"КРУГЛЫЙ" СТОЛ: КАКИМ БЫТЬ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ В БАШКИРИИ



       Один из примеров ущемления гражданских прав в Башкирии - нерешенный вопрос о местном самоуправлении. Как известно, это такая система устройства власти, при которой сами люди - самостоятельно и ответственно - справляются с текущими делами, избрав и наделив определенными полномочиями своих выборных представителей. Избранные органы местной власти отвечают только перед законом и перед избирателями.
       Однако в нашей республике вся система властных отношений, в том и числе и на местном уровне, основана на всевластии бюрократии, которая управляет крайне неэффективно, пугается ответственности и способна только подавлять всякую гражданскую инициативу. Она боится дать людям экономическую и политическую свободу. Ведь если бы граждане действительно самостоятельно решали насущные проблемы общественной жизни, они неизбежно задались бы вопросом: а зачем нам нужна эта бюрократия и суверенитет, который на деле означает только одно - независимость чиновников от народа и от закона.
       Подлинная свобода граждан опасна для башкирских властей, и они делают все, чтобы оттянуть проведение выборов в местное самоуправление, как того требуют Конституция и федеральное законодательство.
       Недавно председатели региональных отделений Российской демократической партии "Яблоко" Игорь Рабинович и Православной партии Алексей Завьялов, руководитель Татарского общественного центра Айрат Гиниятуллин, учредитель общественно-политического объединения "Русь" Геннадий Шабаев и обозреватель газеты "Отечество" Расул Гильманов обсудили за "круглым" столом проблемы местного самоуправления.

       Игорь Рабинович: - У нас в республике принято и формально действует несколько законов, регулирующих местное самоуправление. Однако несмотря на такую правовую базу, нет главного - самого местного самоуправления. По мнению нашей партии, это сделано сознательно. В прежней редакции Конституции РБ даже было записано, что местное самоуправление действует в республике только на уровне сел и поселков. Правда, в прошлом году в республике принято два закона. В первом определен перечень муниципалитетов в каждом городе, включая Уфу, и районе республики. В другом законе установлен порядок определения границ муниципалитетов. Кроме того, в Госсобрании РБ находится в работе закон о разграничении полномочий между органами местной государственной власти в лице администраций и органами местного самоуправления. Его вот-вот должны принять. На взгляд "Яблока", это преждевременно, поскольку специальная федеральная комиссия, которую возглавляет заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак, ищет и прорабатывает свои подходы к разграничению полномочий между федеральными, региональными органами, органами местной государственной власти и органами местного самоуправления. Не зная, как ведется эта работа, депутаты Госсобрания могут вновь, как это было с башкирской конституцией, ввести республиканскую правовую базу в противоречие с федеральным законодательством.
       Настораживает и то, что в Башкирии до сих не исполнены ранее принятые решения Конституционного и Верховного Судов РФ, согласно которым в Нефтекамске и, если мне не изменяет память, в Мелеузе, выборы в органы местного самоуправления должны быть проведены уже давно.
       Айрат Гиниятуллин: - Я хотел бы добавить, в республике действует еще один закон - о территориальном самоуправлении в РБ. Он предоставляет гражданам права самостоятельно создавать территориальные органы самоуправления - дом, квартал, улица. Но, как вы знаете, по закону эти органы не имеют никаких рычагов для решения насущных и назревших вопросов. Они могут только выносить просьбы, ходатайства, приглашать на свои общие собрания представителей администраций и ставить перед ними проблемы. По-моему, это несерьезно: граждане и так активно обращаются в администрации, но никакого реального воздействия на власть оказать не могут.
       Геннадий Шабаев: - Неправильно и то, что работа над законом о распределении и разграничении полномочий между местными органами госвласти и органами местного самоуправления ведется в тайне. Ведь не секрет, наши организации, представленные на "круглом" столе, не имеют доступа к информации и не знают, как ведется эта работа. Считаю, мы вправе требовать от депутатов Госсобрания провести открытые общественные слушания по этому закону или хотя бы опубликовать проект для публичного обсуждения. Думается, такой важный правовой документ касается всех жителей республики без исключения, и люди вправе о нем знать.
       Айрат Гиниятуллин: - Согласен, это нормальная, цивилизованная практика. В январе в официальной печати опубликован Закон "О местных органах госвласти в РБ". Мы внимательно его изучили и обнаружили, что он по-прежнему нарушает принцип разделения законодательной и исполнительной властей. Изъян в том, что главы администраций становятся председателями городских и районных советов с согласия депутатов. Это не дело, так как председатель совета - выборная должность. Тем более, в республике уже зафиксирован случай, когда затея с назначением руководителя администрации председателем совета с треском провалилась. Недавно в Салавате сняли с должности местного градоначальника Галеева и попробовали сделать председателем горсовета его преемника: так там депутаты уперлись и провалили кандидатуру нового главы…
       Я еще вот о чем подумал: а ведь мы зря скромничаем и недооцениваем себя. Наши общественные организации открыты, независимы и не так оторваны от людей, а потому лучше знают проблемы и нужды населения. Более того, мы понимаем, как справиться с трудностями, не отворачиваясь от избирателей, а привлекая их к разработке, принятию и исполнению решений. Словом, мы многое можем сказать и показать.
       Расул Гильманов: - И для этого у представленных на круглом столе общественных организаций есть свободная трибуна - мощный информационный ресурс в лице газеты "Отечество", которая пользуется уважением и доверием читателей. За годы правления Рахимова власть скомпрометировала себя, и уровень доверия к ней невысок. Не замечая оппозицию, нынешнее руководство пребывает в эйфории от собственных "успехов" и не понимает, что происходит у нее под носом. А результаты, прямо скажем, плачевные - авторитет официальных СМИ и их учредителей в лице органов госвласти снизился до критической черты. Пиаровские акции - добровольно-принудительные субботники, месячники, годы здоровья, матери и прочие атавизмы советской власти, скорее, только озлобляют людей. Заранее известно и то, с чем власти пойдут на выборы в органы местного самоуправления. С обещаниями, которые муниципалитеты не могут исполнить в принципе, как-то борьба с безработицей, стабильная выплата зарплат, бесплатное образование или даже членство в ВТО или НАТО и т. п. Мы должны использовать эту неподготовленность и ущербность власти, ее низкий кадровый потенциал и грамотно провести рекламную кампанию наших кандидатов, тщательно продумав их программы и публичные выступления. Так, чтобы они раздавали не пустые посулы, а гарантировали исполнение конкретных задач. Ведь местное самоуправление - это наши захламленные дворы, разбитые дороги, протекающие крыши, поломанные лифты и почтовые ящики, грязь в подъездах и многое другое.
       У нас есть и другое преимущество. Выборы в органы местного самоуправления - дело новое. И это уравновешивает наши шансы в соперничестве с действующей властью.

Используются технологии uCoz