РЕСПУБЛИКУ ОБОКРАЛИ


       Нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и химические предприятия республики перешли в частные руки. Тайно от общества и незаконно.
       Муртаза Рахимов весь срок своего президентства гордился тем, что нефтяные и нефтеперерабатывающие предприятия он оставил в государственной собственности, сохранил колхозы и построил суверенное государство. На излете его политической карьеры “суверенитет” приказал долго жить, сельчане, привязанные к “нерушимой” структуре колхозного строя, влачат жалкое существование, а гордость и экономическая основа республики - нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и химические предприятия тайно и незаконно переведены в частную собственность.

РАЗВЕСИСТАЯ КЛЮКВА

       Вообще-то вся государственная политика в Башкирии последние четырнадцать лет строилась на лжи и лицемерии. Началась она с того, что в республике под шумок общероссийских событий провели референдум об экономическом суверенитете. Люди, очумевшие от развала Советского Союза, враз утратившие всякие социальные гарантии, перебивавшиеся с хлеба на воду, тогда поверили, что, отгородившись от всей страны на отдельно взятой территории, они сотворят экономическое чудо и будут жить лучше всех остальных. Им и обещали построить второй Кувейт и всех озолотить.
       Сказки не получилось. Зато, опираясь на итоги референдума, башкирские власти начали строить собственное независимое государство. После принятия Декларации о суверенитете стали создаваться атрибуты государственности: государственный язык, гражданство, судебная система и т.д. На деле же возводилось авторитарное государственное образование, в котором правил не закон, а один-единственный человек, слово которого собственно и считалось законом. При нем для отмазки создали законодательное собрание, облекавшее повеления и пожелания президента в удобоваримые и законоподобные формы.
       Средства массовой информации, монополизированные властной верхушкой, все эти годы потчуют нас развесистой клюквой о том, как много дала республике политика суверенитета и как мудр и незаменим Муртаза Рахимов, проводящий такую политику. Мы в одночасье с помощью нехитрых демагогических приемов превратились чуть ли не в суперрегион, который в своем развитии намного опередил всю остальную Россию. Цифры, говорящие об обратном, в республиканской печати было невозможно встретить.
       Нам долгие годы врали, что живем мы так хорошо потому, что Муртаза Рахимов не позволяет никому приватизировать нашу нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность, другие отрасли. И именно это приносит республике основные доходы, а в остальной России все захватили олигархи и поэтому там хаос и разруха.
       Смешно. Мифическими олигархами, которые де могут прийти в республику, если не будет Муртазы Рахимова, и скупить здесь все на корню, нас пугали до самого последнего времени. Версия об алчных олигархах появлялась всегда, когда всплывали факты воровства и коррупции на нефтеперерабатывающих заводах. Это, мол, происки нечистой силы, желающей обанкротить и скупить предприятия.
       Никогда и нигде не давалось объяснений о том, почему именно сынок президента Урал Рахимов заправляет всеми делами в важнейших отраслях республики.
       Все эти тайны “мадридского двора” были шиты белыми нитками. Об этом знали многие, но помалкивали. Все видели, что неугодных правящий режим или разорял, или сажал в тюрьму, или выживал из республики.
       Фактически все эти годы с режимом открыто и честно боролся только один человек - Александр Аринин и команда его единомышленников, выросшая в широкую и сплоченную оппозицию. Насколько хватало сил и возможностей Аринин, газета “Отечество” рассказывали о многих безобразиях, творящихся под флагом “суверенитета” и под руководством Муртазы Рахимова. Сейчас информационную плотину прорвало, и правда, нелицеприятная для правящего режима, посыпалась как из рога изобилия.

ШИРОКАЯ РАСПРОДАЖА

       Шила в мешке не утаишь. В августе прошлого года правительство Российской Федерации, рассматривая итоги социально-экономического развития Башкирии, должно было прийти в ужас. Оно отметило в своем документе, что объем валового регионального продукта республики в 2001 году в расчете на душу населения был ниже среднероссийского уровня на 35,8 процента, хотя еще в 1999 году это отставание не превышало 15 процентов.
       Приводились и другие показатели: доходы на душу населения в республике составляют всего 60,1 процента от среднероссийского уровня, а среднемесячная зарплата - 64,9 процента. Это положение ухудшается с каждым годом.
       По сути, федеральное правительство дало справедливую оценку правлению Муртазы Рахимова и было вынуждено в срочном порядке принимать Федеральную целевую программу “Социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2006 года”. Только сейчас стоит вопрос о том, кто будет выполнять эту программу - не Муртаза же Рахимов со своими подручными.
       Между тем, как оказалось, денежки у республики на социально-экономическое развитие могли бы быть, если бы не разворовывались столь интенсивно. В конце прошлого года всплыло “байконурское” дело. Министерство по налогам и сборам Российской Федерации обнаружило крупную аферу на уфимских нефтеперерабатывающих заводах (ими командовал Урал Рахимов). Они были уличены в неуплате налогов. Более 10 миллиардов рублей вместо бюджета “уплыли” через офшорную зону в неизвестном направлении.
       Проведя проверку, министерство выяснило, что уфимские нефтезаводы работали день и ночь, бензин отгружался, а налоги не поступали. Оказалось, что некие фирмочки, зарегистрированные в офшоре, якобы арендовали мощности наших заводов, с головы которых волос не может упасть без позволения Муртазы Рахимова и его сына, производили продукцию и не платили налоги.
       Когда это стало достоянием гласности, то лично Муртаза Рахимов встал на защиту проворовавшихся и назвал все произошедшее вполне законным делом. Заодно спустил с цепи свои средства массовой информации на тех же мифических олигархов, желающих обанкротить предприятия, и на главу Министерства по налогам и сборам РФ Геннадия Букаева, потребовавшего вернуть в казну 13 миллиардов рублей.
       Это только один случай, ставший известным, а сколько было других? Мы уже писали о том, что схемы, подобные “байконурской”, использовались местными нефтяными магнатами многократно, и это им сходило с рук, что и является одной из причин, по которой российское правительство было вынуждено озаботиться состоянием дел в республике.
       Только безудержным воровством и бездарным руководством можно объяснить зияющие бреши в экономике и бюджете республики, ее гигантские долги. Например, задолженность перед “Газпромом” привела к тому, что Муртаза Рахимов вынужден был отдать газовому монополисту в управление (считай, в собственность) ряд самых доходных предприятий - ОАО “Салаватнефтеоргсинтез”, ЗАО “Каустик”, ОАО “Газ-Сервис”, до того находившиеся в республиканской собственности.
       Втихомолку госпредприятия республики уже давным-давно распродаются нужным или своим людям. Фактически вся пищевая индустрия уже распродана. А вот кому, за сколько и каким образом, узнать практически невозможно. Открытых аукционов мы не видели. И смеем предположить, что не все наше богатство приватизировано честно.
       Впрочем, главная приватизация, состоявшаяся в начале этого года, о которой стало известно недавно, повергла в шок даже людей, повидавших всякое.

КАК БЫ НЕ ПОДАВИЛИСЬ

       Еще в прошлом году Муртаза Рахимов издал указ, разрешающий ОАО “Башнефтехим” реализовать госпакеты акций Уфимского НПЗ, Новоуфимского НПЗ, “Уфанефтехима”, “Уфаоргсинтез”. Подписывая указ, он будто не знал, что порядок управления государственными долями в приватизированных предприятиях определяется законами Российской Федерации, а не его распоряжениями.
       Обсуждая этот указ Рахимова в газете “Отечество”, мы неоднократно говорили о том, что режим никогда не допустит законной и открытой продажи акций нефтяных заводов. Не зря же там так долго сидел сынок президента, нагревал местечко. Еще месяц назад “Отечество” высказало предположение, что нефтехимические предприятия достанутся структурам, близким к местной власти. Так оно и случилось.
       “Мы вскрыли вопиющие факты приватизации, если это вообще можно назвать приватизацией, - заявил в конце июля на пресс-конференции аудитор Счетной палаты РФ Владислав Игнатьев. - Это самый беспрецедентный случай похищения активов из госсобственности”.
       Заявление аудитора прозвучало после заседания коллегии Счетной палаты, изучавшей приватизацию башкирских нефтяных и нефтеперерабатывающих предприятий, в результате которой акции этих гигантов перешли в собственность семи мелких фирм.
       Мы знаем и писали не раз о том, как еще в 1997 году акции основных уфимских нефтеперерабатывающих предприятий, находящиеся в госсобственности республики, были переданы Муртазой Рахимовым в новое акционерное общество “Башнефтехим”. Сделано это было, как объяснялось, для “повышения эффективности работы нефтехимического комплекса”. А затем в 1999 году все акции заводов были переведены во вновь образованную Башкирскую топливную компанию, куда присоединили “Башнефть”, также являющуюся на 100 процентов собственностью республики. Видно, чтобы еще больше повысить эффективность.
       И вот, в апреле этого года акции “Башнефти” и “Башнефтехима” передаются (?!) семи компаниям: “АТП-99”, охранное предприятие “Щит”, “Соцсервис”, “Таймас”, “Предприятие механизации и транспорта нефтепереработки”, “Нефтехимтранс” и “Химспецтранс”. Все эти фирмочки к тому же странным образом оказались связанными между собой. Например, некий Лохов В.А. является руководителем “Соцсервиса” и одновременно учредителем “Таймас”, а другой также малоизвестный гражданин Брындин О.А. руководит “Химспецтрансом” и числится учредителем “Нефтехимтранса”. А вот Блохин С.В. - учредитель “Соцсервиса” и “Таймаса”, как и Караваева Н.И.
       Как же так получилось, что неизвестным никому фирмам и лицам взяли и передали в собственность все уфимские предприятия, так лелеемые Муртазой Рахимовым? А ведь эти предприятия дают почти 75 процентов внутреннего валового продукта республики.
       Ларчик открывается просто. После того, как госпакеты акций были переданы частным фирмам, сразу предпринимается попытка на базе этих фирм создать новый холдинг “Башкирский капитал”. В составе совета директоров холдинга значатся фамилии сынка президента Урала Рахимова и генерального директора “Башнефтехима” Ганцева. Может, это и есть новоявленные хозяева башкирской нефти, заводов и пароходов? Впрочем, кто-то может в этом и сомневаться, если хочет.
       Самое интересное, что и после того, как в апреле республика уже лишилась крупнейших предприятий нефтехимического комплекса, президент, его окружение и их СМИ чуть ли не ежедневно вещали, что никогда, ни под каким предлогом не отдадут заводы олигархам, это, мол, национальное достояние. Оказалось, что олигархам за деньги нельзя, а своим за просто так можно.
       Уже 29 июля, по сообщению “Российской газеты”, президент Башкирии, выступая перед журналистами в Екатеринбурге заявил: “Никаких нарушений нет. Приватизация проведена давно и на законных основаниях”. А заодно добавил, что председатель Счетной палаты Сергей Степашин так и доложил на самом верху.
       Та же “Российская газета” сообщила, что Сергей Степашин не без удивления заявил, что он доложил Президенту и Правительству выводы проверки аудитора Игнатьева. Следовательно Муртазу Рахимова или подставили недобросовестные информаторы или ему так хотелось думать.
       В борьбе за раздел государственной собственности власти Башкирии плюнули на все законы, на мораль и нравственность, на народ, в любви к которому клянутся ежедневно. Теперь, когда вся собственность республики осела в карманах известных лиц, Муртазе Рахимову, видимо, нестрашно идти на очередные президентские выборы.


Сергей КУЗНЕЦОВ.

Используются технологии uCoz