ТУЧИ СГУЩАЮТСЯ

Конституционный суд РФ копает под Рахимова


       Недавно сразу в нескольких российских изданиях появилась информация о том, что Муртаза Рахимов "не исключает своего участия в выборах на пост президента республики в 2003г". Оно и понятно, суверенитет со всеми вытекающими для башкирских властей последствиями, стал их аксиомой. Они всегда были уверены, что это всерьез и надолго. А нынешний руководитель республики был и остается козырным тузом в этой азартной для верхушки, но губительной и вредной для республики игре, так как никто кроме него в Башкирии больше не претендует и не подходит на роль отца-основателя суверенного государства. Поэтому все надежды местных властей связаны с очередным "избранием" Муртазы Рахимова в правители Башкирии. Однако в самое ближайшее время Конституционный Суд РФ может забраковать "любимца" башкирской политической элиты в качестве претендента на пост президента республики.
       Как известно, так называемый вопрос о "третьем" губернаторском сроке висит в воздухе уже два года, и до недавнего времени перспектива Муртазы Рахимова продлить свои полномочия была для него вполне реальной. Однако 4 апреля Конституционный Суд (КС) РФ начал "копать" под это, пока еще законное право нынешнего президента.
       Дело в том, что в 1999 году вступил в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", регулирующий порядок их избрания. 5 пункт статьи 18 утверждает, что высшее должностное лицо субъекта РФ не может переизбираться на свою должность более двух сроков подряд. Однако в феврале 2001 года в закон были внесены поправки: это положение "применяется без учета срока", на который были избраны уже действующие губернаторы и президенты республик.
       Российская общественность не забыла, какая "драчка" развернулась вокруг этих изменений и дополнений в прошлом году. Обсуждая Федеральный закон в Госдуме, российские парламентарии по нескольку раз вносили и отзывали свои предложения по третьему сроку. И все только для того, чтобы руководители нескольких субъектов федерации смогли продлить свои полномочия. Неслучайно, в инициаторы этого замысла затесались депутаты от Башкирии, опирающиеся не столько на избирателей, сколько на Муртазу Рахимова, при поддержке которого они и были избраны. А депутатский мандат не с неба свалился, и его положено отрабатывать. В итоге эти "слуги народа" добились того, чего хотели, - в окончательной редакции закон стал противоречить Конституции РФ.
       И сегодня сразу несколько заявителей оспаривают его положения в Конституционном Суде РФ, который 4 апреля начал слушания. Причем в суд обратились сразу две стороны - депутаты Госдумы от Татарии и Верховный Суд Якутии.
       В конституции Татарии право президента республики избираться на свою должность не ограничено. В конституции же Якутии и в местном законе о выборах президента, наоборот, говорится, что "никто не может быть избран на должность президента республики более двух раз".
       Обратившиеся в Конституционный Суд российские парламентарии считают, что нормы татарской конституции и положения Федерального закона противоречат Конституции страны. Они требуют, чтобы система государственной власти в России осуществлялась по единым правилам, а Федеральный закон дал некоторым должностным лицам субъектов страны возможность избираться на высокий пост в третий раз.
       Совершенно другая точка зрения у Верховного суда Якутии. Там считают, что Конституции России противоречат те нормы, по которым вводятся ограничения на количество сроков избрания на высшую должность.
       Таким образом, через несколько недель Конституционный Суд РФ уже окончательно ответит на вопрос: имеет ли Муртаза Рахимов право идти на "третий" срок или нет.
       Впрочем, не так уж важно, каким будет решение, поскольку недавно этот суд вынес и другое постановление, которое существенно уменьшает шансы нынешнего башкирского президента удержаться у власти. Он подтвердил, что Президент России имеет право распустить местный парламент и уволить руководителя субъекта федерации. Как справедливо заметила "Российская газета", "раньше такой процедуры просто не существовало, и для отдельных глав регионов ситуация полной "неподсудности" и абсолютной уверенности в собственной неприкасаемости была чуть ли не нормой".
       В своем постановлении КС внятно и развернуто ответил на запросы двух республик - Якутии и Адыгеи, депутаты которых заинтересовались - соответствует ли Конституции процедуры досрочного прекращения полномочий законодательных органов и отрешения от должности высших должностных лиц страны, прописанные в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
       С подобным решением несогласны те, кто заинтересован в слабой и раздробленной России. Они поспешили высказать сомнения, используя мифы о строительстве унитарного государства и сведении Москвой счетов с неугодными руководителями субъектов федерации.
       Однако эти опасения беспочвенны и безосновательны. В постановлении подчеркивается, что для роспуска регионального законодательного органа недостаточно лишь формальных причин. Необходимо в судебном порядке установить, что нормативные акты местного парламента "повлекли массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единства правового и экономического пространства". Столь же сложна и процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта России. Она также невозможна без судебного решения, причиной которого должны быть не формальные, а лишь существенные грубые нарушения закона.
       Председатель КС РФ Марат Баглай уже сделал на этот счет пояснения в "Российской газете". Он заявил, что постановление Конституционного Cуда направлено на защиту Основного Закона и единства правового поля страны. Механизм отстранения от должности главы субъекта РФ или роспуск законодательного собрания может быть запущен лишь в том случае, если в данном субъекте РФ массово и грубо нарушались права граждан, а органы власти этого субъекта РФ уклонялись от того, чтобы исправить положение.
       Чуть жестче, но определеннее прокомментировал это решение полпред президента РФ в Конституционном Суде Михаил Митюков. По его словам, оно имеет "большое политическое значение, ибо направлено на укрепление федерации, вертикали власти и единообразного применения конституционных норм. И значение юридическое - устранение противоречий между федеральным и региональным законодательствами".
       Как известно, у федерального центра накопилось много претензий к башкирскому руководству. В первую очередь на нем лежит ответственность за неисполнение предыдущих решений КС РФ, еще два года назад признавшего сразу несколько принципиальных положений республиканской конституции противоречащими Основному Закону России, недействующими и не подлежащими применению. В этот букет нарушений входят нормы о суверенитете, договорных отношениях и широкие права в области кадровой, финансовой и управленческой политики, которыми башкирские власти пользовались незаконно, вторгшись в компетенцию федерального центра.
       Однако все попытки обязать их устранить эти противоречия уже из обновленной в ноябре 2000г. редакции республиканской конституции никаких результатов не принесли. Два года башкирские власти тянут резину и сидят сложа руки. За это время к делу подключились Генпрокуратура, Минюст и Верховный Суд России, единые в своем желании образумить непрошибаемых местных руководителей. Но стоило Верховному Суду Башкирии частично признать требования заместителя Генпрокурора Александра Звягинцева, чьи доводы полностью основаны на предыдущих решениях Конституционного Суда РФ, как это тут же вызвало болезненную реакцию республиканских властей. Сейчас они почти в открытую нападают на Россию, ее президента и правовые институты, по-прежнему демонстративно игнорируя закон и нагнетая истерию.
       Судя по агрессивному настрою, в котором пребывают местные руководители, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы привести их в чувство. Так что не исключено, что в самом скором времени Президент РФ впервые воспользуется своими правами, предусмотренными Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz