ВСЕ НА ОДНОГО

ЗА ЧТО НАКАЗАН МАРАТ ВАКИЛОВ



       Республиканская правоохранительная система, которая 12 лет добросовестно горбатилась на суверенный режим, в последнее время находит в себе силы и постепенно распрямляет спину, начав разбирать дела по закону и по совести. Во многом это стало возможным благодаря тому, что часть судейского корпуса поверила в серьезность, весомость и последовательность намерений федерального центра навести в стране порядок. Однако, кажется, "благородное" собрание местных руководителей несогласно с этим, и суверенные небожители то и дело мечут громы и молнии среди ясного неба. Причем республиканские громовержцы мельчают в своем гневе не по дням, а по часам.
       Как известно, 15 марта Верховный суд республики на три четверти удовлетворил протест заместителя Генпрокурора РФ Александра Звягинцева, признав 20 статей конституции республики и 13 положений башкирских законов противоречащими федеральному законодательству и на этом основании недействующими и не подлежащими применению. Не успели башкирские депутаты в союзе с председателем местного конституционного суда как следует отчихвостить российских чиновников за сползание к унитарному государству, как грянула новая ударная кампания. Помахав кулаками после драки и попинав с месяц федеральный центр за прокурорские козни, башкирские депутаты подозрительно быстро успокоились. Видимо, руководство страны пришлось сепаратистам не по зубам, и они подыскали более удобную жертву, чтобы отвести душу, - председателя Верховного суда РБ Марата Вакилова, который между прочим прежде всегда был у республиканской власти на хорошем счету.
       Все проверки, результаты которых якобы уличают Вакилова в злоупотреблениях, совпали по срокам с разбирательством Верховного суда по протесту заместителя Генерального прокурора. Так что, чем неистовее башкирские СМИ отрицают политическую изнанку этого дела - тем она очевиднее. История с Вакиловым яркий пример того, как в республике умеют сводить счеты по первому требованию высших должностных лиц. В страхе за свой раскромсанный суверенитет, с которым связана не судьба республики, а личные интересы горстки людей, присвоивших себе право командовать Башкирией, местное руководство перегрызет глотку любому вставшему на их пути, даже если этот человек здесь ни при чем.
       В председатели Верховного суда Вакилова сосватал один из нынешних его главных преследователей, председатель конституционного суда Ильдус Адигамов, который, по собственному признанию, с 1994 года был ответственным за кадры правоохранительных органов. Именно он замолвил перед Рахимовым волшебное словечко: мол, вот мой земляк, он не подведет, и заветный сим-сим для Вакилова открылся. Рассказывают, что после решения Верховного суда от 15 марта Вакилова вместе с Адигамовым выдернули на ковер. Якобы там Рахимов расправил крылья и, словно Анжелика в гневе, обрушился на Вакилова, сгубившего суверенитет в застенках Верховного суда, и потребовал от него написать заявление об уходе. Адигамов же попал под горячую руку за то, что проморгал врага в собственном доме. Поговаривают, что вкупе с обоими судьями досталось и всему Салаватскому району (оба председателя родом оттуда), который вышел у президента из доверия. Словом, все получилось как у "отца народов", серчавшего и наказывавшего целые этносы за провинности отдельных его представителей, и это как нельзя лучше характеризует клановые особенности кадровой политики в нашей республике.
       После "разборок полетов" в кабинете большого начальника для Вакилова наступили черные времена. Накануне пресловутой сессии Госсобрания, где председателя Верховного суда предали анафеме, прошла генеральная репетиция у Адигамова, который взвалил на себя диспетчерские функции. Роли всех выступающих "по Вакилову" были распределены и отработаны заранее. В общем, республиканские власти и находящиеся у них на побегушках СМИ основательно подготовились к травле, обложив председателя Верховного суда со всех сторон.
       Пожалуй, таких громких, затеянных на пустом месте скандалов не было со времени "копсовского дела". Однако за 9 лет башкирское руководство не только не растеряло прежних людоедских навыков, но и накопила новые. Выступившие на сессии Госсобрания, не стесняясь, вытирали грязные ноги о презумпцию невиновности, согласно которой никто не может быть признан виновным кроме как по приговору суда. Докладчики, выставившие гамбургский счет Вакилову, просто не стали забивать головы такими "мелочами".
       Утюжили председателя и мелкими тычками, и сокрушительными ударами. К примеру, депутаты типа Светланы Парфеновой не столько малевали всеобщую зловещую картину, сколько рисовались сами. Они были в претензии к Вакилову за то, что он игнорировал "мнения народных избранников, выражающих интересы простых избирателей", не обращал никакого "внимания на ходатайства президента" и шибко дулись за попытки "свалить ответственность за состояние судебной системы республики на депутатов".
       Впрочем, председатель государственного контрольного комитета Петр Бобылев, незаменимый сборщик заказного компромата, которому слабо проверить "святая святых" - башкирские нефтехимзаводы, депутат Курултая Марат Харисов, воспринимающий федеральных чиновников как вражеских агентов иностранных разведок, и два косноязычных генерала МВД подошли к делу серьезнее. Они "приперли" Вакилова к стенке результатами проверок хозяйственной деятельности Верховного суда. С их слов, работники Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ по РБ обнаружили документы, свидетельствующие о возможном хищении денежных средств из федерального бюджета. После этого МВД РБ возбудило уголовное дело - но не против Вакилова, как пытались преподнести в СМИ, а по факту присвоения финансовых средств мошенническим путем при реконструкции здания Верховного суда. В ходе проверок якобы выяснилось, что ремонт в квартире Вакилова и Верховном суде делала одна и та же организация, в результате чего его сын и племянник незаконно присвоили 64 тысячи рублей. Деньги по меркам многих регионов смешные - 2 тысячи "зеленых" - этого даже не хватит на покупку новой "шестерки" "Жигулей". Однако с подачи Бобылева, Шабрина, Нугуманова и других обвинявших Вакилова лиц местные СМИ изошлись слюной, представив его едва ли не самым грозным башкирским коррупционером, который тащил все, что подвернется под руку - краску, казенную мебель и расходные материалы.
       Адигамов же и вовсе заплел какие-то гестаповские кружева.
       - "Мы возлагали на него большие надежды, Верховному суду оказывалась всесторонняя поддержка. Мы беспрекословно верили ему, когда он предлагал наделить или лишить судей полномочиями. Марат Галимьянович мог дойти до Президента и согласовать с ним любую кандидатуру, которая ранее отклонялась...
       Вы должны отвести подозрения от своих родственников. Надо быть честным. Ваше молчание, Марат Галимьянович, это прежде всего удар по вашим близким. Пока он не оправдается, я не смогу относиться к нему как к порядочному человеку".
       Наверное, если бы у председателя конституционного суда был бы для Вакилова "Браунинг", он с чувством выполненного долга снял бы грех с его души и при свидетелях отдал бы пистолет своему земляку, лишь бы тот смыл "пятно с судейской мантии". До того душещипательной и трогательной была забота Адигамова о ближнем.
       При этом Вакилову прозрачно намекнули, что кольцо вокруг него будет сжиматься и под судом может оказаться его сын. Думается, эта новость едва ли обрадовала председателя Верховного суда, ведь напасти на его родственников уже обрушились. Уволена с должности заведующей РУНО Салаватского района сестра Вакилова, а на его брата, директора совхоза, заведено уголовное дело.
       Но особый раж башкирское руководство нагуляло, когда речь зашла о квартире Вакилова в элитном доме, якобы незаконно полученной им путем мошенничества и обмана. Причем иные разоблачители изъяснялись нарочито туманно и загадочно: "я сам там не был, но соседи рассказывают".
       Никто из втаптывающих председателя Верховного суда в грязь даже не обмолвился о размерах собственной жилплощади и основаниях для ее получения, и это при том, что многие сидевшие в зале проживают с Вакиловым в одном доме. Непонятно и то, почему "праведникам" из обеих палат башкирского курултая нет никакого дела до другого земляка Адигамова и Вакилова - Энгельса Кульмухаметова, который вообще манипулировал с квартирами на грани уголовщины, о чем есть соответствующие документы.
       Да и как без высочайшего дозволения Вакилов получил бы лишнюю жилплощадь, которая, как известно, с неба не падает, ведь тысячам честных жителей республики ничего такого не светит. Между тем о сытой и счастливой жизни башкирского руководства в народе складывают легенды. Как кочует из одного элитного дома в другой вице-премьер Фидус Ямалтдинов. Как не успевал допрыгать по своей большой квартире до телефона бывший шеф башкирского ФСБ Евтушенко (при таких-то апартаментах можно купить и радиотелефон). Как зимними вечерами одиноко горит свет в окне престижной многоэтажки на улице Гафури - ее именитые обитатели не хотят там жить - видимо, расползлись по другим адресам, где обстановка побогаче.
       Если уж Вакилов в чем и виноват, так только в том, что доверился "добрым людям", выдавшим ему ордер на эту злополучную жилплощадь. По некоторым сведениям, свой квартирный вопрос председатель решил после того, как протянул с отправкой документов на кассацию в Верховный суд РФ по жалобе Аринина и Миргазямова. В благодарность за это он улучшил свои жилищные условия, попав на крепкий кукан и отрезав путь для отступления. Впрочем, никто тогда не думал не гадал, что суверенная вакханалия кончится так скоро, а башкирские власти, захотев продолжения банкета, станут артачиться против приведения своих законов в соответствие с федеральными, и Верховный суд окажется между молотом и наковальней.
       Нынче же в счет идут не старые услуги и любезности, а проигранный суд от 15 марта, бессилие башкирских сепаратистов повлиять на это решение и их неистовое желание найти козла отпущения, чтобы сорваться хоть на ком-нибудь. Отсюда, такое многообразие обвинений в адрес Вакилова в СМИ.
       В частности, башкирское телевидение, "сея разумное, доброе, вечное", загадило все информационное пространство примерами необоснованной волокиты с назначением районных и городских судей, которую якобы практиковал Вакилов. По мнению головастых журналистов и комментаторов, это привело к "агонии судебной системы республики".
       Дело тут оказывается в том, что процессы вели судьи, сроки полномочий которых либо вышли, либо не вступили в законную силу. Но, по словам главного концертмейстера скандала Ильдуса Адигамова, Вакилов "мог дойти до Рахимова и согласовать с ним любую кандидатуру". Стало быть, башкирские власти знали о кадровой заварухе в судейском корпусе, но молчали до поры до времени. Больше того, думается, что этот самотек устраивал их, так как решения, вынесенные нелигитимными судьями, легко обернуть в свою пользу.
       Однако башкирское телевидение судорожно хватает Вакилова за горло, обвиняя его в неумелой организации работы и преступной халатности.
       "Совесть башкирского правопорядка" Ильдус Адигамов назвал эту деятельность "страшный ударом по авторитету судей и всей судебной системы страны". Вот только страх у башкирского руководства какой-то направленный. Оно не заинтересовано, а потому наотрез отказывается признавать собственную вину за допущенные ошибки и сваливает всю ответственность на председателя, который виноват не больше других официальных лиц, поощрявших эту практику.
       Одновременно с башкирским телевидением, по уши втянутым в скандал с Вакиловым, рассвирепело и агентство "Башинформ", которое так кичится своими "беспристрастными" принципами работы с информацией, и его клоны типа "Aromi". Они понеслись быстрее паровоза и стали пачками выдавать желаемую информацию за действительную, сообщая то о том, что Вакилов написал заявление об уходе (на эту удочку попался даже "Маяк"), то о том, что квартиру у него отберут, и это уже вопрос решенный (а это нужно доказать по суду, причем во всех инстанциях).
       Газета "Республика Башкортостан" также изрядно взмокла, распиная Вакилова. Ее трудовые будни свелись к распихиванию пространных журналистских "расследований", подписанных нарочито вымышленными фамилиями. Жизнь Вакилова в этих опусах расписали чуть ли не с пеленок. Кому и что пытались втолковать авторы, стыдливо попрятавшиеся за псевдонимами: что Вакилов еще будучи пионером задумал обдурить государство и шел к этой цели всю сознательную жизнь?
       Впрочем, в отличие от башкирских информационных агентств и местного телевидения, сдуру готовых долбить лбом любую стенку, лишь бы поручили, газетчики попытались схитрить. В интернет-версии "Республики Башкортостан" о судебном скандале, разразившемся в добропорядочном башкортостанском закутке, нет ни слова. Такая же странная история творится и с сайтом башкирского президента. Любопытный способ прятать в мешке шило. Неужели президентская сторона всерьез рассчитывает таким образом сохранить нейтралитет, когда речь идет о республике, где на любой административный чих требуется разрешение самого главного?
       Это вдвойне забавно после знакомства с обращением главы администрации Салаватского района Х. Хадыева (родина Вакилова) к конференции судей. Руководитель района пишет, что возмущен "поступками своего земляка, бросающего тень на всех нас". "Мы поддерживаем справедливую оценку, данную депутатами Госсобрания РБ деяниям Вакилова М. Г. - присягает на верность г-н Хадыев, - "и считаем, что выясненные обстоятельства не дают ему морального права оставаться в рядах судебных органов". Если глава администрации так куролесит в отношении независимой судебной власти республиканского масштаба, то что же он творит с судами у себя в районе и что может президент Башкирии - наместник над всеми главами администраций?
       Между тем федеральные власти недвусмысленно высказались по поводу скандала. По мнению заместителя полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Валентина Степанкова, скандал с Вакиловым был поднят, чтобы уйти "от обсуждения серьезных вопросов о приведении конституции республики в соответствие с федеральными законами и перевести обсуждение в русло межличностного конфликта". Он обратил внимание прессы на тот факт, что в официальных СМИ республики до сих пор не опубликовано определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года, признавшего недействительной преамбулу Конституции РБ. "Таким образом, - сказал Степанков, - жители республики до сих пор пребывают в неведении и живут по Конституции, которая почти два года назад частично утратила свою силу".
       Так что, скандал с Вакиловым только на руку тем, кто три года тянет кота за хвост, игнорируя закон и настоятельные требования федерального центра по его соблюдению. Да и виноват председатель Верховного суда не больше тех, кто пытается его высечь и ради этого огульно обвиняет во всех смертных грехах. Все-таки столько лет сидел с ними в одной лодке. А сейчас это суденышко тонет, и каждый спасается как умеет, всерьез рассчитывая доплыть до берега.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz