ПОБЕДИЛ Я ЧЕСТНО, А ДЕПУТАТОМ СТАЛ ДРУГОЙ


       В выборах в Государственное Собрание РБ участвовало пятеро сотрудников газеты "Отечество", двое из них победили в своих округах, остальные заняли вторые места. Сегодня они начинают делиться опытом своей избирательной кампании. Первым серию публикаций открывает заместитель редактора Расул Гильманов, занявший первое место в своем округе, но с помощью махинаций избирательных комиссий лишенный депутатского мандата.

       Итоги минувших выборов в законодательное собрание Башкирии забыть и пережить будет нелегко. По результатам этой кампании стало ясно, что за то время, пока республикой правит Рахимов, в Башкирии пышным цветом расцвела чиновничья серость, которая наотрез отказывается признавать закон и отвечать за свои поступки.
       Иногда правду приравнивают к яду. Если выдать ее лошадиными дозами, она и слона свалит. Поэтому я не стану описывать всю подноготную, которая была в моем округе. Поскольку отмороженность местных властей, с которой мне пришлось столкнуться, может навсегда отбить охоту голосовать за кого бы то ни было.
       Когда республиканские бонзы скулят про явку избирателей, которая снижается год от года, они забывают рассказать о своих выдающихся заслугах и последствиях применения так называемого административного ресурса. А ведь именно эти заботливые дяди, расставляют на должности в избиркомах серых запуганных мышек-людишек и отъявленных мерзавцев, скрывающих под благопристойной внешностью крысиный облик, дергают их, как марионеток, за нитки, чтобы склонить чашу весов в нужную сторону. В угоду горе-администраторам эта публика вырывает у избирателей победу, как негодяй сумочки у зазевавшихся прохожих. И как следствие, всякий раз народ оказывается в проигрыше, и интерес к бесчестным выборам с каждым годом все меньше и меньше.


       Отношения с территориальной избирательной комиссией (ТИК) Советского района с самого начала складывались у меня непросто. Еще при сдаче подписных листов ее председатель Тимербулатов и секретарь Булатова - кстати, юрист по образованию - пытались отказать мне в регистрации под тем предлогом, что я не указал свою "партийность" в подписном листе. Закон не обязывает меня к этому, а секретарю и председателю ТИК казалось, наоборот. На этом основании они пытались финтить ушами, чтобы отказать мне в регистрации. Когда же я раскрыл перед ними соответствующую статью закона, члены комиссии стали покладистее, убедив себя в том, что этот из "Отечества" все равно не пройдет.
       Впрочем, Булатову все же что-то смущало, и, разговаривая со мной, она куксилась и на что-то дулась. Однажды я поинтересовался, в чем загвоздка. Секретарь комиссии ответила, что приняла у меня документы "не по форме", дескать, я выдвиженец "Яблока", а проник в кандидаты, как самовыдвиженец. Мы подняли документы, и радости юриста по диплому не было предела, когда на 20-й день после моей регистрации, она разглядела в пролежавших целый месяц в комиссии документах печать и подпись председателя регионального отделения "Яблока".
       И тут меня осенило - дремучие нравы этой комиссии, которой просто не досуг действовать по закону, скучать не дадут. Ох, не солгали предчувствия мне - невежество, упрямство и безалаберность стали фирменным знаком Советской ТИК на все оставшееся время нашей совместной работы. В комиссии стопорили мою кампанию под любым предлогом. Не хотели выдавать удостоверение назначенному мной члену ТИК с правом совещательного голоса Нурие Бигловой, пытались волокитить регистрацию доверенного лица Дмитрия Пылина.
       Мотивы и предлоги для этого г-жа Булатова находила самые разные. Неуступчивость с назначением члена ТИК, к примеру, она объяснила забывчивостью председателя комиссии Тимербулатова, который будто бы унес заявление о назначении Бигловой с собой и не вернул. Когда же аргументов не хватало, секретарь комиссии отзванивала куда-то наверх, консультировалась со знающими людьми, хотя на столе перед незадачливой юристкой, подавшейся командовать избирательным процессом в Советском районе, лежал башкирский кодекс о выборах. Чувствуя, что устным договоренностям в этих стенах грош - цена, я стал сдавать все документы под роспись, и отношения вроде наладились.
       Впрочем, идиллия продолжалась ровно до дня голосования, когда вся эта предупредительность, учтивость, лояльность и уважительность сползла с членов комиссии, как воск с фигур из музея Тюссо, охваченного огнем. Судя по всему, моя победа вызвала шок и оторопь в ТИК. Слишком много усилий было затрачено на то, чтобы избежать неприятных неожиданностей.
       Директора школ, работники ЖЭУ, милицейская рать с окрестных отделений и вся аппаратная шушера Советской администрации повскакивали со своих коек, как прыщи на лицах созревающих подростков, 16 марта в самую рань, и отправились добывать победу для своих представителей из всяких "единых Россий" и прочих трущихся во власти лиц. Все было под контролем, даже собственный взгляд на исход голосование имелся.
       В частности, больше всего мне запомнился председатель участковой комиссии, отдернувший шторку в кабине для голосования и помогавший подслеповатой бабушке ставить крестик "против всех", что законом строжайше запрещено. Для чего вообще тогда кабинка и тайное голосование? Мои ссылки на закон этот благодетель старушек поначалу встретил очень агрессивно, но, когда признал во мне кандидата, смущенно развел руками: "Да ведь если по закону делать, черти что получится, и народ на выборы вообще не придет".
       Как выяснилось позже, "черти чего", вытекающего из закона, боялись сразу на нескольких участках. В частности, в 348-й участковой избирательной комиссии председатель наотрез отказывался снимать листовки кандидатов, висевшие прямо над входом. Пришлось объясняться и договариваться с наблюдателями "повешенных" соперников.
       Поглядев на все это, я понял - неожиданности здесь будут непременно, поскольку законом тут и не пахло. Весь день на глазах у трех милиционеров на 348-м участке проболтался расфуфыренный, как павлин, малый из "Единой России", в стильном до пят кожаном пальто. Он нашел общий язык с председателем местного студсовета. Все попытки выставить его за порог комиссии, оканчивались неудачей. Зато голосование шло в гору: студенты косяком валили в избирательные кабины.
       Под носом председателя комиссии, гонявшей целый день чаи и кофеи, чуть ли не на самом участке осела агитбригада, которая дергала всех проходивших мимо: "Ты проголосовал?" Я уже был наслышан о выборах в общаге архитектурно-строительного факультета. Четыре года назад здесь поймали избирателей, проносивших с собой уже заполненные за кандидата от власти бюллетени. Студенческий Клондайк не подкачал и в этот раз. Когда голоса были подсчитаны, выяснилось, что это единственный участок, где победила царь и бог уфимской санитарии Людмила Пределина, доверенные лица которой почему-то убеждены, что выиграли на этом участке в честной и конкурентной борьбе.
       Но главные сюрпризы были не здесь. Председатель 346-ой комиссии Ш. Кадыров устроил чистый цирк со всеми вытекающими фокусами и клоунадой. Первым отделением этого представления стало то, что он впустил наблюдателей ровно в 8 утра, а не за полчаса, как это положено, сопровождая их приход ворчанием, будто участок - его частная лавочка. Перед началом голосования Кадыров огласил, что из ТИК получено 1659 бюллетеней. Однако непосредственно перед подсчетом голосов председатель комиссии почему-то передумал и проставил в протокол иное количество - 1620. Когда же подсчет голосов был окончен, а бюллетени упакованы, Кадыров родил сенсацию и, как ошпаренный, затараторил: "Обнаружено 40 лишних бюллетеней, выборы не состоялись, повторные выборы состоятся через две недели, участок закрывается". Возмущение наблюдателей "откуда взялись лишние бюллетени, что он выдумывает", предприимчивый председатель срезал как зольдат группы армий "Центр" автоматной очередью: "Откуда я знаю, может быть, вы их и принесли?"
       Оформление протокола на этом участке было брошено на полпути. Однако данные, которые позволяют установить картину волеизъявления граждан, в копиях, полученных наблюдателями, зафиксированы - в том числе и распределение голосов по кандидатам. При этом председатель комиссии сопроводил их презанятнейшей пометкой "выборы не состоялись", подписал и заверил печатью. Вот уж воистину не 346 участок, а китайский цирк.
       На 349 участке, в 110-й школе, какой-то местный чубайсик развлекался с электричеством. "Да будет свет", - сказал монтер-самозванец и перерезал провода. На этом участке вообще было не скучно. Ведь именно здесь звонили о подложенной бомбе.
       На 353 участке, где я одержал победу, со слов наблюдателей, бюллетени "за Гильманова" перетряхивали, как Лукашенко парламент тридцать три раза - в надежде хоть как-то уменьшить их количество. В итоге доискались до того, что нашли на один больше.
       Подсчитав итоги по всем участкам и убедившись, что выиграл выборы в округе, я отправился в ТИК к 7 утра за итоговым протоколом. Однако члены комиссии явно не торопились с подведением итогов, как бы вовсе не замечая ни меня, ни моего члена ТИК с правом совещательного голоса Нурии Бигловой. Кто бы мог подумать, что члены ТИК на протяжении всей кампании игравшие в милых и симпатичных людей промаринуют меня в своей комиссии целых 7 часов и выдадут протокол, который не соответствует действительности.
       Между тем, за стенами избирательной комиссии, что является грубым нарушением, вовсю кипела работа. Заместитель председателя ТИК Л. И. Нагаева в отдельной комнате, на втором этаже администрации Советского района, принимала протоколы участковых комиссий. Ей помогали посторонние люди, которые не имели на это никакого права. Причем члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели, которые должны присутствовать на приеме протоколов, были выдворены из комнаты. Глава администрации Советского района Рамил Дильмухаметов и председатель территориальной избирательной комиссии Амир Тимербулатов и в ус не дули, чтобы устранить это явное нарушение, и только равнодушно позевывали.
       Результаты голосования по участкам члены комиссии сводили в таблицу так же в гордом одиночестве, не допуская к священнодействию ни членов комиссии с правом совещательного голоса, ни наблюдателей, ни даже кандидатов. На двери висела табличка "Вход строго воспрещен". Всех желающих войти в это помещение, члены комиссии выгоняли, угрожая вызвать милицию.
       Словно так и положено, глава администрации находился на своем рабочем месте и руководил приемом протоколов избирательных комиссий вплоть до 10.00 утра, хотя официально, как кандидат в депутаты органов муниципальных образований, он находился в отпуске.
       По окончании приема протоколов участковых избирательных комиссий председатель ТИК Тимербулатов, не объявив итогов голосования, не предоставив сводной таблицы и не заверив ни одной копии протокола, поплыл в ЦИК докладываться кинзягуловым-алтыновым, привыкшим засматриваться на себя в программах башкирского телевидения, и уже успевшим отрапортовать, что выборы в Башкирии прошли гладко.
       После того, как председатель отъехал, члены комиссии выдали протокол, согласно которому я проиграл выборы, уступив победителю два голоса. Наши попытки выяснить, как в ТИК суммировали готовые данные с избирательных участков, и не было ли у членов комиссии в юности двоек по математике, кончились ничем. Они стали рвать глотку, что рабочий день окончен (это в самый-то его разгар в 14.00!), и требовать, что бы мы немедленно очистили помещение. Аргументы у них были железные - мы хотим спать, нам пора домой. Можно подумать, что это только они работали последние тридцать часов, а мы беспробудно дрыхли, как суслики зимней порой. Желая подчеркнуть, что члены ТИК все могут, они вызвали сотрудника милиции.
       Копии сводной таблицы мы получили только после вмешательства члена ЦИК РБ с совещательным голосом Светланы Жуковой, приехавшей в территориальную комиссию полчаса спустя. Причем, судя по всему, члены комиссии не так уж хотели спать и идти домой, как разыгрывали это перед нами. В ТИК царила бурная радость. Член комиссии от КПРФ Евгений Пупышев носился по помещению с копченой колбаской, не зная, куда ее пристроить, и, похоже, был отнюдь не против маленького сабантуйчика по случаю торжественного завершения выборов в Советском районе.
       Наше появление вызвало у членов комиссии злобу и досаду. Они вновь попытались решить все вопросы с помощью милиции, решив выставить уже не только меня - кандидата в депутаты Госсобрания и моего члена ТИК с правом совещательного голоса, но и члена ЦИК с совещательным голосом, председателя регионального отделения российской демократической партии "Яблоко", кандидата в депутаты Госсобрания по Кировоградскому округу № 30 и его члена ТИК с правом совещательного голоса.
       Сержант, старшина и лейтенант прибывали друг за другом, как монеты разного достоинства в копилку нумизмата. И каждому приходилось объяснять, что мы требуем свое по закону. Доходило это, как до жирафов - и сотрудники милиции, и члены комиссии дружно кивали на главу администрации. Будто бы он и только он может рассудить - имеем ли мы право находиться в помещении ТИК, или нет. После долгих уговоров и ссылок на Кодекс Республики Башкортостана о выборах и Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан…" кто-то из членов комиссии снизошел до наших просьб и выдал копию сводной таблицы. Как только мы переступили порог комнаты, дверь за нами яростно захлопнулась и злобно заскрежетал замок.
       Ознакомившись с результатами голосования, мы обнаружили, что по неизвестным причинам в сводную таблицу по Новиковскому избирательному округу № 28 не были включены итоги голосования по избирательным участкам № 343 и 346, где я, согласно протоколам наблюдателей, с убедительным преимуществом опередил соперников.
       О нарушениях на участке 346 я заявлял в жалобе в ТИК, которую завез туда в 4 утра 17 марта. Ответа на нее я так и не получил, равно как и на все иные обращения в башкирские избиркомы разного уровня, включая ЦИК РБ.
       Причины отмены голосования на 343 участке мне вообще непонятны. Согласно протоколу моих наблюдателей, я одержал там победу, и данные в копии протокола точно отражают это.
       На мой взгляд, члены ТИК Советского района преднамеренно и обдуманно не включили в сводную таблицу результаты выборов по участкам № 343 и 346. Таким образом, итоги выборов по округу были грубо искажены. Стараниями ТИК соперник, проигравший мне 200 голосов по округу, опередил меня на два голоса.
       Чтобы выяснить все обстоятельства скандального подведения итогов голосования по округу № 28 членами ТИК Советского района, мы немедленно отправились в ЦИК РБ. Однако и там не сумели объяснить, что произошло в территориальной комиссии.
       Правда, в Центризбиркоме, мы поймали неуловимого председателя ТИК Тимербулатова, который пообещал взять нас с собой, чтобы разобраться на месте, но позорно скрылся бегством, прыгнув в милицейскую машину. Автомобиль сходу тронулся, едва не сбив члена ЦИК с правом совещательного голоса Светлану Жукову, и исчез в неизвестном направлении.
       Мы немедленно направились в ТИК Советского района. Милиционер, дежуривший на вахте, подтвердил нам, что председатель вернулся из ЦИК и прошел к себе. Однако наше 20-минутное ожидание того, когда нам откроют дверь, окончилось ничем: внутрь нас так и не пустили. Причем в помещении ТИК находились люди. Было слышно, как в комнате снимают трубку и разговаривают.
       Это пока то немногое, о чем я готов написать по итогам своей избирательной кампании. У нас еще будет время и место в газете, чтобы размотать художества всех участников этого постыдного спектакля.
       Я честно победил на выборах в Госсобрание по Новиковскому избирательному округу № 28, однако власти перешагнули и через закон, и через избирателей, назначив победителя по собственному усмотрению. Территориальная избирательная комиссия Советского района аннулировала итоги выборов сразу на нескольких участках, лишив, таким образом, волеизъявления примерно 15% пришедших голосовать 16 марта в Новиковском округе. А каждый четвертый мой избиратель и вовсе был лишен властью права, чтобы интересы в органах власти представлял их депутат. И башкирский ЦИК признал такие выборы действительными и состоявшимися.
       Так что, это пощечина не мне, а всем читателям газеты "Отечества" и нашим избирателям. Тем ценнее для нас эта победа. Именно поэтому наша дружная команда сделает все возможное, чтобы вернуть ее людям, не пожелавшим мириться с хамством и наглостью зажравшейся власти, которая, все имея и пользуясь безнаказанностью, ненавидит и боится свой народ.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz