ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ


КАКИМ ОБРАЗОМ МУРТАЗА РАХИМОВ РАССЧИТЫВАЕТ ОСТАТЬСЯ У ВЛАСТИ - ЗНАЕТ ТОЛЬКО ОН САМ



       До очередных президентских выборов в Башкирии остался ровно год. И вместе с тем по многим признакам республика уже вступила в такую политическую полосу, которую обычно называют предвыборной.
       В течение всех лет второго президентского срока Муртазы Рахимова в Башкирии развивались процессы, прямо противоположные как заявленным целям республиканского суверенитета, так и личным интересам башкирской элиты.
       Несмотря на все декларации и успокаивающие заверения властей, республиканская экономика и социальная сфера находятся в плачевном состоянии. Так, в нынешнем году задолженность по зарплате возросла в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. По данным республиканского комитета по статистике на 1 апреля эта задолженность составляла 1 миллиард 149 миллионов рублей.
       Колоссальные задолженности имеются также перед крупнейшими российскими монополиями. Так, только "Газпрому", точнее его подразделению "Межрегионгаз", башкирские потребители должны 1 миллиард 300 миллионов рублей.
       Обветшавшей башкирской промышленности, как воздух, нужны инвестиции. Вот только несколько примеров. Для строительства завода катализаторов крекинга и гидроочистки в Ишимбае требуются инвестиции в размере 51 миллион долларов. Благовещенскому арматурному заводу требуются 20 миллионов долларов.
       Компания "Башнефтехим" для завершения линии по выпуску упаковочной пленки из полипропилена нуждается в инвестициях на сумму в 12 миллионов долларов. Строительство полиэфирного комплекса в Благовещенске требует инвестиций в размере 328 миллионов долларов.
       В это же время на поддержание на плаву отсталого сельского хозяйства уходит по некоторым данным до трети республиканского бюджета.
       Все это заставило башкирское руководство заговорить о том, что пора избавляться от неэффективной государственной собственности, смелее проводить приватизацию. Ведь еще и поныне республика является полноправным собственником около 400 хозяйствующих субъектов. Фактически было признано, что действовавшая все эти годы модель экономического развития себя не оправдала.
       Уже в этом году намечены к приватизации более 50 крупнейших республиканских предприятий, в том числе и недавно построенный международный уфимский аэропорт.
       В то же время скупка уже приватизированных республиканских предприятий идет давно и полным ходом. Несомненно, в скором времени она затронет и башкирскую нефтепереработку и нефтехимию.
       Так, нынешней весной из компании "Башнефтехим" были выделены три уфимских нефтеперабатывающих завода, ставших самостоятельными экономическими единицами. Это заставило некоторых аналитиков высказать предположение о том, что готовится приватизация и продажа этих заводов, при этом в числе возможных покупателей называется и известная компания "Юкос".
       Другие примеры. Еще в прошлом году компании "Газпром" и "Сибур" установили контроль над одним из гигантов башкирской нефтехимии - акционерным обществом "Салаватнефтеоргсинтез". Компания "Лукойл" с каждым годом строит в республике все большее количество заправочных станций, конкурируя в этом с местной компанией "Башкирнефтепродукт". В последнее время ходят настойчивые слухи о том, что "Лукойл" близок к установлению полного контроля над компанией Башнефть. Тот же "Лукойл" намерен проинвестировать строительство полиэфирного комплекса в Благовещенске.
       Процесс скупки башкирских предприятий, конечно, отнюдь не ограничивается топливно-энергетическим комплексом - он идет, практически, повсеместно. Так, еще в прошедшем году компания "Вим-Билль-Дан" приобрела один из уфимских молочных заводов. Ижевские и самарские компании недавно установили контроль за Уфимским заводом автомобильных моторов. Самарская группа СОК получила в управление контрольный пакет акций белебеевского завода "Автонормаль", обеспечивавшего крепежными изделиями весь АвтоВАЗ, а также КамАЗ.
       Челябинская группа "Мечел" фактически уже установила контроль над Белорецким металлургическим комбинатом. С другой стороны на республиканские рынки все активнее вторгается со своей продукцией такой гигант как Магнитогорский металлургический комбинат. Ему же для пополнения своей рудной базы разрешено вести на территории Башкирии разведочные работы для выявления месторождений железных, хромитовых и марганцевых руд. Месяц назад московская компания "Мобильные телесистемы" купила компанию "БМТелеком", бывшую ранее монополистом-оператором сотовой связи в стандарте Джи-эс-эм. Чуть раньше начал свою экспансию в республику оператор сотовой связи "Мегафон -Джи-эс-эм". А большая доля акций компании "Башинформсвязь" уже принадлежит московским и иностранным инвесторам, в том числе компании "Ренессанс Капитал" и компаниям, контролируемым Джорджем Соросом.
       Словом, примеров более чем достаточно. Весьма вероятно, что уже к концу нынешнего года эти процессы приобретут лавинообразный характер и очень значительная часть башкирской экономики окажется уже не под контролем нынешнего президента и его команды.
       Отражением всех этих процессов в политической сфере явился и непрекращающийся натиск федерального центра на республиканский суверенитет. Сначала российский Конституционный суд в нескольких вердиктах объявил такой суверенитет не соответствующим федеральной Конституции. После этого Генеральная прокуратура России опротестовала добрую треть статей новой редакции Конституции Башкирии и, прежде всего, статьи, позволявшие башкирскому руководству единолично распоряжаться всеми природными ресурсами и промышленными мощностями. Последний такой протест был в марте нынешнего года частично удовлетворен даже Верховным Судом республики, что вызвало небывалый гнев всей башкирской элиты.
       Словом, все новые экономические и политические реалии означали, что к моменту очередных президентских выборов на политической арене Башкирии неизбежно появятся новые сильные игроки. В любом случае это будет человек, поддерживаемый одной из крупнейших, а то и сразу несколькими российскими финансово-промышленными группами, за которыми будет стоять федеральный центр. А это именно то, чего всегда опасалось нынешнее башкирское руководство. Не так давно местные наблюдатели предполагали, что Рахимов вполне может ограничиться двумя президентскими сроками или даже досрочно уйти в отставку, подобную уходу Бориса Ельцина. В качестве преемника назывались нынешний премьер-министр Башкирии Рафаэль Байдавлетов, ранее возглавлявший компанию "Башкирэнерго", либо недавно назначенный первым вице-премьером Энгельс Кульмухаметов, бывший руководитель республиканской налоговой полиции. Спор шел о том, сумеет ли башкирская элита договориться о едином преемнике Муртазы Рахимова. Единый кандидат мог вполне рассчитывать на успешный торг с федеральным центром и, в конечном счете, на его поддержку, либо на худой конец, получить гарантию кремлевского невмешательства. Раскол среди башкирской элиты по этому вопросу считался маловероятным.
       Но неожиданно со стороны Рахимова последовала целая серия шагов, показавшая, что президент решил-таки не выпускать власть из своих рук до самого конца. Так, еще в марте Рахимов объявил, что не исключает своего выдвижения на третий срок. В апреле Конституционный Суд Башкирии неожиданно и в срочном порядке рассмотрел запрос Рахимова о том, имеет ли президент право распускать республиканский парламент. Хотя в Конституции республики такой процедуры не прописано, тем не менее суд ответил на запрос положительно. Зачем такое право понадобилось Рахимову, пока остается неясным.
       В конце мая президент вдруг объявил, что он созывает так называемое Конституционное Совещание, причем сам, единолично назначает его состав. Абсолютно нелегитимное, в полном смысле этого слова антиконституционное Совещание проработало в общем составе всего один день и получило задание за лето подготовить очередные изменения в республиканскую конституцию. В некоторых средствах массовой информации появились намеки, что данное совещание вполне может рассмотреть и вопрос о третьем сроке Муртазы Рахимова. Очевидно, это произойдет в том случае, если в рамочный федеральный закон о гарантиях избирательных прав граждан будет-таки внесена поправка, лишающая некоторых губернаторов, в том числе Рахимова возможности баллотироваться в третий раз.
       Вместе с тем на совещании достаточно говорилось, - в том числе и самим Рахимовым, - о необходимости увеличить полномочия республиканского парламента. Речь шла даже о возможности превращения Башкирии в парламентскую республику. Оппозиция сразу заподозрила, что Рахимов, в случае неудачи идеи с третьим сроком, рассчитывает стать главой парламента, сохранив у себя всю реальную власть при декоративном новом президенте. По мнению одного из лидеров оппозиции, Александра Аринина, такая переделка политической системы республики означала бы грубейшее нарушение федерального закона об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.
       И, наконец, по еще одной версии все последние политические маневры Муртазы Рахимова означают лишь попытку оттянуть время как минимум до следующего года - года думских выборов, когда Кремль вновь окажется в политической зависимости от региональных владык. Но в следующем же году должны по республиканской конституции пройти выборы и президента Башкирии и республиканского парламента, и местных органов представительной власти, и все это создает дополнительный элемент непредсказуемости событий. Данное соображение, по мнению некоторых аналитиков, вполне может толкнуть Рахимова на то, чтобы провести досрочные президентские выборы уже в нынешнем году. Словом, в настоящий момент вариантов развития политических событий в Башкирии - предостаточно.


Александр Ильин

Используются технологии uCoz