СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЫШИТ НА ЛАДАН


       Президент, правительство республики и все кому не лень любят порассуждать о размахе строительных работ, о невиданных темпах возведения жилья, приписывая, естественно, себе эти успехи. Вместе с тем мало кто из них говорит о действительных проблемах когда-то мощного строительного комплекса, доставшегося нам от прежних времен. А строительные организации по сути дышат на ладан, их ждет неминуемое банкротство, если не предпринять действенных мер по их экономическому оздоровлению.
       В 2002 году, по данным министерства экономики РБ, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, составил 22,3 млрд.рублей. Цифра, конечно, впечатляет, но это всего 85,6 процента к уровню предыдущего года. И нет никаких предпосылок к тому, чтобы положение улучшилось.
       На рынке подрядных работ наибольшая доля в строительстве принадлежит ОАО "Востокнефтезаводмонтаж", ОАО "КПД", ОАО "Башнефтезаводстрой", ОАО "Трест №21". В настоящее время серьезной проблемой для этих гигантов и других стройорганизаций является сильно изношенный парк механизмов и техники, приобретенный еще до начала 90-х годов прошлого века. Нестабильным остается и их финансовое положение, на которое влияет снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, неплатежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий и строительной техники.
       Объем кредиторской задолженности в строительстве превысил дебиторскую в 2,2 раза и составил на 1 января 2003 года 28,8 млрд. рублей. Кредиторская задолженность превышает годовой объем подрядных работ. Строительным организациям фактически не на что покупать материалы и технику, расплачиваться с рабочими.
       Наиболее неплатежеспособными заказчиками являются бюджетные организации (Управление капитальным строительством Минстроя РБ, администрации городов, районов и т.п.). То есть путем выкручивания рук, обещаниями правительство и местные администрации заставляют строителей возводить объекты, а затем оказывается, что в бюджете на них денег нет.
       Экономическая деятельность башкирского правительства - это тайна за семью печатями. Куда и как расходуются бюджетные средства, знают только посвященные. Например, в строительстве нет никакой конкуренции. Наиболее привлекательные заказы распределяются в закрытом режиме, безо всяких конкурсов. То же самое происходит при распределении бюджетных средств по расчетам за выполненные работы. В результате отдельные предприятия получают расчет в 100-процентном объеме и без задержек, а основная часть ждет оплату годами и по этой причине заканчивает свое существование. Из-за задолженности администрации Уфы за выполненные и неоплаченные в срок работы были объявлены банкротами предприятия: "Асфальт Бетон" (дорогостоящая импортная техника распродана на торгах), муниципальное управление по строительству и ремонту дорог, "Уфаводоканал", БНЗС и ряд других.
       Все эти причины тормозят развитие отрасли и внедрение передовых строительных технологий, повышают риск невозврата инвестиций в отрасль. Это в конечном итоге отражается на потребителях, на кошельке (и так небогатом) населения республики.
       Самый яркий тому пример - строительство жилья, о лидерстве в котором неустанно рапортует руководство республики. За 2002 год на территории Башкирии за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 16,6 тысячи квартир общей площадью 1408,4 тысячи квадратных метров. Это где-то пятое место среди субъектов РФ после Москвы, Московской области, Красноярского края, Татарстана и соответствует численности населения и экономическому потенциалу.
       Более половины построенной жилой площади приходится на индивидуальных застройщиков (843 тыс.кв. метров). За счет средств республиканского бюджета и Башсбербанка выделено 60 млн. рублей на предоставление льготных ссуд на жилищное строительство, из них 15,4 млн. рублей - молодым семьям и военнослужащим, участвовавшим в военных конфликтах. Кому дали остальные кредиты - сведений нет. На собственные и привлеченные средства предприятиями разных форм собственности построено жилья общей площадью 565,4 тыс.кв. метров (40 процентов от общего ввода), из них 255,4 тыс.кв.метров - на продажу. За счет республиканского и местных бюджетов построено 40,8 тыс.кв. метров или 2,9 процента от общего ввода жилья.
       Фондом жилищного строительства при президенте РБ, создание и деятельность которого преподносились как манна небесная от президента бездомному населению, введено в эксплуатацию 205,5 тыс.кв. метров (в качестве заказчика), из них только 37,4 тыс.кв. метров передано в госсобственность для образования муниципального жилищного фонда социального назначения. Как видим, большая часть жилья реализуется фондом на рынке и по рыночным ценам, хотя до 2003 года фонд получал прямые дотации из республиканского бюджета и целый ряд различных льгот. Вполне возможно, что кто-то на этом деле успел значительно обогатиться.
       Однако с реализацией жилья его собственники испытывают затруднения. Основная причина - непомерно высокая рыночная стоимость. Средняя стоимость жилья в республике выше, чем в Челябинской области на 30 процентов, в Самарской области - на 12 процентов, в Татарии - на 42 процента. Если же брать стоимость жилья в Уфе, то разрыв в ценах на жилье окажется еще выше. По оценке самих строителей себестоимость жилья составляет 6-8 тыс. рублей за кв.метр (речь идет о 2002 г.) А вот продажа жилья заказчиками осуществляется в среднем по 12-14 тыс. рублей за кв. метр, элитного жилья - по 16-19 тыс. рублей. Необходимо учесть также такую скрытую форму занижения стоимости жилья, как продажа с так называемой "черновой отделкой" (полностью отсутствуют сантехника, деревянные конструкции, полы, электрические приборы), когда покупатель получает фактически голые стены.
       В самом неразвитом состоянии в республике находится система ипотечного кредитования, хотя местные власти в свойственном им стиле пытаются преподнести ее как пример для подражания всей России. В 2002 году только 104 семьи улучшили свои жилищные условия через ипотеку. Тут нужно подчеркнуть, что семьи, не имеющие жилья, не могут воспользоваться ипотечной системой.
       Темпы строительства жилья сдерживаются полным отсутствием конкурсов на приобретение земельных участков под застройку и четко выраженной политики в области жилищного строительства.
       В 2003 году трудно ждать позитивных сдвигов в строительной отрасли республики. Бюджетное финансирование в работы социального назначения будут сокращаться. Особенно остро нехватка средств ощущается на строительстве и ремонте инженерных коммуникаций (водопровод, теплосети, газопровод, канализация, силовая и слаботочная кабельные сети, дренаж), что приводит, с одной стороны, к сдерживанию строительства жилья и объектов социально-культурного назначения, а, с другой стороны, изношенность коммуникаций ведет к частым авариям.
       Определение приоритетов финансирования из республиканского бюджета проводится без учета общественного мнения, реального состояния и потребностей экономики республики. Захотелось вот президенту построить Юмагузинское водохранилище - его и строят. В него уже вложены огромные средства, на 2003 год запланировано израсходовать еще 2 млрд. 10 млн.рублей. По уровню внимания и финансирования - это главный объект, который волнует правительство республики. А ведь на эти средства можно было и население из ветхого жилья переселить, и значительно снизить стоимость жилой площади. Но пока руководство республики мучают фараоновы комплексы, мы будем закапывать в ненужные "пирамиды" (водохранилища и т.п.) огромные средства и будущее сотен тысяч граждан.


Н.Столяров.

Используются технологии uCoz