КРАХ РЕЖИМА



БОРЬБА ЗА ПРАВА И СВОБОДЫ ЛЮДЕЙ: СОБЫТИЯ, ЛИЦА, ИТОГИ


       Неспособность политического режима в Башкирии создать условия для гармоничного развития общества и каждой личности сегодня более чем очевидна. А потому вся затея под названием "суверенитет" не стоит и выеденного яйца, а сам режим не имеет оправдания. Кстати, об этом уже давно предупреждали общественное объединение "Русь", Татарский общественный центр РБ, с начала 90-х годов ведущие последовательную и бескомпромиссную борьбу с правящим суверенным режимом, за единство России, верховенство закона, достоинство всех жителей Башкирии, их права и свободы.
       В мае 2000 года по призыву общественного объединения "Русь" десятки тысяч жителей республики поставили свои подписи под Обращением к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, в котором они выразили тревогу в связи с непрекращающимися систематическими нарушениями прав и свобод граждан в Башкирии. В Обращении говорилось о несоответствии конституции и законов республики федеральному законодательству, о попытке властей ввести в Башкирии собственное гражданство, о том, что по воле руководства республики ее жители лишены прав на организацию местного самоуправления. Как отмечалось в Обращении, в Башкирии нарушается конституционный принцип разделения властей: депутатами Государственного Собрания РБ являются премьер-министр и все его заместители, руководители некоторых федеральных ведомств, а также главы городов и районов, назначенные президентом РБ. Кроме того, выборы в Государственное Собрание проходят с грубыми нарушениями принципа равного представительства населения в выборных органах власти, благодаря чему право жителей крупных городов на избрание своих представителей в высший орган законодательной власти республики существенно ущемляется.
       Сложившаяся в Башкирии судебная система, сказано в Обращении, грубо нарушает Конституцию Российской Федерации и Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации". В республике создан по существу карманный суд, который ни при каких обстоятельствах не способен вершить правосудие, потому что он целиком и полностью зависим от республиканской власти.        В Башкирии нарушаются закрепленные Конституцией РФ политические и гражданские права и свободы - право на свободу мысли, слова, печати, на свободу избирать и быть избранным в органы власти, на свободу объединения в общественные организации, на свободу собраний, митингов и шествий. Властями практикуется незаконная слежка за гражданами, преследуются оппозиционные печатные издания и журналисты. В ходе выборов власти прибегают к насилию над волеизъявлением граждан.
       Справедливое возмущение жителей республики вызвала национальная политика руководства республики, о чем они также писали в своем обращении к президенту России. Опираясь на дискриминационной закон "О языках народов Республики Башкортостан", а также правительственную программу его реализации, власти Башкирии ввели ограничения на равный доступ граждан к государственной службе. С 1997 года жители республики были лишены права и возможности получить на территории республики паспорт гражданина РФ. Вследствие этого были нарушены права сотен тысяч молодых людей в республике, которым вместо паспорта выдавались так называемые временные удостоверения, с которыми они не могли выехать из Башкирии на другое место жительства или для продолжения учебы.
       Продолжающееся глумление над принципами народовластия и правового государства, говорилось в обращении граждан к главе государства, грубое подавление гражданских свобод и прав человека, опасные игры на национальных чувствах людей, требуют от нас законного противостояния творящемуся в Башкирии произволу. В обращении выражалась надежда на то, что Президент России, как гарант ее Конституции, соблюдения прав и свобод ее граждан сумеет добиться приведения конституции и законов Башкирии в соответствие с российской Конституцией и законодательством, уважения и защиты властями республики прав и свобод российских граждан - жителей Башкирии.
       В начале 2001 года в Башкирии было образовано новое гражданское общественное движение, получившее название "Равноправие". Оно объединило в себе все здравомыслящие политические силы Башкирии, независимо от национальности и языка. С его появлением на политической арене многие жители республики связывают наступление позитивных перемен в общественной жизни, видя в этом движении достойную замену "суверенному" режиму М.Рахимова. По словам председателя "Равноправия", директора Института федерализма и гражданского общества, академика Российской академии естественных наук Александра Аринина, основная цель, которую поставили перед собой учредители и участники гражданского общественного движения - добиться, чтобы государство на деле, а не на словах защищало интересы всех граждан, независимо от национальности, языка, вероисповедания. Лидер движения "Равноправие" уверен, что нынешняя власть завела республику в тупик и должна уйти. "И мы, реальная оппозиция, заявляем обществу, что готовы сменить обанкротившийся режим", - говорит А.Аринин. Движение "Равноправие" идет во власть не с пустыми руками, а с развернутой политической, социально-экономической и духовно-нравственной программой развития республики. Движением уже сформировано резервное правительство, которое в случае досрочных президентских выборов в Башкирии и победы на них оппозиции готово без раскачки взять на себя управление республикой.
       Александр Аринин уверен, что государство только тогда становится правовым, когда сами люди исполняют свой гражданский долг. Именно поэтому в апреле 2001 года группа участников движения "Равноправия" обратилась в Верховный Суд Башкирии, протестуя против незаконных методов формирования законодательного органа республики - Государственного Собрания, грубо нарушающих принцип равенства избирательных прав граждан. Башкирские власти, принявшие в противовес федеральному собственное законодательство о выборах, заботились не о соблюдении прав граждан, а о собственных корыстных интересах. Этот факт А.Аринин и его соратники решили доказать в суде. Свое обращение в суд они объясняют изменившейся ситуацией в стране и, прежде всего, борьбой Президента России В.Путина и его команды за верховенство закона, восстановление конституционно-правового единства страны.
       Когда в Башкирии сложилась нетерпимая обстановка, вызванная массовым нарушением прав граждан, прежде всего молодежи, которых власти злонамеренно лишили возможности получения российского паспорта, общественное движение "Равноправие" открыто выступало против требований националистов и их покровителей из республиканского руководства о введении в паспорт так называемого "пятого пункта". В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе добровольно определить и указать свою национальность, но государство не может принуждать человека, требуя обязательно указывать национальность в паспорте, - такова принципиальная позиция "Равноправия". И во многом именно она способствовала справедливому решению созданной властями Башкирии "паспортной" проблемы. Благодаря последовательной защите участниками движения "Равноправие" конституционного права граждан, касающегося национальности, сотни тысяч граждан республики уже получили российские паспорта.
       Одним из важных приоритетов политической деятельности "Равноправия" стала борьба за реализацию права граждан на местное самоуправление, установленное российской Конституцией. Для Башкирии эта тема весьма актуальна еще и потому, что вся система власти в республике, созданная с нарушением федерального законодательства, основана на личной преданности, служит узкой группе должностных лиц, следовательно, ущемляет права и интересы абсолютного большинства граждан. Поэтому местная власть в Башкирии несет ответственность только перед вышестоящим руководителем - президентом, который ее назначает, и не отвечает перед народом.
       Борясь за введение в республике местного самоуправления, "Равноправие" использует все средства, в том числе проведение массовых общественных мероприятий, обращение через средства массовой информации к властям с политическими требованиями, а также обращение в судебные инстанции. Так, весной 2001 года руководители движения "Равноправие" Александр Аринин и Марат Миргазямов, а также лидеры объединения "Русь" Анатолий Дубовский и Татарского общественного центра Айрат Гиниятуллин обратились в Верховный Суд Башкирии с жалобой на бездействие Государственного Собрания, которое не выполнило своей обязанности назначить в республике выборы органов местного самоуправления. При этом А.Аринин и его коллеги опираются на федеральное законодательство о местном самоуправлении, согласно которому, если в субъекте федерации не сформированы органы местного самоуправления, дата и порядок проведения выборов в эти органы назначаются судом.
       Одновременно главные свои усилия гражданское общественное движение "Равноправие" направляет сегодня на борьбу с массовыми нарушениями прав и свобод граждан, обусловленными несоответствием конституции и законов Башкирии Конституции и законодательству Российской Федерации. Одной из причин этого стали изменения в федеральном законодательстве, предусматривающие отставку главы исполнительной власти и роспуск органа законодательной власти субъекта Федерации за неисполнение федеральных законов, повлекшее массовые нарушения прав и свобод граждан. Именно это происходит в Башкирии, власти которой продолжают грубо игнорировать российскую Конституцию и законы. В новой конституции республики, принятой в ноябре 2000 года, Генеральной прокуратурой России обнаружено свыше 50 серьезных нарушений федерального законодательства - больше, чем было прежде. Однако власти Башкирии пытаются ввести в заблуждение общественное мнение и руководство Российской Федерации, заявляя, что никаких нарушений нет. Поэтому движение "Равноправие" ставит своей целью добиться приведения конституции и законов Башкирии в соответствие с федеральным законодательством, в том числе и путем отставки М.Рахимова с поста президента республики и роспуска Государственного Собрания.
       Достижению этой цели посвящено обращение трех общественных объединений - "Равноправия", "Руси" и "Яблока" к Президенту Российской Федерации В.В.Путину. В этом обращении, направленном президенту России в январе 2002 года, говорится, что проведенный Министерством юстиции Российской Федерации анализ законодательства Башкирии показал, что в республике действует свыше ста законов, не соответствующих федеральному законодательству. Одновременно Государственным Собранием принимаются новые законы, противоречащие законам РФ. В связи с этим общественными организациями поставлен вопрос о привлечении к законной ответственности президента и Государственного Собрания Республики Башкортостан, не обеспечивших гарантий защиты прав и свобод граждан, предусмотренных федеральной Конституцией и законодательством.
       Понимая, что будущее Башкирии за общественными организациями, такими как "Русь" и "Равноправие", республиканские власти пытаются чинить различные незаконные препятствия их деятельности. Только в 2000 году районные администрации города Уфы более десяти раз отменяли митинги и другие массовые мероприятия, проводимые по инициативе "Руси" и Татарского общественного центра. Впоследствии прокуратура Башкирии, расследовавшая по поручению Генеральной прокуратуры России эти факты, вынуждена была признать, что власти действовали с грубыми нарушениями не только федеральных, но и республиканских законов.
       Ранее, в ходе выборов президента Башкирии в 1998 году власти не допустили кандидатов от демократической оппозиции Александра Аринина и Марата Миргазямова к участию в избирательной компании. Вопреки тому, что Верховный Суд России дважды обязал Центральную избирательную комиссию республики зарегистрировать их кандидатами на должность президента республики, окружение М.Рахимова, напуганное возможностью своего поражения, игнорировало решение высшей судебной инстанции Российской Федерации. В последствии А.Аринин и М.Миргазямов обратились в суд с требованием признать выборы президента РБ недействительными, но получили от республиканской фемиды отказ. Однако Конституционный Суд России решил по-другому: в январе 2002 года он принял решение, открывшее дорогу к признанию выборов президента Башкирии недействительными. Для того чтобы это произошло, А.Аринин и М.Миргазямов в настоящее время предприняли все необходимые правовые действия.


КОНЕЦ БЛИЗОК


       По всем признакам конец антинародного режима "суверенной" власти не за горами. Об этом говорит стремительно развивающаяся ситуация в Российской Федерации, руководство которой наконец повернулось лицом к проблеме укрепления единства и целостности страны. В ходе прошедших в 2001 году региональных выборов был дан укорот наиболее одиозным представителям этнических элит: своих постов лишились президент Якутии М.Николаев, глава Адыгеи А.Джаримов, досрочно ушел в отставку президент Ингушетии Р.Аушев. И это только начало, вместе с ними уходит в небытие и вся эпоха, справедливо названная еще на рубеже 90-х годов "парадом суверенитетов". Российская Федерация, хоть и не без трудностей, но уверенно вступает в эру устойчивого развития своей государственности на современной основе, отвечающей требованиям наступившего нового тысячелетия. А они несовместимы с такими не самыми привлекательными чертами из недавней истории, как этнический национализм, сепаратизм, дискриминация населения по признакам языка и национальной принадлежности, массовые нарушения прав и свобод граждан. С этими пережитками старой эпохи и с теми, кому они помогают сохраниться у власти, многонациональному народу возрождающейся Российской Федерации явно не по пути.
       Исторический выбор направления дальнейшего развития России и Башкирии как республики в ее составе уже сделан, он соответствует пути, по которому идут сегодня процветающие, динамично развивающиеся нации и государства. Это путь подлинной демократии, правового государства, обеспечения законных прав, свобод и человеческого достоинства каждой личности, путь истинного федерализма, основанного на единстве и целостности государства, верховенстве конституции и законов федерации на всей ее территории, равенстве субъектов федерации, развитии местного самоуправления. Без этих факторов невозможно развитие эффективной экономики и конкурентоспособности страны. Тот, кто чинит препятствия этому выбору, сделанному народом, должен уйти.
       В стремительном ходе событий последнего времени ведущая роль принадлежит федеральным органам власти, которые консолидировались и сплотились вокруг Президента РФ В.Путина. Примечательно, что начало процессу приведения конституции и законодательства Башкирии в соответствие с федеральной конституцией и законами положил сам Президент России, направивший в мае 2000 года письмо Государственному Собранию Башкирии. В нем глава государства потребовал устранения содержащихся в Основном законе Башкирии прямых противоречий с Конституцией Российской Федерации, в том числе касающихся международной правосубъектности Республики Башкортостан, самостоятельного участия в международных и внешнеэкономических отношениях, в межгосударственных объединениях и содружествах государств, заключения международных договоров, а также обмена дипломатическими, консульскими и иными представительствами.
       Обращение В.Путина было продиктовано тревогой за сохранение государственного единства и целостности Российской Федерации: слишком явной угрозой этому стала политика властей Башкирии, позволявших себе "суверенные" игры на международной арене, словно они и вправду представляют независимое государство, субъект международного права. Президент М.Рахимов то вел какие-то переговоры с главой Казахстана Н.Назарбаевым, то выгораживал перед российским руководством лидера криминального режима в Чечне Д.Дудаева, повинного в гибели тысяч российских граждан и изгнании сотен тысяч из родных мест, то заключал соглашение о дружбе и сотрудничестве с никем не признанной республикой Абхазией, являющейся к тому же частью суверенного государства - Грузии. Все эти неуклюжие шаги руководства Башкирии были бы смешны, если бы не были столь опасны для авторитета России на международной арене, не наносили ущерб ее суверенным правам и обязательствам.
       Открыто спорить с Президентом РФ, пользующимся высоким авторитетом у россиян, республиканское руководство не решилось, на словах сделав вид, что готово целиком выполнить его требования. На деле же власти Башкирии оставили все по-прежнему, ни на миллиметр не отойдя от "завоеваний суверенитета". Поэтому потребовалось отдельное решение высшего судебного органа Российской Федерации - Конституционного Суда РФ, которое было принято 27 июня 2000 года и касалось Башкирии и еще пяти республик в составе России, в том числе Адыгеи, Ингушетии, Коми, Северной Осетии-Алании и Татарстана. Содержащиеся в конституциях этих республик положения о суверенитете, о верховенстве их собственной конституции и законов на своей территории, о договорном характере отношений республиканских властей с Российской Федерацией были признаны Конституционным Судом противоречащими федеральной Конституции, не действующими и не подлежащими применению судами и другими органами государственной власти. Другими словами, суд поставил на всех так называемых завоеваниях региональных суверенитетчиков жирный крест.
       Что же власти Башкирии, исправили они свои ошибки, привели свою конституцию и законы в соответствие с федеральной конституцией и законодательством? Ничуть не бывало. Первым делом они постарались "не заметить" принятого Конституционным Судом РФ решения, скрыли его от жителей республики, фактически запретив это решение публиковать, чем грубо нарушили федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Одновременно на республиканском телевидении и в газетах поднялась настоящая истерика: сепаратисты всех мастей клялись в своей невиновности, обвиняли Конституционный Суд России во всех смертных грехах, и призывали кары на головы тех, кто не был согласен мириться с "суверенным" произволом и беззаконием.
       Вся эта пропагандистская истерика служила лишь прикрытием истинных планов руководства Башкирии по сохранению суверенитета. Это стало окончательно ясно, когда в ноябре 2000 года власти приняли конституцию Башкирии в новой редакции, отчего в ней стало еще больше положений, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам. Генеральная прокуратура, проводившая анализ новой конституции республики, обнаружила в ней более пятидесяти таких противоречий и потребовала их устранения. И опять "суверенная" власть попыталась тянуть процесс исправления своих суверенных законов. Дружно, как по команде, с разницей в один день в Конституционный Суд обратились президент РБ М.Рахимов и председатель Государственного Собрания К.Толкачев, требуя разъяснений: им, якобы, непонятно, что от них хочет суд и как им выполнять принятое судом решение. Но эти уловки не подействовали. Конституционный Суд РФ в своем определении от 16 апреля 2001 года четко указал меру ответственности, грозящей исполнительной и законодательной властям Башкирии за неисполнение ими решения Конституционного Суда: статья 315 Уголовного Кодекса РФ - неисполнение судебного акта. Порядок же исполнения решения Конституционного Суда четко установлен принятой в декабре 2001 года поправкой к федеральному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". Кроме того, действия республиканской власти, точнее ее сознательное бездействие, дает основания для вынесения Президентом Российской Федерации соответствующего предупреждения, а в последующем и возможного досрочного прекращения полномочий законодательной и исполнительной власти республики.
       Власти Башкирии еще продолжают вяло сопротивляться, надеясь на чудо. Но на этот раз оно не случится. И выбора у них, по сути, не осталось: либо немедленно привести все свои акты в соответствие с федеральной конституцией и законами, либо уйти в совсем даже не почетную отставку как не сумевшим вовремя понять, что эпоха "парада суверенитетов" закончилась окончательно и возврата к ней не будет. Именно на это указывает последнее решение Конституционного Суда России от 6 декабря 2001 года, в котором окончательно расставлены все точки над "i": по Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. А потому двух суверенитетов в одном государстве, - а Башкирия является неотъемлемой частью Российской Федерации и ее субъектом, - быть не может и не должно. Социологические исследования показывают, что большинство граждан разделяют эту позицию.
       У властей осталась последняя возможность уйти, сохранив лицо. Для этого необходимо выполнить решение Верховного Суда Башкирии, оглашенное 15 марта 2002 года, по заявлению заместителя Генерального прокурора России А.Звягинцева, который опротестовал около 50 статей конституции республики. Основываясь на решениях Конституционного суда России от 7 и 27 июня 2000 года и 19 апреля 2001 года, суд признал незаконным включенную в преамбулу конституции ссылку на декларацию о суверенитете республики, которую нынешнее руководство Башкирии хотело сделать основой своих взаимоотношений с Российской Федерацией. Также судом признано незаконным включение в конституцию республики договора между органами государственной власти РФ и РБ, на основании которого власти Башкирии правили, не оглядываясь на российскую конституцию и законы. Кроме того, отменено право властей вводить гражданство Башкирии, поскольку в России действует только одно гражданство - российское. Отменена и норма конституции Башкирии о необходимости кандидатам в президенты республики владеть башкирским языком, что создавало для абсолютного большинства граждан непреодолимое препятствие для реализации своего конституционного права быть избранным на пост главы республики. Эти факты убедительно свидетельствуют о начавшейся агонии нынешнего режима. А значит, очень скоро к руководству республикой придут новые, достойные люди, которые сумеют вывести народ Башкирии на путь свободы, демократии и процветания.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ.
Используются технологии uCoz