НЕ ЖИЗНЬ, А МАЛИНА



       Нынешняя власть Башкирии не скупится на саморекламу. Нет ни одной передачи по телевидению, где бы не превозносились ее достижения. Она в числе лидеров по жилищному строительству, по приросту объемов промышленного производства, сельского хозяйства, платных услуг и т.д., и т.д. Однако жизнь от этого розовой не становится. Почему?
       Да потому что статистика как лукавая женщина: что захочет власть, то она и сделает. Возьмем, например, индекс промышленного производства: в республике он составляет 102,5 процента, а в Приволжском федеральном округе 102,2 процента. Но ведь он вырос за счет роста индекса цен производителей промышленной продукции, который составил 118,2 процента, в то время как по Приволжскому федеральному округу 112,8 процента, по России - 117,1 процента. Вот такие кокетливые гримасы выделывает статистика. Но дело даже не столько в гримасах, сколько в желании власти выдать белое за черное, а черное за белое.
       Непредвзятый экономический анализ основных показателей социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2002 г. ("Российская газета", №49 от 15 марта 2003г.) убедительно показывает, что оно далеко не идеальное. Взять хотя бы жилищную проблему. За 2002 г. построено 1408,4 тыс.кв.м. общей жилой площади, что составляет почти пятую часть построенного в Поволжье жилья. Однако средний уровень обеспеченности одного жителя составляет 18 квадратных метров, а в Поволжье - 19,1 кв.м., В Саратовской области - 20,6 кв.м., в Москве - 22,0 кв.м.
       Не выдерживают критики и показатели по инвестициям. Так, по общему объему инвестиций в основной капитал республика занимает второе место в Поволжье после Татарстана, а вот в расчете на 1 жителя лишь третье. Да и сам Приволжский федеральный округ уступает среднероссийскому показателю на 35,5 процента и находится среди округов лишь на пятом месте. Следует заметить, что инвестиции в основной капитал вкладываются не лучшим образом. Огромные средства пожирает Юмагузинское водохранилище, отдача от которого, если и появится, то через десяток лет. Неразумное использование инвестиций на реализацию помпезных проектов типа "Гостиного двора", "Юмагузинского водохранилища" наносит непоправимый урон экономике республики. Не поэтому ли средненачисленная заработная плата на 23 процента ниже среднеросийской, в то время как стоимость минимального набора продуктов питания всего лишь на 6,9 процентов. Так что разговоры о низких ценах на продукты питания - всего лишь камуфляж для не несостоявшихся политиков и власти.
       Не потому ли сложное положение и в части просроченной задолженности по заработной плате? Из 14 субъектов Приволжского федерального округа только три имеют задолженность по заработной плате в расчете на 1 жителя выше, чем в Республике Башкортостан. Это депрессивные Республика Марий Эл, Пензенская и Ульяновская области, при этом достаточно высокая их задолженность проистекает от недофинансирования из бюджетов. Просроченная задолженность по заработной плате как нельзя лучше характеризует финансовое состояние предприятий. Вряд ли вы найдете руководителей, которые бы сознательно задерживали выплату зарплаты. Правительство же с настойчивостью, достойной лучшего применения, устраивает на правительственном уровне "выволочки" руководителям предприятий. Этим же занимаются профсоюзы, различные ассоциации. Но сдвигов нет. В лучшем случае к концу года снижается задолженность, а затем резко нарастает. Большинство государственных унитарных предприятий финансово неустойчивы и находятся на грани банкротства, а процесс передачи их в частные руки затягивается.
       Почти на среднероссийском в республике уровень безработицы. Однако он недопустимо высок. Например, в Татарстане уровень безработицы почти в полтора раза ниже. Чем это объяснить, если и географически, и по экономическому потенциалу они практически одинаковы. Да просто тем, что Татарстан сделал сильный рывок в своем развитии. Инвестиции в основной капитал на 19 процентов выше, чем в Башкортостане. Иностранные инвестиции в республике в расчете на 1 жителя составляют 5 долларов, в то время как в среднем по России 137,4, в Татарстане - 170,5. В республику ежегодно прибывает много различных делегаций из стран Западной Европы. Однако, все разговоры об иностранных инвестициях заканчиваются лишь протоколом о намерениях. Причины этого лежат в области политики и законодательства, так как рейтинги по инвестиционному потенциалу и инвестиционным рискам довольно высоки и республика входит по меньшей мере в первую двадцатку. Инвестиционный потенциал используется крайне плохо по причине неудовлетворительной работы правительственных органов. Правительственным чиновникам важнее не капитал привлечь, а побывать за границей и себя перед нею показать. Это же характерно и для руководителей предприятий. До конкретных договоров о поставках оборудования и предоставлении банковских кредитов доходит очень малое количество инвестиционных проектов. Одной из причин этого является отсутствие ликвидного залога и государственных гарантий. Без гарантий иностранный капитал в республику не пойдет.
       Вот уже несколько лет бюджет республики исполняется с дефицитом, который составил на 1.01.03. более полумиллиарда рублей. Бюджетные дефициты появились после того, как был положен конец привилегированному по отношению к другим субъектам Федерации положению республики. Сейчас бюджетная обеспеченность на 1 жителя ниже, чем в среднем по Российской Федерации на 21,7 процента. Приволжский федеральный округ находится на шестом месте по бюджетной обеспеченности на 1 жителя, а Республика Башкортостан занимает в нем 3 место, уступая Татарстану почти на 60 процентов. Бюджетная обеспеченность на 1 жителя региона - это зеркало его финансово-экономического состояния. В нашей республике зеркало обшарпанное и засиженное мухами. И это есть результат политики государственного регулирования рыночной экономики по-рахимовски.


А.ДМИТРИЕВ,
экономист.

Используются технологии uCoz