ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ
Кто уничтожил "Башпромбанк"?



       В конце 1999 года Илюс Бариевич Тимерханов оставил пост Председателя правления Башпромбанка. Что же произошло тогда на самом деле? Какие причины заставили опытнейшего банкира отказаться от руководящей должности? Что сегодня представляет Башпромбанк для экономики республики? С этими и другими вопросами, касающимися в основном одного из главных секторов рыночной экономики - банковской системы - наш корреспондент обратился к И.Б.Тимерханову.

        Продолжение. Начало №2,№3 (171, 172)

       Вы спрашиваете, в каком состоянии банковская система сегодня? По этому вопросу можно много говорить вообще о всей банковской системе России. Там тоже хватает разного рода перекосов. Что касается нашей республики, надо сказать что нормальная система вырисовывалась несколько лет назад. Но, к сожалению, по известным причинам, она не нашла развития, была уничтожена. Нет системы сегодня. Крайне ненормально, когда в одном банке (Башкредитбанк) административными рычагами сосредоточили все, начиная от бюджета и всех не бюджетных фондов, денежных средств предприятий практически всех отраслей экономики и кончая игорным бизнесом. Плюс к этому - оперативное управление (как видно, с правом распоряжаться по-своему желанию) государственной долей имущества значительного количества предприятий. Использование рычагов власти и бюджетных денег для основы развития бизнеса этого негосударственного коммерческого банка привело к абсолютно нездоровой, неконкурентной рискованной ситуации. Все это может привести к очень тяжелым последствиям. И невозможно поверить никаким рекламным заверениям и доказательствам случайных людей, что все это делается в интересах экономики республики. Подрыв банковского потенциала территории продолжается. Пример тому - покупка (за счет тех же бюджетных денег) Башпромбанка. Дело завершится потерей его генеральной лицензии. Глупее этого шага ничего невозможно придумать. Это упрек в адрес руководства так называемого Национального банка. Я бы назвал это обыкновенным экономическим вредительством. В числе самых надежных среди малых и средних российских банков не осталось ни одного нашего банка, а из существующих сегодня ни один самостоятельно не может решить проблему увеличения собственного капитала. Сегодня в число 300 крупнейших российских банков по размеру собственного капитала входят от Свердловской области - 10, Татарстана - 8, Тюменской области - 8, Нижегородской - 5, а Башкортостана - 2 банка. Количество действующих кредитных организаций в Свердловской области - 30, Тюменской - 33, Нижегородской - 21, Самарской - 23, Татарстане - 25 и Башкортостане - 11 банков. В Свердловской области общее количество филиалов разных банков составляет 149, Нижегородской - 106, Челябинской - 111, Тюменской 162, Пермской - 74, Татарстане - 98 и Башкортостане - 57, из них филиалов республиканских кредитных организаций осталось 14, за год их число сократилось на 44 процента. Между тем, в недавнем прошлом один лишь Башпромбанк имел на территории 29 филиалов. Есть разница? Разница прежде всего в том, что несколько лет назад на этом рынке мы уступали лишь Москве и Петербургу, а теперь всем своим соседям. В последние 6-7 лет наши соседи занимались созиданием, а у нас - разрушением созданного. Что, это тоже в интересах экономики? Такие результаты "развития" банковской системы - большая "заслуга" новых банкиров из верхушки руководства Национального банка, которые возомнили, что теплое отношение власти к ним заменяет честное исполнение служебного долга и которые превратили республиканскую структуру Центробанка России в придаток то ли минфина, то ли минэкономики, то ли управления статистики. Только, как видно из данных, катастрофически сужается поле для их контрольной деятельности. А что же дальше?
       Недавно я ознакомился с утвержденной правительством республики от 17 сентября 2001 года программой развития банковской системы республики на период до 2003 года. Надо полагать, что она разработана специалистами Национального банка. Игра в развитие банковской системы продолжается. Материал, с большой натяжкой, годится разве что в качестве курсовой работы для второкурсника экономического института. Удивительно, в разработке такого "шедевра" приняли участие представители министерств и ведомств, администраций районов и городов. Видимо, поэтому первая позиция в числе ответственных исполнителей мероприятий отведена отделу финансовой налоговой политики аппарата Кабинета министров. Кредитным организациям - последняя позиция. Хотя в самой программе подчеркнуто, что мероприятия прежде всего реализуются самими кредитными организациями… при государственной поддержке. Говорится также о необходимости участия государства в увеличении уставного капитала банков. Если на октябрь 2001 года в структуре уставного капитала банков 86,3 процента составили средства государства, то, видимо, разговор идет об огосударствлении оставшихся 13,7 процента уставного капитала банков. По-другому, если эти 86,3 процента падают на Башкредитбанк (а другого и не может быть), то имеется в виду огосударствление всех оставшихся банков. Оказывается, без этого стихийная декапитализация негосударственных банков до нормального (?) состояния потребует 30-40 лет. Основным направлением увеличения банковского капитала определено активное участие предприятий различных форм собственности - существующих клиентов каждого банка, то есть надо полагать, что осталось вне внимания (пока) Башкредитбанка.
       Очень характерно, в программе подчеркнуто, что количество действующих на территории республики учреждений в расчете на 100 тысяч человек и в расчете на 100 предприятий самое низкое среди шести областей и республик Уральского региона. А давно ли бывший председатель Национального банка ("Известия Башкортостана" от 22 апреля 1998г.) хвалился, что нам нет равных в регионах и что все это достигнуто благодаря правильной экономической политике Президента, Госсобрания, правительства. Результат, как видите, плачевный.


(Окончание в следующем номере)

Используются технологии uCoz