КРАСНЫЙ КЛЮЧ: ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ ИЛИ ЧАСТНАЯ ЛАВОЧКА?



       В прошлом номере газеты "Отечество" я опубликовал статью под названием "Фальшивая лампочка Муртазы", где шла речь о том, что в Нуримановском районе республики разрушен уникальный природный памятник - карстовый источник Красный Ключ. С благословения самых высоких республиканских властителей ЗАО "БашУралМонолит" возвело на источнике малую гидроэлектростанцию. Я писал о том, что хотя со дня ее "пуска" прошел уже почти год, ГЭС до сих пор не работает, а былая красота берегов ключа напрочь уничтожена. Чуть позже в эфире Радио "Свобода" вышла моя радиопередача на эту же тему.
       Статью и радиопередачу заметили. В течение сентября в официальных республиканских СМИ появилась серия явно скоординированных материалов, авторы которых пытались прямо или косвенно опровергнуть обвинения. 17 сентября по приглашению районных властей состоялась даже поездка группы депутатов Уфимского горсовета в Нуримановский район, в которой я участвовал. Целая группа начальников во главе с руководителем "БашУралМонолита" Олегом Петровым, главой администрации района Мирхатом Тимергазиным пыталась обвинить меня и газету "Отечество" в искажении фактов. После чего на уфимском телеканале и в газете "Вечерняя Уфа" опять-таки вышли материалы, оправдывающие действия властей и строителей.
       Эмоции обидевшегося начальства журналисты из официальных СМИ передали весьма добросовестно. Даже слишком. Реальные же факты вновь остались в тени.
       Приведу эти факты.
       Строительство мини-ГЭС на Красном Ключе было начато в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Этим были нарушены федеральные Законы "Об охране окружающей среды", "О государственной экологической экспертизе" и соответствующие республиканские законы. Без такого заключения строители не имели права начинать даже подготовительные работы.
       В тот наш приезд руководители "БашУралМонолита" заявили, что проект находится на экспертизе в Госкомэкологии РБ (спустя почти год после окончания стройки). Я сделал вид, что поверил. Через несколько дней специально справился в отделе экспертиз Госкомэкологии, где мне официально заявили, что проект Красноключевской мини-ГЭС к ним не поступал.
       Ничего другого я и не ожидал. К слову сказать, законодательство об охране окружающей среды в Нуримановском районе нарушается не в первый раз. Так, в середине 90-х, по данным Башкирской межрайонной природоохранной прокуратуры, администрация Красноключевского поссовета в нарушение Закона РФ "О недрах" дала тому же ЗАО "БашУралМонолит" разрешение на добычу песчано-гравийной смеси на берегу реки Уфимки. Тогда как, согласно ст. ст. 9, 11 Закона РФ "О недрах" единственным основанием для разработки недр и добычи песчано-гравийной смеси является лицензия, выдаваемая Госкомгеологией РБ. В 1997 г. по протесту природоохранного прокурора постановление главы поселковой администрации было отменено.
       Но в случае с Красноключевской ГЭС открываются вещи куда серьезнее. Как теперь выясняется, строителям не было смысла отправлять проект на экспертизу, потому что еще 17 августа 1965 года постановлением Совета Министров Башкирской АССР за № 465 источник Красный Ключ был отнесен к природным памятникам и включен в число особо охраняемых природных территорий. Согласно действующему в республике Закону "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" в таких местах воспрещена любая хозяйственная деятельность. Строительством ГЭС на ключе этот Закон самым грубейшим образом нарушен. Всему населению еще раз продемонстрировано подлинное отношение властей и к природе, и к соблюдению законности.
       И, наконец, еще раз о пользе этой электростанции. Я не знаю, в какую копеечку влетело "БашУралМонолиту" это строительство. Во всяком случае, стоимость проекта Красноключевской ГЭС была оценена его разработчиком - санкт-петербургским объединением "Гидроэнергопром" в 21 637 долларов США (информация взята с официального сайта этой организации).
       Но я убежден, что коллеги из горсовета раскусили ту "потемкинскую деревню", которую для них приготовили - вхолостую вращающуюся турбину, снятые звенья линии электропередачи, новенькие неношеные робы и каски молоденьких строителей, застывших у станции прямо-таки в почетном карауле. (К слову, никто из них не смог ответить на вопрос, когда была пущена турбина - все говорили, что приняты на работу недавно и ничего не знают). Местное же население уже много раз становилось свидетелями такого шоу. И после нашего приезда я не один раз справлялся у жителей поселка, работает ли станция. Нет, - отвечали мне, - все тихо. И даже несчастная турбина не вертится - потому что не перед кем ей вертеться.


Артур АСАФЬЕВ,
депутат Уфимского горсовета,
корреспондент Московского бюро
Радио "Свобода" в Башкирии

Используются технологии uCoz