КРАХ РЕЖИМА



СУВЕРЕНИТЕТ - ПУТЬ БЕЗЗАКОНИЯ И ПРОИЗВОЛА


       Почти двенадцать лет назад депутаты Верховного Совета Башкирии, ведомые нынешним президентом, круто развернули, как некоторым тогда казалось, ход истории. Пленившись сладкими посулами своего кормчего - заживем, мол, как в Кувейте, ободряемые призывом брать столько, сколько проглотят, эти народные избранники без тени сомнения хором провозгласили: даешь власть и собственность, то бишь суверенитет! В то время, да и сейчас, пожалуй, тоже, не каждый с первого раза мог выговорить без запинки это мудреное иностранное слово, не говоря уже о том, чтобы понимать его суть. Между тем, оно означает совсем не то, о чем думалось и мечталось некоторым незадачливым республиканским депутатам времен первоначального накопления капитала. Знать бы тогда этим "деятелям" вместе с их вождем, что в своих мечтах о том, как заживут они полновластными хозяевами и станут "рулить", не считаясь с законом и мнением народа, они опоздали лет так, минимум, на четыреста - пятьсот.
       Неудивительно, что в первые "золотые" годы суверенной вольницы власти Башкирии вели себя в полном соответствии с историческими прецедентами эпохи раннего феодализма. Они отказались платить налоги в общий бюджет страны наравне с остальными регионами. Приняли свои собственные законы, подрывающие целостность России и попирающие права и свободы человека. Установили собственное гражданство и государственные языки, а также флаг, гимн и герб. Остающиеся в республике средства, не перечисленные в федеральный бюджет, власть использовала не на благо всех ее жителей, а, смыкаясь с националистами, требовавшими "вернуть долги" коренному народу, вкладывала в развитие отдельных районов республики, обрекая абсолютное большинство нетитульных жителей на прозябание. Как и следовало ожидать, немалые государственные средства и целые предприятия "вдруг" прилипли к рукам отдельных чиновников из ближайшего окружения президента М.Рахимова, а также их родственников, что встревожило даже представителей башкирского национального движения.
       Беззаконие и вседозволенность суверенной власти Башкирии способствовали расцвету организованной преступности и коррупции. В то время как власти одну за другой принимали все новые программы борьбы с преступностью, выделяя значительные суммы из бюджета в распоряжение высших чинов республиканского МВД, в городах, в том числе в Уфе и Салавате, безнаказанно орудовали вооруженные банды, терроризировавшие население. Долгое время их зверские, кровавые преступления оставались нераскрытыми. При этом материалы на отпетых уголовников странным образом исчезали из республиканской прокуратуры, что позволило им избежать своевременного и справедливого наказания. Зато появились банды оборотней-милиционеров, промышлявших разбоем и грабежами. Милиция по установившейся порочной практике лишь делала вид, что охраняет личную безопасность и собственность граждан. Как установили проверки, проводимые бригадами специалистов Генеральной прокуратуры и МВД России, сотни заявлений жителей республики о совершенных против них преступлениях просто скрывались от регистрации. А республиканское милицейское начальство продолжало бодро рапортовать "наверх" о почти стопроцентной раскрываемости преступлений и снижении преступности.
       Республику сотрясали экономические аферы, не уступающие по своим масштабам знаменитой "МММ". Достаточно вспомнить лишь одну из многочисленных жульнических фирм, которые выросли в Башкирии, как грибы после дождя, так называемую Башкирскую специализированную товарно-сырьевую биржу, руководимую башкирским "мавроди", небезызвестным Малядским. Он и его компания обманули и ограбили тысячи вкладчиков, как в Башкирии, так и в других регионах России, в основном пенсионеров и других неимущих граждан. Как утверждали осведомленные источники, в этом скандале были замешаны фигуры из высших кругов. Однако власть поспешила обвинить в случившемся прессу: мол, во всем виноваты журналисты, публиковавшие рекламную информацию о деятельности биржи. При этом истинных виновников от ответственности укрыли.
       В тот же период времени власти Башкирии создали Башкредитбанк. Они "закачали" в этот банк огромные государственные средства, фактически отнятые у пенсионеров, ветеранов и других нуждающихся. При создании банка ему были выделены 100 миллионов рублей бюджетных денег. Одновременно по распоряжению властей в безвозмездное пользование банкирам передали все внебюджетные фонды на колоссальную сумму, сравнимую с бюджетом всей республики. Кроме того, власти обязали государственные организации, а также предприятия республики перевести и свои средства в этот банк, забрав их из других банков, руководство которых отказывалось подчиняться диктату М.Рахимова. В нарушение российских законов республиканская власть "прокручивала" в коммерческом Башкредитбанке бюджетные средства в то время, как учителя и врачи месяцами ждали зарплату. В свою очередь Башкредитбанк, как выясняется, приторговывал безвозмездно отданными ему в управление акциями наиболее привлекательных бывших государственных предприятий, перепродавая их с большой выгодой для себя различным фирмам, расположенным нередко далеко за пределами Башкирии и России. В настоящее время Башкредитбанк превратился в подобие гигантского спрута, охватив своими филиалами пол-России. Это означает, что в любой момент деньги вкладчиков, среди которых числятся и граждане, и предприятия, и государство, могут уйти из республики в один из многочисленных филиалов банка. А вернутся ли обратно, неизвестно.
       С начала 90-х годов кадровая политика властей основывается на принципах родства, кумовства и землячества, при этом главную роль играют не знания, умения и способности человека, а его национальная принадлежность, владение башкирским языком, личная преданность своему покровителю. За годы суверенитета сформировалась этноэлита, занимающая большинство высших постов в органах власти республики. Между тем немало высококвалифицированных специалистов были вынуждены уехать из Башкирии, не найдя применения своим способностям. В результате республика стала неконкурентоспособной.
       Проводимая руководством республики национальная политика вызывает справедливое возмущение граждан нетитульной национальности, составляющих 80 процентов населения Башкирии. Принятый в республике дискриминационный закон "О языках народов Республики Башкортостан" установил незаконные ограничения прав и свобод граждан, не владеющих государственным башкирским языком. Неоднократные попытки насильственного изучения в школах Башкирии башкирского языка неизменно заканчиваются провалом. В большинстве городов и районов с преимущественно небашкирским населением родители и ученики возмущены произволом по поводу перепрофилирования средних общеобразовательных школ в башкирские гимназии, что влечет за собой массовое увольнение педагогов и уход из школы учащихся. В то время, как во многих школах занятия идут в три смены в перегруженных классах, в некоторых башкирских гимназиях практически некому учиться. Тем самым власти нарушают конституционное право граждан на равные условия получения среднего образования. Те же явления происходят и в ВУЗах республики, где действуют официальные и неофициальные преимущества для абитуриентов титульной национальности. Все это стало следствием того, что национализм существует в Башкирии на государственном уровне.
       В то же время такие выдающиеся деятели башкирской национальной культуры и искусства, как режиссер Рифкат Исрафилов, актер Олег Ханов были изгнаны из республики. Власть оказалась совершенно нетерпима к их таланту и художественной самостоятельности, потому что на деле ее не волнует развитие национальной башкирской культуры и искусства. Вся культурная политика сводится к консервации фольклорных форм творчества в жестко очерченных официальных рамках. Это препятствует взаимодействию башкирской культуры с культурами других народов нашей страны и мира, обрекает культурный процесс на застой и упадок. Тем самым власть, прикрываясь якобы защитой интересов титульного народа, совершает по отношению к этому народу настоящее преступление.
       Массовый характер приобрели в Башкирии нарушения прав и свобод человека и гражданина, глумление над их человеческим достоинством. Республика превращена в полицейское государство, где не действуют нормы российской конституции, а государство не защищает право человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Долгие годы в Башкирии действовал антиконституционный указ М.Рахимова, согласно которому органы республиканского МВД получили право задерживать граждан фактически на неограниченный срок без санкции прокурора. В последствии этот указ был отменен как не соответствующий конституции и законам России. Однако, за этот период свыше 11 тысяч человек прошли через унижения и издевательства, многие потеряли здоровье в милицейских застенках. Причем 8 тысячам из них так и не было предъявлено никакого обвинения.
       Политика полицейского террора против собственного населения нашла свое продолжение в области массовой информации. Фактически в республике сохраняется цензура в печати и на телевидении, причем в самых изощренных формах. Наряду с гонениями на оппозиционные СМИ власти запрещают показывать отдельные передачи общефедеральных телевизионных каналов, которые разоблачают творящийся в республике произвол и беззаконие. В октябре 1999 года в ходе выборов депутатов Государственной Думы РФ республиканское руководство дошло до того, что самовольно отключило трансляцию передач ОРТ и РТР. Впоследствии Верховный Суд Башкирии вынужден был отменить это незаконное решение Государственного Собрания РБ.
       Чувствуя свою обреченность, руководство Башкирии не гнушается методов грубого шантажа и фальсификаций ради удержания власти любыми средствами. Так, на выборах президента республики в 1998 году незаконно были отстранены от избирательной кампании главные претенденты, многие тысячи граждан подверглись запугиванию и незаконным допросам со стороны сотрудников МВД. Избирателей принуждали отказаться от поддержки претендентов на пост президента РБ А.Аринина и М.Миргазямова. В ходе судебного разбирательства были доказаны факты многочисленных фальсификаций избирательными комиссиями республики итогов прошедших президентских выборов, в результате которых М.Рахимову приписывались голоса избирателей, поданных не за него, а против всех кандидатов, то есть против М.Рахимова и его министра Казаккулова. Однако прокуратурой Башкирии не были приняты меры по привлечению к законной ответственности лиц, совершивших эти преступления.


МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БАШКИРИИ


       С началом третьего тысячелетия для России и, в том числе, для Башкирии начался новый отсчет времени. Сегодня и след простыл тех депутатов, которые в далеком 1990 году возомнили себя новыми хозяевами жизни в Башкирии. А для М.Рахимова и выпестованного им режима настало время держать ответ о так называемых достижениях суверенитета. Но сказать ему по существу нечего. Экономика и социальная сфера республики окончательно развалены, население еле-еле сводит концы с концами, вопреки лукавой республиканской статистике.
       Власти республики пребывают в растерянности, не зная, что делать. При этом они старательно надувают щеки и делают вид, что жизнь в Башкирии лучше, чем в других регионах. Невольно возникает вопрос: кому же так хорошо живется в республике, уж не самим ли власть предержащим и их челяди?
       Но что бы ни говорили власти, получается одна пропагандистская суета и показуха. Даже новый календарь сочинили: то год "здоровья" учредят, то введут год "семьи" (интересно - чьей?). Целый президентский совет думает, каким бы еще "годом" осчастливить население. Зато все чиновники при деле, из кожи вон лезут, чтобы угодить своему президенту: "Благодаря вашей заботе, уважаемый, и вашей мудрой политике, женщины нашей республики стали больше рожать детей". Прямо шаманство какое-то. Десяток женщин в санаторий отправили, троим-пятерым семьям по машине роздали. А десятки тысяч семей наблюдают эти "благодеяния" власти по телевизору и гадают, каким объявят следующий год, чтобы и им чего-то досталось. Ну а если серьезно, то вся эта затея придумана с единственной целью: сделать вид, что нынешняя власть способна хоть что-то изменить к лучшему.
       Между тем положение в экономике Башкирии вызывает серьезное беспокойство. Сельское хозяйство развалено. Благодаря "мудрости" республиканского руководства, на колхозах и совхозах "висят" миллиардные долги, большинство из них, как вынужден признать сам М.Рахимов, находятся на грани банкротства. Еще более откровенен премьер-министр Р.Байдавлетов, который "обрадовал" жителей республики сообщением об обвале производства продукции в отраслях животноводства, сокращении посевных площадей. Все это подтверждает, что аграрная политика властей Башкирии, которой они не устают кичиться, с треском провалилась. Более того, позорным для власти явлением стало признание ею того, что посевная кампания нынешнего года находится под вопросом - нет горюче-смазочных материалов. И эта проблема возникла в регионе, который в 60 - 80-е годы был флагманом переработки нефти в стране.
       Не лучше положение в промышленности, на транспорте и в других отраслях. Экономика республики не только не преодолела своей сырьевой направленности, но стала еще более зависима от поставок сырой нефти, которой распоряжаются крупные российские нефтяные компании, такие как ЛУКойл. В свое время правящий режим Башкирии гордился тем, что не пустил гигантов российского бизнеса в республику. Конечно, забота о населении была здесь не причем, просто правящая верхушка опасалась за собственные интересы. Но сегодня ей придется заплатить гораздо более высокую цену за свое упрямство. Сегодня речь идет уже о том, что новыми полновластными хозяевами республики могут стать те самые нефтяные компании, как ЛУКойл и другие, в обмен на поставки башкирским нефтеперерабатывающим заводам сырой нефти. Республиканской власти, похоже, больше ничего не остается, как только "продать" с большей выгодой для себя экономику Башкирии. Или сдать в аренду, что сути дела не меняет. Такова расплата за упрямое нежелание следовать курсом реформ, проводимых в России, за отказ от своевременного проведения в республике структурных преобразований в экономике.
       По оценкам экспертов, правительство Башкирии опоздало с реформированием предприятий минимум на 2 - 3 года. В результате целые отрасли, такие как лесозаготовительная и легкая промышленность, пришли в упадок и речь уже надо вести об их спасении. Однако уменьшившиеся бюджетные возможности не позволяют оказать необходимую помощь предприятиям. Поэтому в 2002 году многих из них ожидает банкротство. В республике не налажен массовый выпуск высокотехнологичной продукции, отчего бюджет республики недополучает налоги, потому что основная прибыль от производства конечной продукции остается в других регионах. По уровню развития малого предпринимательства Башкирия находится среди аутсайдеров в Российской Федерации. У властей нет продуманной экономической стратегии, которая учитывала бы реалии информационной эпохи. Отсюда отсутствие наукоемких производств и новых технологий, низкая производительность труда и бедная жизнь.
       А вот как выглядят "достижения" суверенитета в зеркале беспристрастной статистики. Согласно данным Госкомстата России, в 2001 году смертность в Башкирии превысила рождаемость: на каждую тысячу человек населения умерло на 3 человека больше, чем родилось. Зато по уровню безработицы мы впереди планеты всей: 202000 тысячи безработных! А зарегистрированных безработных в Башкирии всего-то 23,7 тысяч, то есть десятая часть от их истинного числа. Расчет властей понятен: чем меньше зарегистрировано безработных, тем меньше можно платить пособий по безработице. Да и трубить на весь мир об "успехах" в борьбе с безработицей в этом случае легче. Но успехи эти - ложь: во всей России больше безработных только в Дагестане, Башкирия - вторая в этом позорном ряду.
       Чтобы не умереть от голода взрослому человеку, в Башкирии необходимо 1453 рубля ежемесячно, ребенку - 1347 рублей. Это так называемый прожиточный минимум, установленный властями республики. А средняя начисленная зарплата в ноябре 2001 года составляла всего 3134 рубля - это на 444 рубля меньше, чем в Российской Федерации! Получается, что семья, в которой и отец, и мать работают, едва-едва способна содержать впроголодь двоих детей! А если зарплату получает только один из родителей? Какое уж тут повышение рождаемости. При этом надо еще учесть задержки с выплатой зарплаты. А просроченная задолженность по зарплате в Башкирии поражает всякое воображение: почти миллиард рублей. Где "крутятся" эти деньги? Кто виноват в том, что они вовремя не выплачены работникам? На эти вопросы власти предпочитают не отвечать, кивая на то, что у нас теперь, мол, рынок, и каждый выживает в одиночку. Но от фактов не спрячешься, а они убедительно свидетельствуют: заявление властей о том, что в Башкирии сегодня жить лучше, чем в России - это ложь. Как ложью оказались и мнимые успехи в строительстве жилья. Сегодня в очереди за его получением стоит триста тысяч семей (точная ли цифра?), почти треть населения республики. За десять лет "суверенитета" она не стала меньше. Зато покупка жилья доступна единицам.
       Не лучшими были для республики и все предыдущие годы. Так, в 2000 году жилищная программа выполнена в Башкирии только на 86,1% - это самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе. По этой причине властям пришлось скорректировать программу жилищного строительства в республике. Ввод жилья на уровне 1999 года планируется достичь не ранее, чем в 2005 году.
       Вместе с тем продолжается необоснованный рост цен на жилье. Здесь Башкирия уже практически сравнялась с Москвой и Санкт-Петербургом, что делает приобретение жилья недоступным для абсолютного большинства жителей республики. Кроме того, в несколько раз выросли цены на коммунальные услуги, которые непосильным бременем легли на плечи населения. А впереди уже маячит новое повышение, обусловленное ростом тарифов на электроэнергию и транспортные перевозки.
       Быстрыми темпами растут в Башкирии цены на промышленную продукцию. Более высокий рост цен наблюдается только в 3-х субъектах РФ: Тюменской области, Эвенкийском и Бурятском Агинском автономных округах. В свою очередь рост цен в промышленности республики стал причиной гонки потребительских цен.
       Между тем катастрофически падает конкурентоспособность республиканской продукции, которая не находит сбыта даже в пределах самой Башкирии. Это ведет к резкому падению производства, росту безработицы и еще большему снижению уровня жизни населения.
       В Башкирию не идут инвестиции как из Российской Федерации, так и из-за рубежа. Заявления властей об успехах в этой области - ложь. Инвесторы боятся вкладывать свои средства в Башкирию из-за того, что власти не исполняют российское законодательство, а в экономике высок уровень коррупции и административного диктата. Уровень иностранных инвестиций в Башкирии составляет менее 2%. В расчете на душу населения это 0,92 доллара США, в то время как в Российской Федерации - 54 доллара США. Инвестиции в основной капитал в Башкирии также остаются ниже среднероссийского уровня.
       В Башкирии за счет средств бюджета возводятся помпезные сооружения с длительным сроком окупаемости типа "Гостиного Двора" в Уфе. Цены здесь во много раз выше, чем средняя зарплата по республике. В то же время годами не строятся чрезвычайно важные объекты, такие как катализаторное производство на Ишимбайском катализаторном заводе, производство поликарбонатов и другие, для которых еще во времена СССР было приобретено уникальное импортное оборудование. Большая часть его уже морально устарела, а другая разворована.
       "Суверенное" государство Башкортостан живет в долг, тратя больше, чем собирает налогов, проедает природные ресурсы, обкрадывая будущие поколения. Несмотря на то, что республика богата, население не может свести концы с концами. Неуклонно снижаются реальные доходы населения Башкирии. В 2000 году снижение составило 99,8%, в 1999 - 95,9% к уровню предшествующего года. Кроме Башкирии снижение доходов населения зафиксировано только в 9 субъектах РФ из 89-ти, но в 4-х из них - Якутии, Хабаровском крае, Камчатской и Магаданской областях гораздо более тяжелые климатические условия.
       Вопреки заявлениям властей, положение в экономике Башкирии тяжелее, чем в ряде соседних регионов. Так, республика отстала от среднего показателя в Российской Федерации по индексу промышленного производства, занимая в 2000 году лишь 11 место среди 15-ти регионов Приволжского федерального округа.
       По объему продукции промышленности на одного работающего Башкирия находится ниже среднего в Уральской ассоциации уровня, уступая таким промышленно развитым регионам, как Пермская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
       По инвестициям в основной капитал на одного работающего Башкирия более чем в 2 раза отстает от среднего уровня в Уральской ассоциации, в том числе от Ямало-Ненецкого округа почти в 17 раз, от Ханты-Мансийского округа более, чем в 10 раз, от Оренбургской области в 1,11 раза.
       По объему платных услуг Башкирия значительно уступает Пермской и Свердловской областям, и особенно Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам. То же положение сложилось в сфере розничного товарооборота.
       По размеру экспорта на одного работающего Башкирия находится ниже среднего уровня по Уральской ассоциации, уступая Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областям.
       По доходам консолидированного бюджета на одного работающего Башкирия уступает Тюменской области в 3,7 раза, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам в 3,2 и 5,4 раза соответственно.
       По размеру прибыли на одного работающего Башкирия находится ниже среднего уровня по Уральской ассоциации, отставая от Тюменской области в 5,3 раза, от Ямало-Ненецкого автономного округа в 2,6 раза, от Ханты-Мансийского автономного округа в 8,8 раза.
       По уровню среднедушевого дохода на одного работающего Башкирия отстает от Пермской и Челябинской областей на 19 и 7 процентов соответственно, а от Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округов соответственно в 2,5 , 3,6 и 3,3 раза.
       По уровню номинальной заработной платы Башкирия находится ниже среднего уровня, уступая Пермской, Свердловской, Челябинской, Тюменской областям, а также Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам соответственно в 4,3 и 4,5 раза.
       Размер задолженности по заработной плате на одного работающего в Башкирии выше, чем в среднем по Уральской ассоциации. А отношение кредиторской задолженности к дебиторской в расчете на одного работающего сложилось на значительно худшем уровне, чем в среднем по Уральской ассоциации.
       Вывод крайне неутешителен: по большинству экономических показателей Башкирия уступает своим соседям из Приволжского и Уральского регионов.
       Подводя итоги, назовем главные уроки суверенитета. Это:
       1. Попрание прав и свобод человека в РБ.
       2. Беззаконие и как следствие - коррупция в органах власти; разложение правоохранительных органов, паралич судов; сепаратизм; этнократический национализм; финансовые аферы.
       3. Отсутствие демократических институтов власти: свободных выборов, местного самоуправления, свободных СМИ.
       4. Фиктивное разделение властей.
       5. Экономическое банкротство режима: отсутствие продуманной экономической стратегии, низкая производительность труда, жизнь взаймы, неразвитость малого предпринимательства - движущей силы современной экономики.
       6. Социальный коллапс: безработица, низкий уровень доходов, отсутствие перспектив у молодежи, кризис здравоохранения.
       Таковы истинные итоги суверенитета в республике, который еще больше закрепостил человека, не давая возможности развить его творческий и созидательный потенциал.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ.
Продолжение в следующем номере
Используются технологии uCoz