ГРОМКОЕ ДЕЛО


Комментарий юриста



       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе судьи Прониной Людмилы Григорьевны 15 марта этого года рассмотрела заявление заместителя Генерального прокурора России Звягинцева А.Г. о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению целого ряда статей и положений новой редакции Конституции Башкортостана, принятой 3 ноября 2000 года.
       Суд также рассмотрел вопрос о признании недействительной преамбулы башкирской Конституции и ряда других статей, содержащих такие же нормы, которые ранее уже были признаны Конституционным Судом России противоречащими Конституции российского государства, но были снова перенесены в новую редакцию Основного закона республики.
       Доводы и позицию Генеральной прокуратуры поддерживал Прокурор Башкортостана Турумтаев Я.М., правда, сейчас уже бывший. Ему противостояли представители Курултая, Президента Республики, Кабинета Министров, Конституционного Суда, Министерства финансов, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан.
       У этого дела была трудная судьба. Заявление прокурора Звягинцева А. Г. поступило в Верховный Суд Башкортостана ещё летом прошлого года, однако всего через пять дней суд отказал в его принятии в связи с неподведомственностью. Но заместитель Генерального прокурора России не смирился и опротестовал этот отказ в Верховный Суд Российской Федерации, который 18 сентября незаконное решение башкирского суда отменил и направил заявление прокурора снова в Уфу для рассмотрения по существу.
       Это, выигранное у Федерального центра время, башкирская сторона даром не теряла, подготовив в Москве новогодний "подарок". 28 декабря 2001 года Конституционный Суд Республики Башкортостан по запросу депутатов Курултая в своём постановлении дал такое толкование большинству статей Конституции республики, оспариваемых прокурором Звягинцевым А.Г., которое демонстрировало их абсолютную законность и непогрешимость.
       Но Верховный Суд Башкортостана, имея на спорные положения башкирской Конституции свою точку зрения, не дал ввести себя в заблуждение и оценил её толкование Конституционным Судом РБ критически. Итак, какое же решение принял суд?
       Вначале суд отверг неоднократные утверждения оппонентов заместителя Генерального прокурора о том, что его заявление не подведомственно данному суду, сославшись на то, что согласно Федеральному закону "О прокуратуре РФ" прокурор и его заместитель в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства вправе опротестовать противоречащие федеральному закону правовые акты, обратиться в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
       Кроме того, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" любые правовые акты субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.
       Не буду утомлять читателя сложными и скучными юридическими формулировками и доводами, номерами отменённых судом статей и частей республиканской Конституции. Остановлюсь лишь на самой сути этого, безусловно, исторического решения, по поводу которого республиканская власть уже сломала немало "копий".
       Итак, Верховный Суд признал недействительными 19 положений действующей Конституции РБ, которые, по своей сути, повторяют нормы Конституции РБ от 24 декабря 1993 года, ранее уже признанные Конституционным Судом России противоречащими Конституции РФ, в том числе:
       - преамбулу - в той части, в которой отношения Башкортостана и России имеют договорной характер;
       - положение, согласно которому по определённым вопросам законы Республики Башкортостан обладают верховенством над законами России; положения, согласно которым Башкортостан входит в состав Российской Федерации на добровольной и равноправной основе;
       - положения о том, что Конституция РБ имеет высшую юридическую силу;
       - положения, согласно которым Президент Республики Башкортостан наделяется правом представлять Башкортостан в международных отношениях, выступать гарантом договоров республики с иностранными государствами, назначать и отстранять послов Республики Башкортостан в иностранных государствах и международных организациях;
        - положения, согласно которым Конституционный Суд Республики Башкортостан поддерживает верховенство Конституции РБ на всей её территории. В признании недействительными семи положений Конституции РБ Верховный Суд заместителю Генерального прокурора РФ отказал.
       Кроме того, 15 марта Верховный Суд РБ признал противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению ещё 35 положений Конституции Республики, в том числе:
       - положения, согласно которым Республика Башкортостан имеет своё гражданство, а вопросы гражданства решаются Президентом РБ;
       - положение, согласно которому кандидат в Президенты РБ обязан владеть государственными языками РБ (башкирским и русским) и законом РБ устанавливаются квалификационные требования по владению государственными языками. Между тем, ч. 2 ст.19 Конституции России запрещает любые формы дискриминации прав граждан (в том числе, права быть избранным) по признакам языковой принадлежности, а федеральное законодательство предусматривает равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
       - положение, декларирующее, что Республика Башкортостан самостоятельно решает вопросы смертной казни;
       - положения, согласно которым Республика Башкортостан регламентирует вопросы уголовно-процессуального обвинения, обыска, задержания, ареста, заключения под стражу, содержания под стражей (вопросы уголовного и уголовно-процессуального регулирования находятся в исключительной компетенции Российской Федерации); - положение, согласно которому Президент РБ имеет право помилования;
       - положения, согласно которым право убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется Президентом Башкортостана, и не только в соответствии с федеральным законом, но и с законом РБ;
       - положение, предоставляющее Президенту РБ право опротестовывать действующие на территории Башкортостана правовые акты Российской Федерации. Согласно федеральному законодательству, таким правом наделены только прокуроры;
       - положения, согласно которым обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности Российской Федерации, правила призыва на военную службу и её несения определяются не только федеральными законами но и законами Башкортостана (федеральные законы не предусматривают нормотворчества субъектов РФ по вопросам защиты Отечества, прохождения военной и альтернативной гражданской службы) ;
       - положения, согласно которым Республика Башкортостан наделила себя правом регулировать деятельность общественных объединений;
       - положение, ограничивающее право Российской Федерации по регулированию основ государственной службы и правового положения государственных служащих;
       - положение, согласно которому Государственное Собрание РБ наделено правом решения вопросов финансового, кредитного и таможенного регулирования;
       - положения, согласно которым владение, пользование и распоряжение государственной собственностью, предпринимательская деятельность иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства осуществляется, в первую очередь, законодательством Республики Башкортостан, а Государственное Собрание РБ наделено правом законодательно регулировать отношения собственности;
       - положения, согласно которым в Палату Представителей Государственного Собрания РБ входят по два представителя от каждого района (района в городе) и города республики, не имеющего районного деления, а сроки формирования Палаты Представителей определяются Государственным Собранием РБ;
       - положение, согласно которому вопрос о лишении неприкосновенности члена Палаты Представителей и депутата Законодательной Палаты Курултая решается по представлению Прокурора РБ не всем Курултаем в целом, а соответствующей Палатой в отдельности;
       - положение, согласно которому Курултай по заключению Конституционного Суда РБ вправе принять постановление об отрешении от должности Президента РБ;
       - положения, наделяющие Конституционный Суд Башкортостана правом рассматривать дела о конституционности договоров Башкортостана в области международной деятельности, между органами государственной власти Башкортостана и России, Башкортостана и других субъектов Российской Федерации;
       - положения, наделяющие Конституционный Суд Башкортостана правом рассматривать и иные дела, не предусмотренные к рассмотрению Федеральным Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", в частности, об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске, о даче заключения об утрате Президентом РБ способности исполнять свои обязанности;
       - положение, наделяющее Государственное Собрание РБ правом избирать председателей судебных коллегий Верховного Суда РБ;
       - положения, предусматривающие право Президента Башкортостана представлять Государственному Собранию РБ кандидатуры для согласования с федеральным центром назначения Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Арбитражного суда РБ, их заместителей, членов Президиума, судей Верховного и Арбитражного судов РБ, председателей и судей районных судов, а также Прокурора Республики Башкортостан;
       - положение Конституции РБ, содержащее правовые нормы по вопросам исключительного ведения Российской Федерации, связанные с регулированием деятельности органов прокуратуры.
       В признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению ещё 11 положений Конституции РБ Верховный Суд прокурору Звягинцеву А.Г. отказал. Обе стороны процесса разошлись неудовлетворёнными.
       В своём протесте в кассационную инстанцию заместитель Генерального прокурора России настаивает на отмене и других положений Конституции РБ, указанных в его заявлении в суд.
       Башкирская сторона также обжаловала судебное решение, считая отменённые конституционные нормы безукоризненными.
       Решение суда вступит в законную силу после рассмотрения этого дела Верховным Судом Российской Федерации.
       Каковы перспективы рассмотрения этого дела в кассационной инстанции? Вообще-то, делать прогнозы по судебным делам - вещь не благодарная, не трудно и ошибиться. Однако рискну предположить, что в целом решение суда от 15 марта не претерпит больших изменений. Может быть, только в том плане, что по требованию прокурора ещё некоторые статьи и положения башкирской Конституции будут признаны недействительными и отменены.
       В любом случае "пронинское" решение имеет глубокие исторические последствия. С одной стороны, оно укрепляет единство и целостность России. С другой стороны, оно наносит серьёзный удар по идеям создания суверенного башкирского государства.


Сергей Макаренко,
адвокат.

Используются технологии uCoz