ЯВИЛСЯ - НЕ ЗАПЫЛИЛСЯ
Второе пришествие спикера и иже с ним


       Новый депутатский корпус Госсобрания третьего созыва, явившийся на первую сессию 11 апреля и избравший в руководящие органы знакомые до боли лица, вызвал у жителей республики скептические улыбки и досаду. Почти все портфели и ключевые должности захвачены известными по прошлому парламенту лицами. Среди них и Константин Толкачев, снова ставший председателем этого заведения. На нашей памяти генерал майор внутренней службы, вот уже четыре года совмещающий это звание с постом руководителя Госсобрания Башкирии и начальничеством в школе МВД, столько раз попадал в лужу, и мы так часто сострадали ему в этом, что почти сроднились с господином Толкачевым. Даже рискну предположить, что если бы не фокусы председателя за его четырехлетнюю отсидку в парламенте, нам было бы скучнее писать о башкирском законотворчестве.
       Послужной список незадачливого спикера впечатляет. Взять хотя бы то, как председатель Госсобрания насчитал аж 3000 бесценных предложений башкирских депутатов, сгинувших в помойных ведрах федеральных чиновников, и очень горячился по этому поводу в башкирских газетах. В устах Толкачева это звучало натурально и заразительно, совсем как вырвавшееся в разгар застоя откровение Юрия Шевчука:
       "Тыща двести сорок дырок просверлил за смену я,
       Задохнется "Общий рынок" в дырке нашего нуля".
       И действительно, сколько сизифовых трудов, танталовых мук и народных денег извел под чутким руководством господина Толкачева прежний состав Госсобрания, принимая нежизнеспособные законы о пчеловодстве, коневодстве, табакокурении, отдающие порцией колоритного, произрастающего на местной почве дебилизма. С таким же успехом депутаты башкирского парламента, две трети из которых с легкой руки администраторов всех мастей пробились и в нынешний созыв курултая, могли выдать за закон любой первый пришедший им на ум воспаленный бред.
       Принять, к примеру, закон о гусекрадстве и страусиных яйцах, участившихся случаях укуса мухи це-це тех, кто ходит "под мухой", или о пользе игры на курае после тропического ливня в четверг.
       Впрочем, иногда в "рассудках" башкирских депутатов случались и просветления. Башкирские депутаты чувствовали себя, как рыбы в воде, когда нужно было прижать жителей республики к ногтю и действовать, как гангстеры, берущие банк среди бела дня. Ведь именно башкирское Госсобрание, пользуясь так называемыми "правами регионов", обложило данью автовладельцев, повысив транспортный налог в республике в пять-семь раз в сравнении с соседними уголками России, в том числе и такими совершенно небензиновыми, как Челябинская и Пермская области.
       С легкой руки Константина Толкачева башкирский парламент наломал дров и с башкирской конституцией. Причем последовательность и принципиальность самого председателя Госсобрания в этом вопросе просто убивает. Он по десять раз на неделе менял мнение по так называемой "конституционной реформе". Изначально Толкачев был убежден, что превратить Башкирию в парламентскую республику не удасться. Затем, видимо, когда на него сверху цыкнули и рыкнули как следует, он стал всех публично уверять, что если так хочется Муртазе Рахимову, то можно. А под башкирскую конституцию, не имея на руках даже проекта, стали собирать подписи граждан. Причем места для этого находили с поразительным чутьем. В собесах и бухгалтериях с кипой бумаг, которые нужно было подписать, людям подсовывали еще одну, до кучи, и просили подмахнуть. При той суматохе, очередях и отсутствии порядка, которые всегда были, есть и еще долго будут в наших конторах, никто особо не разбирался, что и зачем он подписывает. А когда пробовали выяснить, оказывалось, что граждане, сами того не желая, и больше того, не осознавая, были втянуты в игры республиканской власти, став борцами за ее интересы - парламентскую республику.
       Когда же в Москве Рахимова поставили на место, прямо потребовав, чтобы он прекратил нелепую кампанейщину, поскольку она противоречит принципу разделения законодательной и исполнительной властей, Толкачев вновь приспособился к изменившимся обстоятельствам и оседлал свой любимый конек про бестолковый федеральный центр, который ростом мал перед величием башкирских законов. Со слов руководителя республиканских депутатов ситуация была представлена и обыграна уже так, что парламентская республика - идея обогнавшая время, а пигмеи в Москве просто не в состоянии осмыслить всю грандиозность и масштаб задуманных в Уфе перемен. Впрочем, когда Толкачев с чем-нибудь обламывался, а с ним это часто бывало, он всегда все валил с больной головы на здоровую, уличая беспечных российских чиновников в коварстве и вероломстве.
       Вот и затянувшаяся на год травля Председателя Верховного Суда Марата Вакилова говорит в пользу того, как Госсобрание при Толкачеве и Толкачев при Госсобрании ловко выворачивают все наизнанку. Куда и кому только не ябедничали башкирские депутаты на Вакилова, обвиняя его "в расколе в судейском сообществе, снижении авторитета судебной власти, нечистоплотных поступках, интригах, оказании бесцеремонного давления на судей" и прочих ничем не подтвержденных страшных преступлениях. И хотя председатель курултая не брызгал слюной с высокой трибуны, тщетно пытаясь подмочить репутацию Вакилова, как это делали всякие Таеповы, Харисовы, Парфеновы, Крыловы, именно он помешивал кашу под громким и претенциозным названием "судейский скандал в Башкирии" в республиканском парламенте. А расхлебывают ее жители Башкирии, которые в силу информационной специфики в родной республики, вынуждены слушать только одну сторону, которая и объяснить-то внятно не может, в чем виноват Вакилов. Поскольку виноват он только в том, что не пошел на поводу у башкирского президента и его парламента, когда Верховный Суд Башкирии выносил судебное решение по незаконным положениям башкирской конституции.
       Вообще на протяжении всей работы в парламенте Толкачев оставался закоренелым ставленником Муртазы Рахимова. Не подвел он хозяина-барина и на последней сессии второго созыва, состоявшейся в начале марта. Башкирские СМИ неохотно развивали эту тему, а мы рискнем. Очень показательно, что после многочисленных публикаций в российской прессе в том, как местные высокопоставленные чиновники и нефтяные короли не платили налогов, пока вывозили из республики средства в оффшорную зону на Байконуре, депутаты Госсобрания обратились к Председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову с требованием освободить предприятия республики от налоговых сборов. Свою позицию они мотивировали тем, что в республиканской казне нет денег, и попытались взвалить свою головную боль на федеральные плечи, запугивая Москву грядущим в республике социально-экономическим апокалипсисом. Для приличия башкирские депутаты даже не попытались как-нибудь половчее обставить паразитизм, иждивенчество и паралич местной власти, вызвав своим обращением к российскому премьеру массу вопросов. Самые основные - это что за депутаты такие, которые не в состоянии провести парламентское расследование, выяснить, куда ушли деньги, наказать виновных и попытаться вернуть средства в республику? И почему в том плачевном положении, которое башкирские депутаты обрисовали Касьянову, они продлевают сроком на полгода полномочия башкирского президента, ответственного за все, что происходит в Башкирии?
       Судя по всему, Толкачева ответ на этот вопрос просто не интересовал. В своем итоговом докладе на той сессии, чувствуя дыхание приближавшегося с каждым днем голосования, он увлекся очередной химерой и зарядил речь о совершенствовании избирательной системы в республике, важных "уточнениях и дополнениях, нацеленных на исключение так называемого административного ресурса и черного пиара. Не потому ли Толкачев не стал баллотироваться в Уфе и выдвинулся в Федоровском районе, где свои нравы и законы. А впрочем, зря нынешний председатель Госсобрания так перетрухнул. Видимо, он не в курсе, что бесславное правление таких как он, и для Уфы не прошло даром. Уфимские избирательные комиссии, наглея и действуя с властью заодно, не страшатся нарушать закон и красть среди бела дня у избирателей победы.
       В пользу этого говорят и "липовые" итоги выборов, и установленные спикером стандарты, по которым он аттестует депутатский корпус. Так в своем докладе Толкачев, как неразумное дитя новой погремушке, радуется количеству "отклоненных президентом республики законов от общего числа принятых Государственным Собранием второго созыва". По мнению председателя курултая цифра в 2,4% говорит "о высоком уровне законотворческой работы депутатского корпуса".
       Так что, пожалуй, мы зря цепляемся, к главному законотворцу Башкирии. Ведь он и сам признает, что интересы жителей ему дороги, как дятлу, балет. Главное, что он у президента в фаворе. Наверное, от серенького генерал-майора МВД, привыкшего безропотно подчинятся, да еще так перепачкавшегося этой властью, иного и ждать нельзя.
       А вот всех нас, жителей Башкирии, жалко. Это непутевое генеральское счастье свалилось на нас сроком на пять лет - ровно столько просуществует нынешний парламент. Судя по тому завидному служебному рвению, которое Толкачев прежде проявлял в работе, он досидит до конца... Если, конечно, Рахимова не погонят в декабре из президентов. Так что в итоге все-таки нам решать - нужны ли милицейские генералы в законодательном собрании - и уже через полгода.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz