилищных условий. Это означает, что конституционное право граждан на жилище нарушается. Более того, если говорить о нашей республике, то нарушаются и принципы справедливости. По отчетам, если исчислять в квадратных метрах, у нас вводится довольно много жилья. Но ведь все прекрасно знают, что львиная доля этих метров приходится на так называемые «элитные» дома, где квартиры по полторы-три сотни метров. Естественно, такое жилье пока еще недоступно абсолютному большинству нуждающихся. Оно доступно даже не всем состоятельным людям. Иначе бы квартиры в этих домах не оставались не распроданными месяцами, а то и годами. Концентрация же финансовых средств, усилий строителей именно на таком жилье не для всех, ведет к тому, что реальное улучшение жилищных условий для большинства населения становится все более и более отдаленным будущим.
       Поэтому целью нашей жилищной политики будет создание условий для того, чтобы каждая семья могла иметь отдельную благоустроенную квартиру или дом. Тем, у кого есть достаточный доход, должна быть обеспечена возможность купить или взять в аренду жилье, подходящее по местоположению, качеству и цене. Малообеспеченным семьям должно быть гарантировано предоставление по социальному найму муниципальных квартир. Отношения в жилищной сфере должны быть очищены от криминального и чиновничьего произвола. Здесь необходимо решить как минимум, три задачи.
       Во - первых, проводить активную антимонопольную политику в строительстве жилья. Так, фонд жилищного строительства при президенте республики монополизировал все жилищное строительство. Это породило огромные бюрократические преграды для строительных фирм и организаций, позволило взвинтить цены на жилье. Например, в Уфе цены на жилье не уступают московским. Между тем, по оценкам специалистов, у нас себестоимость 1 кв. метра жилья ниже в 2,5 -3 раза, чем цена по которой это жилье продается. Антимонопольная политика предполагает сокращение бюрократических препон при строительстве путем введения открытых конкурсов по предоставлению участков под застройку. На таком рынке должны в полной мере защищаться права добросовестного приобретателя.
       Во-вторых, для создания эффективного рынка недвижимости необходимо развивать ипотечное кредитование как механизм финансирования строительства жилья.
       В-третьих, следует всю жилищную политику сделать информационно прозрачной.
       Все эти меры позволят создать в республике эффективный рынок недвижимости, который будет способствовать решению жилищных проблем людей
        - А какую роль во всех этих процессах может сыграть местное самоуправление?
       - Самую активную. В конкретных условиях все эти часто сложные и запутанные вопросы невозможно решить по единому шаблону, полученному из одного центра. Эффективно с ними может справиться только самостоятельная местная власть. Весь вопрос в том, как нам создать такую власть, ответственную прежде всего перед жителями города или поселка, а не перед вышестоящей администрацией.
       Тут нам в какой-то степени может помочь и собственный исторический опыт. Местное самоуправление - это ведь не новый институт социальной организации граждан. До 1917 года и на территории Башкирии активно развивалось земское самоуправление, которое эффективно решало многочисленные вопросы местной жизни. До сих пор кое-где у нас действуют больницы и школы, построенные земствами. Однако тоталитарная система уничтожила этот важнейший институт самоуправления общества. В современных условиях после 1990 года авторитарная власть в Башкирии всячески препятствовала его возрождению. Только демократическая власть, которая строит государство для человека, в состоянии обеспечить нормальные условия для формирования и развития самоуправления граждан.
       Здесь важно определить следующие задачи: какой уровень власти за какие функции отвечает; какими ресурсами для выполнения возложенных на него полномочий располагает каждый самостоятельный уровень публичной власти; какие механизмы обеспечивают выполнение этих функций.
       Ответы на эти важнейшие вопросы призвана дать развернувшаяся сейчас на федеральном уровне полемика, результатом которой должно стать обновленное законодательство о местном самоуправлении. Но самоуправление граждан - это не дар свыше. При самых лучших законах оно будет бессильно без умения человека управлять самим собой, понимать других и общаться с ними. А эти навыки приобретаются и развиваются самими людьми на основе свободы выбора человеком своего жизненного пути и ответственности за него. Активность самоуправления поэтому зависит в первую очередь от чувства собственного достоинства граждан, их ответственности за себя и все окружающее, от уровня культуры, правосознания, образования и нравственности.
       Поэтому развитое местное самоуправление - это прежде всего активность и инициатива граждан в самообеспечении и самоорганизации, эффективное решение местных хозяйственных и социальных вопросов, близость местной власти к людям. Наконец, именно за счет самоуправляющихся социальных институтов должны резко сократиться функции государства, ограничен круг его задач и полномочий. Таким образом, взамен громоздкой, неэффективной, негибкой иерархической системы государственного управления всем и вся придет гражданское самоуправление. В этом и состоит одна из главных политических целей нашего движения «Равноправие».
        - Александр Николаевич, Вы подробно рассказали о том, что необходимо сделать в политике, экономике, социальной сфере, чтобы ситуация в нашей республике стала лучше, и люди почувствовали облегчение в своей повседневной жизни. Судьба этих планов будет решаться в этом году, потому что в этом году мы будем выбирать и законодательную власть, и президента республики. Хотелось бы, чтобы Вы еще раз обозначили, какие перемены должны произойти во властных структурах?
       - Действительно, год судьбоносный. Для того, чтобы республика вышла из глубокого социально-экономического кризиса и дальше успешно развивалась, необходимо установить у нас ответственную перед народом, сильную и эффективную государственную власть, которая будет честно и добросовестно служить народу.
       Для решения этой задачи необходимо поставить республиканскую власть под публичный контроль граждан. Механизмы такого контроля - это информационная прозрачность и открытость деятельности всех властных органов; свободные средства массовой информации; процедуры регулярной сменяемости представителей власти путем свободных выборов.
       Но важно помнить, что лишь сами граждане, а не только высшее политическое руководство страны, могут заставить республиканскую власть добросовестно служить людям, обеспечивая верховенство права, соблюдение и защиту прав и свобод человека. Для этого общество должно самоорганизоваться, то есть стать по-настоящему гражданским обществом, обществом ответственных граждан.
       Именно гражданское общество, а не добрая воля чиновников, является движущей силой в создании эффективной государственной службы. Только повседневный общественный гражданский контроль может заставить государственную власть опираться на право, самоограничивать и дисциплинировать себя. Только так можно искоренить разъедающую государственный аппарат коррупцию.
       Только ответственная, опирающаяся на право, способная защитить права и свободы человека, эффективно служащая всему обществу власть является сильной властью. Если же власть подавляет граждан, ограничивает их права и свободы, творит произвол, то это власть слабая. Недаром все системы власти, основанные на подавлении, на диктатуре, ненадолго переживали самих диктаторов. А демократические системы, основанные на воле народа, могут существовать веками независимо от того, кто является президентом или премьер-министром.
       У нас в республике сегодня власть авторитарная, не уважающая людей, не опирающаяся на их волю, нарушающая законы, поэтому она слаба и коррумпирована. И в силу этого она скоро и неизбежно уйдет.
        - 16 марта мы будет выбирать новый состав Государственного Собрания. Какую роль в нашей жизни играет законодательная, представительная власть, осуществляемая Госсобранием?
       - Самую важную. К сожалению, на опыте республики у нас пока не было возможности в этом убедиться. До сих пор Государственное собрание было неполноценной ветвью власти. Прежде всего потому, что республиканский парламент был лишен возможности эффективно работать, осуществлять публичный контроль за деятельностью исполнительных органов и должностных лиц. Да и как могло быть иначе, если более половины депутатов Госсобрания - главы администраций, работники исполнительных структур власти, руководители предприятий и организаций, прямо или косвенно зависимые от исполнительной власти, от президента республики. Не может человек быть одновременно и контролером, и подконтрольным.
       Такой ущербный статус парламента прямо вытекает из суверенного характера республиканской власти. Известно, что результатом суверенитета стали вопиющие расхождения Конституции республики и конституции России, республиканского и федерального законодательства. Именно Госсобрание напринимало более 300 противоречащих Российской Конституции законов и федеральному законодательству. Эти законы не обеспечивали благоприятных правовых условий для привлечения инвестиций, защиты собственников и акционеров, не позволяли развиваться малому и среднему бизнесу, нарушали права и свободы человека, допускали дискриминацию людей по языковому признаку. Сам парламент был закрыт от общества и потому являлся бесконтрольным и безответственным органом власти. То есть Госсобрание работало впустую, тратя при этом народные, то есть наши с вами, деньги.
       Во многом это происходило потому, что из-за несоответствия республиканского законодательства федеральному подавляющая часть депутатов Госсобрания избиралась от административно-территориальных единиц, а не от округов с равной численностью избирателей. Это с одной стороны, грубо нарушало равенство избирательных прав граждан. А с другой, должностные лица исполнительной власти, незаконно входившие в парламент от административно-территориальных округов, препятствовали становлению Госсобрания как самостоятельного и ответственного органа власти.
       Однако под давлением конструктивной оппозиции режиму, а также федеральных органов власти Конституция РБ в конце 2002 года была, наконец, приведена в соответствие с Конституцией России. Это открыло новые возможности для полноценной работы Государственного Собрания как полноправного органа представительной и законодательной ветви власти.
        Что нужно сделать, чтобы реализовать эти возможности?
       Прежде всего обеспечить информационную прозрачность работы Госсобрания, каждого депутата. Когда люди будут знать, чем конкретно занимаются депутаты, тогда они будут ответственнее работать. Это позволит в свою очередь установить более действенный, опирающийся на поддержку общества, контроль парламента над деятельностью исполнительной власти.
       Для этого необходимо создать Счетную палату, которая должна осуществлять контроль за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Госсобрание должно определять социально-экономическую политику исполнительной власти, следить за порядком управления и распоряжения государственной собственностью. Действенной формой такого контроля могут стать парламентские расследования по актуальным проблемам социально-экономической и политической жизни республики.
       Госсобранию нужно сосредоточиться на том, чтобы создать благоприятные правовые условия для строительства эффективной экономики, развития малого и среднего предпринимательства, активной социальной политики и укрепления гражданского общества. Эти законы должны служить модернизацию всей общественной, экономической и государственно-политической жизни в республике. При этом в первоочередном порядке следует завершить приведение всех республиканских законодательных актов в соответствие с российским законодательством и Конституцией России.
       Эффективности работы Госсобрания будет способствовать участие общества в законотворческой деятельности путем привлечения общественности к экспертизе и обсуждению законопроектов на парламентских слушаниях.
       Осуществление этих мер позволит сделать республиканский парламент ответственным, эффективным органом власти, полноценно исполняющим свои обязанности и работающим на общее благо.
        Насколько реальны эти планы?
       Абсолютно реальны. Ведь впервые с 1990 года оппозиции удалось не просто выставить на выборы сплоченную группу кандидатов от оппозиции, но и подготовит для них конструктивные законопроекты, которые позволят вывести республиканскую власть из тени, сделать ее открытой, поставив под публичный контроль граждан. А это значит, что скоро в Государственном собрании появятся люди, которые, я уверен, смогут заставить власть ответственно и эффективно служить людям.
       16 марта избирателям необходимо выполнить свой гражданский долг - придти на выборы и проголосовать за новых людей - силы конструктивной оппозиции. Тогда мы выберем власть народа и для народа.

Используются технологии uCoz