ОПРАВДЫВАЕШЬСЯ - ЗНАЧИТ ВИНОВАТ



       Осенний сезон начался для башкирских властей как-то нескладно, и судя по той непрошибаемости, которую они демонстрировали весь сентябрь, перспективы у них незавидные. После встречи Владимира Путина с Муртазой Рахимовым в Казани на башкирские власти нажали сразу несколько федеральных источников, в том числе такие авторитетные, как "Российская газета" и "Коммерсант". И хотя последние пару лет это происходит с завидной регулярностью, сентябрьский щелчок по носу оказался настолько звонким и болезненным, что совершенно вывел республиканских руководителей из равновесия.
       Пожалуй, они еще никогда не предпринимали столько надрывных усилий по укреплению расшатавшегося имиджа. В этом всеобщем идеологическом кряхтении старались как местные кулинары прокисших политических заготовок типа "Башинформа" и башкирского телевидения, так и нанятые республиканской властью заезжие пиарщики, выступавшие либо под своими малопривычными для уха российского читателя "марочными" абхазскими и азербайджанскими фамилиями, либо под нарочито вымышленными псевдонимами типа "Михайлов" и "Петров". Черного козла отмывали до бела эдак недели две к ряду, и со стороны было забавно наблюдать, как это делают легионеры, представляющие "столичные" СМИ, и башкирские тюхи-матюхи, исчерпавшие свой потенциал еще задолго до того, как он был накоплен. Если первые худо-бедно отписывались, придерживаясь некоего правдоподобия, то "Башинформ" вкупе с башкирским телевидением роняли авторитет республиканских властей не по дням, а по секундам. Причем стряхивая пылинки с неопрятных мундиров местных чиновников, они, как обычно, наделали массу глупостей, засветив "не тех" людей и уличив их в том, в чем они невиноваты.
       Вот уж не знаю, к счастью или к огорчению, но в башкирском руководстве много деятелей, которым просто нежелательно общаться с прессой - их подводит даже не столько косноязычие, сколько отсутствие какого бы то ни было здравого смысла и душевного равновесия.
       Профессионал давно понял бы это и не стал бы терзать скучнющих недотеп просьбами выложить свои соображения просто из элементарного человеческого сострадания, чтобы не обнаруживать невежества всех этих депутатов с учеными степенями. Но, видимо, на башкирском телевидении либо не осталось умных и чутких людей, либо журналистам этой конторы доставляет неимоверное удовольствие втихую потешаться над своими дремучими собеседниками. Иначе, как объяснить то глупое положение, в которое программа "Ватан" поставила депутата Госсобрания РБ Зуфара Еникеева, который слывет одним из главных разработчиков прежней дефективной, а, возможно, теперь и нынешней республиканской конституции. Этот разговор с "поэтом" о его стишатах вылился в то, что светоч башкирской государственности обнаружил "глубокое" понимание российской истории. Сверкая ее примерами, как новый русский золотыми цепями в европейском казино, Еникеев своим умом дошел, что в "России всегда испокон веков бывает реформа и контрреформа". Судя по высказываниям башкирского депутата, самый дорогой его сердцу период - 1917-й год, "когда Республика Башкортостан образовалась, как почти независимое государство со своей армией, на договорных отношениях", а самый горький - два года спустя, когда республику, а вместе с ней, видимо, и Еникеева опустили с небес на землю. Очевидно, это настолько потрясло депутата, что перестав на время сыпать примерами из российской истории, он назвал нашу страну - "молодым" государством, объяснил последние ошибки центра в отношениях с Башкирией "недостатком исторического опыта" страны и раскритиковал Владимира Путина, который младше его всего на год, за "молодость" и самонадеянность. Президенту России Еникеев присоветовал больше доверять региональным лидерам и припугнул федеральные власти тем, что не только в Башкирии, но и Орловской и Свердловской областях зреет недовольство. Спасение же от центра, считает автор башкирских конституций, найти весьма легко - объединиться губернаторам в региональный клуб по типу Уральской республики, и тогда в Москве
       узнают, где раки зимуют. Вот такие у представителей местной политической фауны диалектика и Гегель-моголь. И никакая ученая степень не отрезвит башкирского депутата в его служебном рвении и не охладит его больной головы, набитой всякой ерундой и вздором.
       Впрочем, чего уж там какой-то Еникеев. Он ведь человек маленький, чуток побольше Акакия Акакиевича - всего-навсего руководитель комитета в башкирском парламенте и, скажем, по сравнению с председателем этого республиканского государственного органа, - просто безобидная букашка. Гораздо любопытнее в условиях кризиса политической власти в республике ведет себя второй человек в башкирском государстве, спикер Курултая Константин Толкачев.
       Представляю, как бы радовался старик Дарвин, глядя на то, как главарь республиканских депутатов царапается за право руководить ими, демонстрируя всю энергию и жизненную силу естественного отбора. Причины, толкнувшие Толкачева на это, банальны и стары, как башкирский суверенитет и прочие сатрапные режимы. Как известно, съесть чиновника в таком болоте - плевое дело. Желая, как следует напугать обывателя, еженедельник "Аргументы и факты" поместил заказную статью "Кому нужна вторая Чечня?". Как уж так вышло, никто не знает, даже сам Толкачев, но это издание попортило спикеру много нервов и крови, поставив его фамилию в один ряд с Александром Арининым и Анатолием Копсовым и зачислив его потенциальным "русским" кандидатом в президенты. Метать икру председатель Курултая начал немедленно. Он созвал большую пресс-конференцию, где публично божился, что не хочет быть президентом. Отвесив львиную порцию реверансов, поклонов и па Муртазе Рахимову, который "не имеет альтернативы, чей потенциал огромен и далеко не весь исчерпан", вожак Курултая причислил себя к лику святых членов президентской команды и со всей ответственностью заявил, что "никогда не давал повода думать иначе". Возможно, Толкачев и не подсиживал президента, как это представил "АиФ", но очевидно, что потаенные мысли у спикера были.
       Достаточно взглянуть на то, как местные вельможи замещают Рахимова в его отсутствие и сразу станет ясно, что лавры "отца" башкортостанцев не дают им покоя. К примеру, минувшим летом троица Константин Толкачев - Рафаэль Байдавлетов - Рауф Нугуманов принимала парад по случаю дня города в отсутствие Рахимова, который откочевал в Москву канючить милостей у федерального центра. Так вот, Толкачев тогда не был таким доброжелательным паинькой, обожающим своего президента. Он чувствовал себя весьма уверенно и командовал парадом отнюдь не как заштатный генерал-майор внутренней службы, а как маршал Франции, будущий Наполеон, ничуть не меньше. Однако, как выяснилось теперь, спикер Госсобрания ходит львиной поступью только, когда Рахимов бывает в отлучке. Как справедливо признают "Аргументы и факты", но уже местные, "кому-то другому перспектива прослыть кандидатом на президентский пост, возможно, даже польстила бы, но только не в Башкирии и не генералу К. Толкачеву".
       По-нашему же разумению, спикер Госсобрания напрасно чурается этого. В конце концов, он мог бы заявить о себе как "последний русский" в высшем башкирском руководстве. Ну, чем не слоган для грядущей избирательной кампании? Был бы как гардемарин Белов, глядишь и Рахимов, как шевалье де Брильи, остался бы с носом. Напрасно Толкачев похоронил свое национальное самосознание, да еще так преждевременно и с таким апломбом. Ведь после того, как из министерских апартаментов загадочно исчез первый вице-премьер Николай Сигаков, якобы в связи с переводом на другую работу, самая многочисленная, русская часть населения Башкирии потеряла своих представителей в президентской и исполнительной ветвях насквозь башкирской власти. А Толкачев, как видно из его метаний, сам от своих соплеменников отказался.
       Но ведь, если по существу разобраться, он ничем не хуже того же Роберта Нигматуллина, Энгельса Кульмухаметова и Рафаэля Байдавлетова, которые хоть и не афишируют своих президентских амбиций, но и не скрывают их и им не надо каяться по поводу своих потаенных и сокровенных мыслей. Больше того, председатель Госсобрания сам сдал свои позиции и теперь он вряд ли сможет догнать соперников, которые до поры до времени отсиживаются за рахимовской спиной, но всегда готовы выскочить из-за нее и подставить ножку и своему благодетелю, и менее удачливым собратьям по политическому цеху.
       Причем ведь вот как несправедливо распределился жребий. Толкачев, стиснув зубы, хлещет с горя себя по щекам, гадает откуда взялись эти проклятые сплетни о его кандидатстве и не замечает, как рождаются новые слухи об Энгельсе Кульмухаметове и Ильдусе Адигамове, будто бы затеявших проверку нефтехимического комплекса, где всем заправляет Урал Рахимов. И этим субчикам не надо присягать на верность башкирскому президенту и доказывать свою непричастность к интриге против его сына.
       Это даже как-то странно. Толкачев, как заведенный, свято верит, что у "народов хватит мудрости не обострять национальные вопросы", а у него самого на глазах разыгрывается настоящая клановая междоусобица. Его давний брат-акробат Адигамов запускает дела и отлынивает от работы, его не видно не слышно. А Толкачев тянет на себе неблагодарный воз всех этих бумажных сверок местного законодательства с федеральным, мотается в Москву, без конца встречаясь с заместителем руководителя администрации Президента РФ Дмитрием Козаком, и вынужден слушать отеческие наставления кремлевского начальства. А за это ему вместо спасибо приходиться оправдываться за себя, выгораживать всяких бездельников и интриганов и обнадеживать шизиков, которым до зарезу дорог башкирский суверенитет, но сохранить который не в состоянии сам черт. Вот такая любопытная диспозиция наметилась в стане башкирского президента, который сам пока не высказал своего отношения ни к этой коловерти в головах своих подчиненных, ни явного желания участвовать в выборах.
       Так что, судя по этому, нынешнему раскладу сил, предстоящие выборы президента будут, по крайней мере, занятными и уж никак не похожими на те, что были в далеком беспредельном 1998 году, когда охотников потягаться с Рахимовым из его окружения просто не было. И хотя никакой особо значимой информации по предстоящим выборам еще нет, уже сейчас в президентском окружении усиливаются отдельные группировки, которые подтягивают под себя людские, материальные и информационные ресурсы. Потихоньку снимаются табу на знаковые для избирателей имена. Александра Аринина, к примеру, уже вновь, как и в преддверии выборов 1998 года, начали поливать грязью, безосновательно обвиняя то в связях с криминалом, то в шовинистических настроениях. Набирают обороты газеты подделки и проделки типа "Родного Отечества". Говорят, воскресла та самая "Пятница". Уже вовсю шестерят и раболепствуют "Башинформ" и башкирское телевидение, анонсируя заказные, дурно пахнущие публикации в российских газетах.
       Так что вне зависимости от того - пойдет Рахимов на выборы или нет - гонг к предвыборной гонке прозвучал. А вместе с ним с новой силой возобновилась и травля честных и достойных людей, способных стать подлинно народными кандидатами. Но разве эта грязь остановит большинство избирателей, которые натерпелись от нынешнего режима и хотят жить достойно и по совести, полагаясь не на вороватую свору, а на честного и всеми уважаемого президента и его достойную команду?


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz