МОЙДОДЫРЫ СБИЛИСЬ С НОГ


       Под вывеской борьбы с "грязными технологиями" Рахимов вступил в схватку за трон
       В последние месяцы башкирские власти нагнетают истерию вокруг "черного пиара". Вооружившись тупым предметом - рахимовской идеологией, республиканские СМИ норовят тюкнуть ею избирателя по голове. Президент Башкирии лично призывает не верить газетам, которые "появились в последнее время и льют грязь на Башкортостан". Само собой, подразумевается, что верить нужно только ему самому. Председатель республиканского Центризбиркома Барый Кинзягулов, получая награду из рук Рахимова, торжественно клянется, что грязным технологиям в республике будет поставлен надежный заслон. Понимай так - тебя, дорогой Муртаза Губайдуллович, в обиду извергам не дадим. Значит, щипать и клевать будут кого-то другого. Башкирские СМИ рвут и мечут, разрывая в клочья всех, кто вредит так называемой "стабильности и благополучию" родного края, сгребая и смешивая в общую кучу врагов - коммунистов, яблочников, Аринина, братьев Веремеенко, между которыми, если бы не суверенная камарилья, не было бы ничего общего. Весь этот окаянный хоровод преподносится в республиканских изданиях не иначе, как кампания праведников против грязных технологий и заезжих черных пиарщиков, которые хотят обобрать, разграбить и поставить на колени республику.
       Отодвинем пока факт продажи малой родины в сторону и разберемся с "грязными технологиями" и "черным пиаром". Напрасно и тщетно рахимовские агитаторы строят из себя бравых мойдодыров, очищающих родную республику от скверны. Никто в Башкирии так не преуспел в политической чернухе, как сами местные власти. Кому, как не им, на выборах все карты в руки, и ворожба черта не нужна.
       У башкирских властей в арсенале тысяча разных способов привести себя к победе. Только, в отличие от Остапа Бендера, сравнительно честных среди нет. Они не в состоянии выигрывать суды. А вот денно, нощно и бездоказательно пиликать про ложь, клевету и нападки в листовках-однодневках - это забава для настоящих мужчин, которые вьются вокруг башкирского президента, как кавалеры вокруг светской львицы.
       И вправду, зачем республиканским властям черный пиар, когда у них столько возможностей и без него? К их услугам вся несокрушимая и легендарная законотворческая база, наработанная суверенитетчиками при Рахимове. Взять, к примеру, последнюю нарезку округов на предстоящих думских выборах, которую пробили в Госдуме депутаты от Башкирии. Их стараниями Уфу растерзали аж на четыре округа, капитально разбавив городской, имеющий собственное мнение электорат, сельским, который мягче воска. Так проще проталкивать нужных Рахимову людей.
       С фокусами нарезали округа и на выборах в Госсобрание. Под предлогом экономии средств башкирские власти упразднили окружные комиссии и наделили их правами территориальные. Границы округов по выборам депутатов были определены с нарушениями - сразу в несколько районов попали населенные пункты из других. По закону территориальные комиссии имеют право подводить итоги только в своем районе. Однако ЦИК Башкирии на закон плюнул, в результате чего выборы в 30 с лишним округах должны быть признаны недействительными.
       А как формируется большинство избирательных комиссий всех уровней? С далеко идущими целями туда набирают послушных, лояльных, зависимых, а нередко и скомпрометировавших себя людей. Администрациям легче и проще работается с таким человеческим материалом, на который можно рыкнуть, цыкнуть, топнуть ногой, когда требуется. И даже ходить для этого никуда не надо - достаточно спуститься с этажа на этаж. Благо, избирательные комиссии в Башкирии всегда у власти под рукой и под колпаком. Так ведь проще отдавать приказы. И получать тоже.
       Почему это происходит на республиканских выборах с завидным постоянством? Все очень просто. Не секрет, что башкирский парламент - машина для претворения в жизнь административно-командного засилья Рахимова. За редким исключением законодатели работают под диктовку башкирского президента и в первую очередь озадачены тем, как доставить ему райское наслаждение. И вовсе не потому, что Рахимова обожают или боятся. Просто он гарант сохранения "власти ради власти", и без него, козырного туза, все эти "дамы", "валеты" и "шестерки" ничего не стоят. Опыт предыдущих выборов показал, Рахимов боится честной конкуренции и сильных соперников. Он может выиграть только в условиях информационной монополии у заведомо слабого кандидата, с которым все оговорено заранее. Зачистить политическое пространство и выжечь землю для такого мнительного претендента в президенты - задачка не из легких. Но до сих пор башкирские власти блестяще с ней справлялись.
       Первые президентские выборы в 1993 году провели аж на два года позже намеченного срока, дождавшись, пока Рахимов разберется с банком "Восток". Вторые, в 1998 году - на полгода раньше, поскольку башкирский президент не успевал занять президентское кресло и мог пострадать от коварства собственного местного законодательства. Чтобы расчистить ему дорогу к трону, опять-таки пришлось растоптать законы и вывести из борьбы Аринина и Миргазямова. Несмотря на решение Верховного Суда России, башкирский Центризбирком отказался регистрировать их кандидатами. Не стали исключением и нынешние президентские выборы - их уже перенесли на полгода, продлив Рахимову счастье греться в лучах незаконно добытой им власти, непомерно раздувая его ничтожную славу и подогревая новые аппетиты и амбиции.
       Существуют и другие препоны на пути кандидатов в президенты. Они также созревают в кабинетах башкирских администраторов, которые подбрасывают свои придумки местным депутатам. Заезженная республиканскими властями пластинка - владение государственным языком. Пренебрегая уже вынесенными по этому вопросу решениями судов, башкирское руководство все еще надеется сбить с толку избирателей. Оно и понятно. Самое простое для республиканских властей решение - незаконно отказать в регистрации, насоздавать выдвиженцу трудностей и отправить его восвояси. Нет человека - нет проблемы.
       Если это не помогает, власти пускаются во все тяжкие. Как изъяснялся прожорливый крокодил в одном детском стишке: "Если очень захочу, то луну я проглочу". Опустим "мелкие" шалости наших руководителей, как-то: призыв голосовать за кандидата в день голосования - соблазн, перед которым на прошлых выборах в Госдуму не устоял Рахимов, вывешивание листовок конкурента с тем, чтобы его наказала избирательная комиссия, шельмование с помощью анонимных и заведомо клеветнических агиток, сделанные от руки ремарки типа "Вор!" на рекламных материалах неугодного кандидата. Все это, конечно, незаконно, однако не идет ни в какое сравнение с изъятием печатной продукции, подброшенными патронами, незаконными обысками с последующей кражей тиражей газеты, арестами листовок и агитаторов.
       В глубинке властям сходят с рук виражи и покруче, как на мартовских выборах в Благовещенске, когда на 90-летнюю мать кандидата В. Чернова было совершенно нападение. А в 1998 году башкирская милиция метр за метром прочесывала республику, выясняя, чуть ли не под дулом автомата - подписывались ли граждане за Аринина или нет. Неудивительно, что после такого "трепетного и трогательного соблюдения законности" на избирательных кампаниях целые партии бюллетеней можно ловить в реке сетями. Именно это произошло после второго тура на выборах президента России в 1996 году в Туймазинском районе. Не долго думая, в местном водоеме утопили голоса за Зюганова.
       Химичили с бюллетенями и на последних выборах в Госсобрание. Подсовывали в урну для голосования "лишние" и на этом основании не подводили итоги выборов. Причем брались за это дело сами председатели и члены участковых комиссий и даже резолюции о том, что "выборы не состоялись", в протокол собственноручно накладывали. Опять же процветала фальсификация. Задним числом переписывали целые протоколы участковых комиссий. Их членов даже не смущало, что на руках у наблюдателей были настоящие итоги - копии протоколов, заверенные печатями и подписями. В результате этой административной стряпни победителем выходил тот кандидат, на которого ставила власть.
       Весь процесс контролировали главы администраций. Они самолично разъезжали по участкам и, запершись с председателями комиссий, давали им четкие рекомендации и инструкции, каков должен быть исход голосования и как этого добиться. Когда же пахло жареным, власти шалили, сообщая то о подложенных бомбах, то отключая электроэнергию. Почему-то всякий раз это происходило в тех округах, где были кандидаты от оппозиции.
       Избиркомы республики нарушения не пресекали, проявив свою полную ангажированность и зависимость от начальства. Они не только не препятствовали беззаконию, но и зачастую сами становились его источником, отказываясь выдавать сводные таблицы и протоколы, принимать жалобы, выдворяя наблюдателей с участков. Через все это я и мои товарищи прошли на выборах в башкирский парламент.
       А уж как прессуют оппозицию в официальной прессе, и не опишешь. Выпачканные заборы надписями типа "Аринин - деньги мафии!", "Братья В. - вон из РБ (Башкирии)!", "Голосуешь за Марата - потеряешь всю зарплату!" - это так, "мелочь". При острой необходимости могут обесточить целую радиостанцию и оцепить ее по кругу милицией. Да что радиостанцию - с целым федеральным ведомством не проблема разделаться! Пробить гвоздем кабель, отключить воду, поднять на ноги всех проверяющих, какие есть под рукой, и наслать их целую рать. Один разнос, который устроил Муртаза Рахимов председателю республиканского отделения КПРФ, депутату Госдумы РФ Валентину Никитину на башкирском телевидении на прошлой неделе, чего стоит. Башкирский президент назвал его "депутатство особенно вредным", аттестовал коммуниста, как трутня и тунеядца, который "ничего не сделал для республики, а каждый день пишет в прокуратуру и МВД". Если уж Рахимов демонстрирует такую "взвешенность, умеренность и аккуратность в оценках", то чего ждать от его цепных псов. Представляю, что творилось бы в России, если бы ее президент и хором за ним все губернаторы стали бы выписывать волчьи билеты Зюганову, Явлинскому и депутатам от "Яблока" и КПРФ. Как бы крупно "повезло" нашей стране.
       Я уж не говорю о той масштабной травле, которую ценители изящной словесности из рахимовских изданий устраивают своим оппонентам. "Похоже, "Яблоко" опять гниет", "К барьеру, господа, мозгокруты и словоблуды!" - такие заголовки говорят сами за себя. Будто речь идет не о средствах массовой информации, у которых есть лицензия, полученная по всем правилам, а о каком-то троцкистско-зиновьевском заговоре, созревшем в благополучнейшей башкирской республике. А неутомимые и неугомонные власти только и заняты тем, что вылавливают шпионов, диверсантов, убийц и вредителей. Причем грязный язык высовывают издания, учредителями которых являются кабинет министров, госсобрание, министерство образования, министерство культуры, союз писателей. Однако неспроста большинство авторов публикаций в защиту башкирских властей прячутся за псевдонимами. Среди придворных рахимовских журналистов практически нет идейных борцов "за стабильность", и боятся они совсем не оппозиции, а своих друзей, соседей, знакомых, многие из которых, пожалуй, отвернулись бы от них, узнав про творчество сочинителей из официальной прессы.
       Тем не менее, эта перспектива не мешает им вот уже который месяц биться над вечным башкирским вопросом: "Откуда деньги на издание и содержание оппозиционных газет?" При этом не уточняется, о каких конкретно суммах идет речь и что они значат в сравнении с теми средствами, которые башкирские власти затратили на свою кампанию. А хоть бы эти деньги и были получены от верблюда, как неласково отвечают на глупые вопросы. Чему удивляться-то? За то время, пока республикой правит Рахимов, накопилось столько обиженных и недовольных, что дай они хоть по рублю, этих денег с лихвой хватило бы не на одно "Отечество".
       Сегодня изымать многотысячные тиражи газет "Отечество", "Выбор народа", "Наш выбор", "Русский обозреватель" и "Провинциальные вести" затруднительно. Много шума, да и хлопотно. Но власти не махнули на нас рукой. Против оппозиционных изданий уже брошены дворники и почтальоны, которым поручено выуживать и вылавливать из почтовых ящиков наши газеты.
       В развитых государствах демократию, терпимость, честность принято финансировать. В Башкирии же деньги текут рекой на укрепление деспотии, всевластия и безнаказанности местных царьков. Они презирают права избирателей и законы, охраняющие и защищающие эти права. Однако это не значит, что соперничество с всесильными властителями - война с ветряными мельницами и сопротивляться зверствам башкирских чиновников бесполезно. Выход есть - нужно помочь оппозиции законным путем опрокинуть этот опротивевший режим. Для этого ничего особенного не требуется - нужно внимательно читать газеты, отделяя свои интересы от аппетитов правящей элиты, и обязательно ходить на выборы. Мы же со своей стороны обещаем не сидеть сложа руки и сделаем все, чтобы голоса наших избирателей не потонули в какой-нибудь туймазинской речушке, или не сгинули в потемках неизвестности в избирательной комиссии, что в общем-то одно и то же.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz