ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО,
ЕСЛИ ЕГО ПО-ХОЗЯЙСКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ


       Коэффициент полезного действия лесного бизнеса, выраженный в долларах, полученный за кубометр срубленной древесины в Башкортостане, как и в России, очень низок. В Финляндии, например, за кубометр древесины выручают 400 долларов, а в России - 50, ("Эксперт", 14 октября 2002г., №38), в Башкортостане и того меньше. Россия, по оценкам экспертов, могла бы получать от добычи и переработки леса доходы, сопоставимые с экспортом нефти и газа - 100 млрд долларов в год и более, а не 5, как сейчас. Она лидирует в области экспорта необработанного леса, причем по более низким ценам, чем из других стран. В Республике Башкортостан экспорт лесопродукции практически отсутствует.
       В довоенные годы, до открытия большой нефти, лесная отрасль была основой экономики Башкирии, наряду с горнодобывающей и металлургической. Лес сплавлялся по рекам - самым дешевым транспортом. Именно поэтому на берегах реки Белой были построены деревообрабатывающие комбинаты.
       Положение резко изменилось в связи с запретом лесосплава. Вывозка древесины автотранспортом и по железной дороге привели к значительному удорожанию заготовок леса и продукции, получаемой из древесины. Проблемы усугубились после 1991 года в результате либерализации цен. Башкирское правительство и холдинговая компания "Башлеспром" искусственно сдерживали рост цен на круглый лес с целью снижения затрат на производство столярных изделий для жилищного строительства, производства фанеры, ДСП, ДВП и другой лесопродукции. Однако все произошло с точность наоборот. Из-за высоких транспортных издержек лесопродукция на предприятиях деревообработки дорожала все больше и больше. В результате диспаритет цен на лес круглый и продукцию лесопереработки вырос в 4-6 раз. В настоящее время большинство леспромхозов и деревообрабатывающих предприятий находятся в предбанкротном состоянии. А между тем в республике лес есть, так как расчетная лесосека вырубается не полностью. И это чревато тяжелыми последствиями для самого леса.
       Наступил момент переоценки ценностей, суть которых заключается в переориентации леспромхозов на глубокую переработку заготовленного леса. Дело в том, что при деревообработке до 15-20 процентов его уходит в отходы в виде горбыля и опилок, а это значит, что именно на эту величину растет транспортная составляющая затрат на производство столярных изделий.
       Вот почему на многих деревообрабатывающих предприятиях республики производство столярных изделий из завозных пиломатериалов оказывается дешевле, чем из круглого леса. Однако ни ОАО "Башстройдеталь", ни ОАО "Бельский ДОК" от собственного лесопиления не отказываются, объясняя это нестандартностью пиломатериалов. Нестандартные пиломатериалы идут, как правило, от мелких лесозаготовителей и лесопильщиков, которых в десятки раз больше, чем леспромхозов. Здесь надо наводить порядок, поскольку такие лесозаготовители вырубают лес недалеко от дорог, в строительстве и ремонте которых не принимают участия. Естественно, и не несут никаких затрат, что позволяет им устанавливать демпинговые цены. Пилят лес на физически и морально устаревшем оборудовании, что не позволяет достичь нужного качества.
       В лесопромышленном комплексе Башкортостана накопилось немало нерешенных проблем, требующих принятия неординарных мер на законодательном и правительственном уровне. Какой узел проблем нужно разрубить, можно проследить на примере ОАО "Авзянский ЛПХ". По состоянию на 01.01.2001г. это акционерное общество должно было перечислять в бюджет 20 различных налогов, в том числе задолженность по пяти отмененным, на которую накручивалась пеня. Некоторые из них взимались неправомерно. Например, налог на поддержку села, хотя леспромхоз находится в сельской местности. Или взимаемый до сих пор налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, хотя именно это общество и содержит всю социалку села Верхний Авзян.
       Леспромхоз постоянно строит и ремонтирует дороги, в то же время платит налог на пользователей дорог. Результатом такой налоговой политики явилось то, что только по состоянию на 1 октября 2001 года пени и штрафы почти в 1,3 раза превысили недоимку. Естественно, ни о какой реструктуризации задолженности в условиях невозможности выплаты текущих платежей речи не могло идти. Общество движется к своему банкротству. А это единственное предприятие в селе, обеспечивающее хоть и нищенскую, но все-таки зарплату.
       Между тем, руководство общества выбрало верное направление - углубление переработки заготовленной древесины. И в этом направлении сделано много. До девяноста процентов деловой древесины перерабатывается в пиломатериалы. Имеется инвестиционный проект по производству клееного мебельного щита, который может пойти на экспорт, но нет денег на его реализацию. Государство загнало в тупик, а теперь по сути не хочет помочь. Такая ситуация типична для всех леспромхозов республики, и она сама по себе не изменится.
       Что необходимо было бы сделать правительству республики в первую очередь для подъема лесозаготовительной промышленности? Это четко и однозначно определить приоритеты в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, главный из которых переработка леса на месте с максимальной глубиной; решить вопрос о списании хотя бы пени и штрафов из накопленной за долгие годы задолженности; ввести одинаковые правила игры для всех лесозаготовителей; ввести льготное кредитование леспромхозов (оплата разницы в процентных ставках за счет средств бюджета) для приобретения техники и новых технологий, в том числе и по лизинговым операциям; ввести льготы по части налогооблажения, хотя бы на ближайшие 5 лет.
       Предлагаемые меры приведут к финансовому оздоровлению предприятий лесного комплекса, будут накапливаться средства не только для приобретения новой техники и технологий, но и для повышения социальной обеспеченности работников, что имеет большое значение для развития этой отрасли.
       С другой стороны, финансовое оздоровление предприятий лесного комплекса повысит их инвестиционную привлекательность и тогда заработает механизм технического перевооружения отрасли. Это тем более необходимо, поскольку экспортный потенциал республики имеет тенденцию к снижению из-за постоянного падения уровня добычи и поставок нефти. Экспорт высококачественной лесопродукции может восполнить потери экспортных возможностей других отраслей.
       Что касается деревообрабатывающих предприятий, располагающихся по реке Белой, то они должны ориентироваться на производство высококачественных изделий из пиломатериалов, клееного бруса и мебельного щита, что позволит исключить высокозатратное лесопиление. Клееный мебельный щит позволит поднять качество мебельной продукции на более высокий уровень, приблизив его к уровню мировых стандартов по эстетичности и экологичности.
       Лес - это постоянно возобновляемый природный ресурс и ему принадлежит будущее. Вот почему необходима разработка четкой государственной политики в лесном бизнесе.


А.ДМИТРИЕВ,
экономист.

Используются технологии uCoz