ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ

9 лет назад Рахимов похоронил башкирский парламентаризм с тем же успехом, что сейчас насаждает



       Непотопляемость Муртазы Рахимова как руководителя республики сегодня удивляет многих. Как этот с виду недалекий человек, докладами и заявлениями которого можно пытать врагов - они способны вогнать в сон кого угодно, сумел захватить власть в Башкирии и проделывать с ней целых 12 лет то, что хочется. Впрочем, в российской истории было много разных проходимцев. Так что, башкирский президент - не единственный, кто использовал благоприятные обстоятельства для достижения политических целей.
       С самого начала Рахимову везло так, как наверное, не фартило ни одному прежнему руководителю республики. Ни поздний возраст, ни ограниченность, ни отсутствие навыков в аппаратной игре не стали ему помехой в продвижении наверх.
       Рахимов пришел во власть в начале 90-х при поддержке нефтяных генералов, которые прочили его своим представителем в Верховном Совете БАССР, избранном в 1990 году. В условиях, когда коммунистическая идеология трещала по швам, а новая российская власть в лице Ельцина и демократической компании бодалась со старой союзной номенклатурой, люди, доверившие власть Рахимову, просто не разглядели его аппетитов и амбиций. Страна жила тогда другим. Да и никто не думал, что заняв декоративный пост председателя президиума Верховного Совета БАССР, этот человек сможет на что-то претендовать.
       Таким образом Рахимов легко вошел в доверие номенклатуры, стремившейся к контролю над республиканской экономикой. Одновременно он получил и поддержку башкирских националистов, желавших упрочить свои позиции в Уфе. Через полгода после его избрания председателем президиума была принята Декларация о государственном суверенитете Башкирской ССР. Так Рахимов вышел в первые люди республики и стал подумывать о том, как упрочить свою власть. Осенью 1991 года Верховный Совет Башкирии принял решение провести президентские выборы по примеру Татарии. По позициям Рахимов заметно уступал своему конкуренту - президенту банка "Восток" Рафису Кадырову. Кроме того в президентскую гонку мог вмешаться Председатель Правительства Башкирии Марат Миргазямов.
       Но Рахимов держал ухо в остро: он пустил в ход все свои возможности и добился моратория на уже назначенные выборы президента сроком на два года. Этого времени ему вполне хватило, чтобы путем интриг сместить с поста руководителя правительства Миргазямова и заменить его на Анатолия Копсова. Таким образом Рахимов решил две проблемы разом: устранил потенциального конкурента и нашел себе нового союзника в борьбе с Кадыровым. Многие увидели в назначении Копсова добрый знак. По результатам соцопросов того времени, большинство избирателей на выборах 1993г. голосовали не лично за Рахимова, а за связку Рахимов - Копсов, полагая, что раз премьер - русский, да еще с таким богатым опытом хозяйственной работы, то это принесет республике огромную пользу.
       В октябре 1993 Рахимов поддержал Верховный Совет РФ под председательством Руслана Хасбулатова. По некоторым данным, будто бы в обмен за высокий пост в будущем российском руководстве. Если поддержка ГКЧП в 1991 так и осталась для Рахимова безнаказанной, то теперь над ним впервые сгустились тучи. В администрации Ельцина даже подготовили проект, согласно которому в Башкирию, где "нет законно избранного руководителя исполнительной власти", собирались направить представителя центра. С выборами президента тянуть было уже нельзя, и их назначили на 12 декабря 1993г.
       Таким образом, девять лет назад Рахимов демонтировал парламентскую республику с тем же успехом, что нынешней осенью пробивает эту идею. Выборы у Кадырова Рахимов выиграл, а вскорости была принята новая конституция республики, признававшая за башкирским президентом огромные полномочия. Причем Рахимов и тогда подстраховался и не стал торопиться с принятием основного закона республики. Он заранее подрассчитал так, чтобы в случае поражения на выборах президента за ним остался пост председателя Верховного Совета. В этом случае в его руках была бы и судьба конституции, и нового президента, полномочия которого при необходимости можно было бы урезать. Однако никаких "бы" не понадобилось. Напротив, победив на выборах, Рахимов раздвинул рамки собственной власти, сделав ее почти неограниченной. После избрания его словно подменили: он шаг за шагом начал избавляться от потенциальных конкурентов и искоренять инакомыслие.
       По уже опробованной на Марате Миргазямове схеме, был дискредитирован и изгнан из руководителей правительства Анатолий Копсов. После этого башкирский президент выдавил практически всех, кто так или иначе был сориентирован на бывших премьеров - членов правительства и работников собственного аппарата, руководителей СМИ и глав администраций, директоров предприятий и руководителей колхозов. Вскоре за этой чисткой Верховный Совет, ставший переходной ступенькой от парламентской формы правления к президентской, был заменен на новый орган законодательной и представительной власти - Госсобрание. Причем тогда Рахимов дал понять депутатам, что "нынешнее Госсобрание - это не бывший Верховный Совет", а он пришел в ранге президента, если не навсегда, то всерьез и надолго. Впрочем, Муртаза Рахимов беспокоился совершенно напрасно - в новый парламент были избраны исключительно послушные и лояльные, а потому полезнейшие для него люди.
       Многие из этих "народных избранников" сидят в парламенте по нескольку созывов и помнят Рахимова еще председателем Верховного Совета. Они не претендуют на самостоятельные роли и всячески охаживают Муртазу Рахимова, чтобы тот, не дай бог, не оставил их вне политики. Причем эти "вечные" депутаты не только голосуют за нужные президенту законы, но и весьма охотно лезут во всякую грязь, поддерживая президента в расчете на будущее.
       Но, похоже, этого будущего у них больше нет, как не было его у британских панков, вопивших по английским пабам в конце 70-х. Ведь сегодня для многих стало очевидным, что вечное желание Рахимова быть на виду не входит в планы Москвы. И спасая свою шкуру, башкирский президент первым делом уже подвел националистов, на которых он опирался, когда шел к власти. Наверное, эти господа, которые не скрывают своей ненависти к России, еще не вполне осознали, что идеям башкирского суверенитета пришел конец, и виноват в этом их ставленник, но когда они это поймут, думается, их досаде на Рахимова не будет конца. В трудную ситуацию попадают и депутаты палаты представителей. Главы администрации по новым федеральным законам уже не имеют права совмещать работу в органах представительной власти с законотворческой деятельностью.
       Конечно, сам Рахимов может сколько угодно хорохориться и корчить из себя великого вождя. Рассказывать о встречах с Путиным на Госсовете, где руководителей его калибра было как собак нерезаных, и каждый имел право сказать о своем рандеву с Президентом России. Через полтора года после того, как это было заявлено президентом Адыгеи, повторять, что Президент в России должен быть один, в надежде очаровать российское руководство и общественность своим умом и демократизмом. Называть работу над собственными ошибками конституционной реформой. В Башкирии, да и в России привыкли к чудачествам башкирского президента.
       Хуже, что сам Рахимов никак не свыкнется с мыслью, что его песенка спета. И чем громче он поет ее - тем очевиднее становится, что он не сам ушел, а его выдавили из президентов так, как он в свое время поступал со многими честными и порядочными людьми у себя в республике.
       Впрочем, отдельные недалекие люди из окружения Рахимова все еще за него держатся и подбадривают своего президента. Однако, похоже, он не нуждается в их советах, и уже начал спасаться в одиночку, сметая всех на своем пути. Депутаты палаты представителей, националисты - первые в этом списке. На очереди орава работников президентского аппарата, которую тоже придется куда-то девать с упразднением этого поста. И как бы Рахимов не важничал и не надувал щеки, его нынешние позиции весьма слабые. То, что ему блестяще удалось проделать в начале 90-х, сегодня может выйти ему боком. Так что сейчас для башкирского президента самое время разучивать правила игры в домино. И чем скорее он и его окружение поймут это, тем легче им будет пережить поражение на предстоящих выборах.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz