ПО ПЯТАМ КУРУЛТАЯ



       В течение нескольких июньских дней Башкирию сотрясал всемирный курултай башкир. Похоже, это мероприятие, ставшее самым крупным форумом с националистическим душком, ставит крест на политическом будущем суверенного руководства.
       По крайней мере, администрация Президента и правительство РФ не прислали даже формальных телеграмм в адрес форума. А ведь башкирские власти обещали народу доставить сюда самого Владимира Путина.
       Вслед за Президентом России "сабантуй" Муртазы Рахимова проигнорировали и его "верные товарищи" - губернаторы, дружбой с которыми так гордился башкирский президент. А челябинский руководитель Петр Сумин, обещавший лично возглавить областную делегацию башкир, и вовсе подшутил над легковерным рулевым из Уфы. Не то в утешение, не то в насмешку он отстучал ему телеграмму, в которой порадовался за то, что республику возглавляет "не национальный лидер башкир, а лидер федерального и мирового масштаба". Забавно прозвучала и депеша председателя Совета Федерации Сергея Миронова. В ней он сетует на то, что пожаловать на праздник к Рахимову "не сможет" и обещает приехать "на следующий год", аккурат когда у башкирского президента истечет срок полномочий.
       Так же пренебрежительно отнеслись к курултаю и в Приволжском федеральном округе. Сославшись на болезнь, на важную для башкирского руководства тусовку не явился даже главный федеральный инспектор по республике Рустем Хамитов. Если бы не Минтимер Шаймиев, посетивший форум, презентабельность мероприятия была бы сведена на нет, а самыми именитыми его гостями стали бы домохозяйки из стран Западной Европы. Впрочем, как выяснилось, татарский президент приехал к Рахимову со своим интересом, подготовив гостям курултая неприятный сюрприз. Шаймиев едва не испортил им всю обедню, когда впервые озвучил тему ущемления прав татарского населения в республике, высказавшись в корректной, но довольно в жесткой форме. Прежде трения по этому вопросу между президентами братских народов не возникали, но теперь у Минтимера Шаймиева появились проблемы. Дело в том, что кряшены, мишаре и тептяре, составлявшие раньше единый татарский этнос, вознамерились в предстоящей переписи населения застолбить отдельное от татар место. А тут еще некстати назрел конфликт с соседями. Желая увеличить башкирскую прослойку за счет татарского населения, местные националисты раздули на пустом месте проблему западных и северо-западных башкир.
       Вполне вероятно, что Минтимеру Шаймиеву доложили об этом, и его железное терпение лопнуло. Впрочем, микстура из дегтя, которой Шаймиев попотчевал ликующих начальников на курултае, не прочистила им мозги. Забыв всех и вся, они как всегда были неотразимы в своем самодовольном сумасбродстве. Оно и понятно: к подготовке форума власти готовились - пощипали предпринимателей, поставили под ружье большие общественные силы - политиков, активистов общественных и национально-культурных организаций, мобилизовали ученых и мастеров искусств, провели колоссальное количество мероприятий, позабытых-позаброшенных российским обществом с тех самых пор, как оно свернуло с коммунистической тропы.


       Как фантазеры к празднику готовились


       Чего только не обсуждали власти под знаком подготовки к курултаю. В марте предметом их ожесточенных споров стало развитие башкирского народа в условиях индустриально-урбанизированного общества, в апреле - проблемы его демографии, охрана здоровья, генофонда и духовная жизнь. Все это проходило под жаркие дебаты о федерализме и становлении государственности и суверенитета республики. Высоко взлетевшие человечки, во весь опор форсировавших проведение мероприятия и прибравшие всю инициативу в свои руки, наперебой предлагали самую разную чертовщину.
       Особенно в погоне за фантастическими идеями преуспела начальница управления ЗАГСов кабинета министров республики, председатель союза женщин Башкирии Рашида Султанова. Прошлогодние призывы башкирского президента "рожать больше и чаще" пробрали ее до самой селезенки, и она повсюду принялась выступать с куклусклановскими опусами на тему межнациональных браков. Предметом особой гордости этой госпожи стали Стерлитамак, где башкирские пары составляют 22,3%, и Салават - 19,6%. А вот Мелеуз и Сибай, где преобладает башкирское население, но каждый второй брак смешанный, заслужил у жрицы ЗАГСов сурового порицания. "Надо, чтобы жизненные, нравственные убеждения и культура населения были на практике ориентированы на семейные ценности и богатые национальные семейные традиции", проурчала в ответ на этот грустный факт Султанова и добавила. "Лично я уверена, что многое в этом зависит от нас самих, от каждого башкира".
       В противовес тлетворному влиянию Запада и "растущей угрозе ассимиляции башкир в чужеродной российской среде" управление ЗАГСов загрохало обрядовую свадьбу со всеми национальными прибамбасами. Судя по всему, Султанова осталась довольна собственным проектом и, назвав его образцовым, "рекомендовала всем городским и районным ЗАГСам для использования в их работе".
       Не отстал от башкирской феминистки № 1 и председатель союза писателей Башкирии Равиль Бикбаев. Одним выстрелом он укокошил сразу двух зайцев, заметив, что в Башкортостане "быть башкиром - большая честь и достоинство", и тут же "высказал озабоченность тем, что республику наводняют беженцы и переселенцы, жители Кавказа, Средней Азии, которые заполонили наши рынки, гостиницы и совращают башкирских девушек. По мнению "главного писателя" республики, нужно срочно принимать какие-то меры, в противном случае этот процесс выйдет из под контроля и станет необратимым".
       Вот так и вырастают из нормальных российских граждан скинхэды-громилы. Эх, где мои 17 лет? Я бы тоже показал этим спустившимся с гор абрекам, как отбивать жен, дочерей, любовниц и подруг под носом у джигитов-писателей. Естественно, что с началом курултая предложений и советов с кухни по управлению суверенным государством стало еще больше, и они стали мал по малу материализовываться, принимая форму конкретных документов.


       На халяву и уксус сладок


       К примеру, участники секции "История народа и ее роль в формировании национального самосознания башкир", предложили с согласия президента, правительства республики и администрации Уфы "установить памятники Валиди и Бабичу, а также назвать их именами центральные улицы Уфы и переименовать проспект Октября в проспект Салавата Юлаева; ускорить издание полного собрания башкирских шежере; наладить издание научно-популярных книг и брошюр по отдельным районам республики, в особенности по истории западных и северо-западных башкир".
       А вот какие виды заимели делегаты на образование. Они попеняли, что 960 открытых за последнее время башкирских школ, гимназий и лицеев, где обучают на родном языке и учат его как предмет, недостаточно и замахнулись на то, чтобы увеличить "количество школ и охват учащихся обучением на башкирском языке" за счет "изучения башкирского языка как предмета в городах, поселках, районных центрах, а также в западных и северо-западных районах республики".
       Нежно и трепетно на курултае говорилось и о всяких соревнованиях на знание башкирского языка - специальной рахимовской награде - премии победителю и лауреатам межрегионального конкурса "Учитель башкирского языка и литературы" и радиоконкурсе детских сочинений на тему "Моя семья в истории Башкортостана", который еще не закончился, поскольку в эфире прозвучали не все работы, но ко Дню государственного суверенитета республики их обязательно дочитают. Особый восторг у делегатов вызывали работы молодых ученых, искавших истину там, где ей и не пахнет. В частности, так называемые представители башкирского народа холили и лелеяли старшего преподавателя Нефтекамского филиала БГУ Лейлу Хусаинову, которая изучала "литературный башкирский язык в северо-западных районах республики, где преобладает западный диалект (!) башкирского языка". Всплыли и интересные подробности подготовки специалистов. Выяснилось, что ежегодно учебные заведения республики, задействованные по культурному профилю, выделяют квоты на обучение абитуриентов-башкир из регионов России. В 2001-2002 учебном году в республике таким Макаром выучили 10 тюменцев, 16 самарцев, 11 татарстанцев и 77 челябинцев.
       Как известно, аппетит приходит во время еды. Представители тех регионов, которым повезло меньше, взяли все эти чудеса на заметку. В иждивенцы к башкирскому руководству тут же выстроилась целая очередь. Яркий пример все возрастающих запросов явил делегат из Саратовской области, который мертвой хваткой вцепился в дармовую кормушку под предлогом заботы о представителях титульной нации, осевших на земле Аяцкова. Он затребовал для нужд своих соплеменников "спутниковые антенны для приема передач на башкирском языке, специальный радиоканал, вещающий в пределах всей России, организацию детского отдыха на территории Башкирии, видео- и аудиокассеты, литературу и периодику".
       Нешуточные страсти разыгрались и промеж делегатов другой секции - "Демография башкирского народа: прошлое и настоящее".


       "Коренные" и "присятжные"


       Заседавшие обеспокоились "сохранением численности и развитием коренного населения республики и процессом переселения башкир на свою историческую родину". В этих целях делегаты порешили "продолжить курс на устранение дисбаланса в экономическом развитии республики, создание условий для нормальной жизни и развития районов с преимущественным проживанием башкир с целью сокращения их оттока, создание новых рабочих мест на их территории; обратиться к башкирскому населению государств СНГ с призывом о возвращении на историческую родину; принять республиканскую программу государственной поддержки переселенцев, имеющих башкирские исторические корни". Думаю, понятно, кому придется потесниться в пользу иммигрантов.
       А что до предстоящей переписи населения, то здесь у башкирских властей уже все схвачено, и под наполеоновские планы выведена целая теория. Так, по мнению одиозных деятелей башкирского национального движения Мажитова и Кульшарипова, "в конце 80-х гг. политическая власть в республике и на местах контролировалась ультрарадикально и антибашкирски настроенным руководством. Башкирская общественность не смогла занять твердую позицию по защите собственных интересов" и это повлекло "сильные искажения национального состава населения во время переписи 1989 г." в густонаселенных татарских районах - "Аскинском, Бакалинском, Балтачевском, Бирском, Благоварском, Буздякском, Бураевском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Илишевском, Краснокамском, Кушнаренковском, Мишкинским, Миякинским, Нуримановском, Татышлинском, Туймазинском, Шаранском, Чишминском, Янаульском и других".
       Вследствие этого, считают докладчики, башкиры не дотянули до второго после русских места. Но исполкомом всемирного курултая держал руку на пульсе и придумал, как взять реванш и перевести башкир из бронзовых призеров в серебряные. По словам выступавших, "при участии авторитетных специалистов составлены таблицы с объективной информацией по итогам переписи в башкирских деревнях в XVIII-XX вв. Они ярко свидетельствуют, что подавляющее большинство населения северных и северо-западных районов Башкортостана является башкирами, прямыми потомками коренного местного населения".
       Отсюда активистам курултая поставлена конкретная задача - они кровь из носа должны сделать все, чтобы "в городах, районах, селах объективная информация дошла до каждой башкирской семьи". Республиканские власти не скрывают, как будут вправлять мозги неосознавшим свою национальную принадлежность "В каждой деревне, школах, клубах" планируется "рассказывать об истории села, района, республики, башкирского народа, возрождать традиционный для башкир праздник "шежере" - родословной поколений кровнородственных семей". На этой "строго исторической основе" активисты Всемирного курултая башкир собираются "помочь своим сородичам возродить историческую память и рассказать о происхождении их предков".
       Участники демографической секции посчитали, что баймакский опыт - именно в этом районе впервые будили национальное самосознание - должен получить широкое распространение по всей республике. Так что, все мы очень и очень рискуем.


       Заклинания на перспективу


       Наговорившись о проблемах башкирского народа, делегаты перешли к общим выводам. Они были скромнее и сдержаннее той блажи, которую развели по секциям. Несмотря на явное отсутствие VIP-персон из Москвы, которые многое потеряли, оставшись в неведении, участники форума сошлись на том, что их курултай имеет огромное значение для "осмысления судеб больших и малых народов планеты и значим для каждого из граждан нашей республики, для всех, кто, проживая в любой точке земного шара, чувствует себя башкортостанцем". Вообще скромность, впрочем, как наверное и трезвость, в том числе и в оценках, начисто покинула участников к концу мероприятия.
       В актив власти они заносили все, что можно - и "большой, почти китайский, скачок" в экономической, социальной и культурных областях, и крупные международные семинары и конференции по правам человека, языковым проблемам, историко-культурному наследию и перспективам развития евразийства, и суету органов государственной власти по патриотическому воспитанию граждан в рамках реализации республиканской программы формирования гражданина нового Башкортостана.
       Такое осознание собственной значимости натолкнуло делегатов на мысль, что "настало благодатное время еще активнее консолидировать башкирскую нацию, приумножать силы для сохранения и развития родного языка, самобытной культуры, традиций всех народов республики".
       Нарезвившись и на этой детской площадке, участники форума приняли его резолюцию и целых три обращения - "К Президенту России В. В. Путину", "К народам Республики Башкортостан" и "К башкирскому народу", связанные между собой красной нитью сепаратизма и национализма.
       Размахивая правом наций на самоопределение, делегаты сочли в резолюции, что игнорирование этого права "способно создать реальную угрозу не только межнациональному миру и согласию в России, но и, в конечном счете, единству государства".
       Насомневавшись вдоволь в путинской России, делегаты курултая поспешили навязать свои страхи и сомнения всем живущим в республике. Так, в обращении к народам Башкортостана говорится:
       "...нас крайне беспокоит стремление некоторых политических кругов, пытающихся осуществить, как некогда в советское время, выхолащивание сути национально-территориальной государственности народов России. Эта опасная затея способна спровоцировать некоторых радикально настроенных "специалистов по национальному вопросу", которые могут воспользоваться ситуацией для нарушения установившегося взаимопонимания и согласия между народами, подвергнуть опасности целостность России".
       Ну и уж совсем мощный шедевр вышел у составителей обращения к башкирскому народу. Видимо, эти заклинания сочиняли в крайнем возбуждении. Осталось только угадать, в какой палате и под присмотром какого Айболита додумались до такого душевнобольного слога:
       - "Для нового поколения как башкир, так и других народов республики знания родного, русского и иностранного языков должно стать естественной нормой. Обретение башкирским языком статуса государственного резко усилило его общественные функции. Но забота о том, чтобы наши дети полюбили свой родной язык, не мыслили себя без его певучей мелодичности, дело каждого из нас. Необходимо, чтобы в каждой семье была башкирская книга и печать. Если мы не примем трезвость как жизненную установку, достижение намеченных высоких целей чрезвычайно осложнится"...
       "Не останься же безразличным к пожеланиям, просьбам и призывам нынешнего курултая. Как священный завет, сохрани в своем сердце решения всемирного форума, засучи рукава для претворения их в жизнь, наш трудолюбивый и терпеливый народ".
       Прямо какое-то святое письмо, адресованное бестолочам и недоумкам. Хорошо же республиканские власти думают о своем народе, под предлогом заботы о котором и был затеян весь этот бедлам.
       Впрочем, истинное отношение к своим соплеменникам можно было с легкостью прочесть в оценках и высказываниях участников курултая. В частности, его делегаты попрекали башкир за то, что они "живут в бедности и ничего не хотят делать для улучшения своего материального положения". А вот другой костыль, на который опирались калеки, вызвавшиеся представлять интересы целого народа, - "человек, забывший свой родной язык и культуру, не способен уважать и любить язык других народов". Пожалуй, нет нужды оспаривать эти фальшивые арии певцов-скопцов, выведенные под жуткий аккомпанемент оркестра республиканских чиновников.
       Понятна и подоплека этой маеты с курултаем - слишком давно вьется веревочка. Чтобы самосохраниться, республиканское руководство, вновь затеяло смертельный преферанс. На кон, как это бывало уже не раз, поставлены мир и добрососедство между народами. Преследуя свои корыстные цели, власти вновь обокрали их, и более всего от этого пострадали сами башкиры, подавляющему большинству которых, наверное, совестно за своих одуревших от власти соплеменников. Неужели нищим рабочим Кумертау или колхозникам из разоренных зауральских деревень необходимо проявление заботы о них в форме экстремистских посиделок, которыми разруливают с Тукаева, 46? Ведь они наравне с такими же представителями других народов преодолевают тяготы, трудности и лишения, которые подбрасывают им местные власти.
       Именно поэтому башкиры, как и любой другой этнос, отлично понимают, что жить в мире и добрососедстве, не ущемляя и не оскорбляя национальные чувства соседей, гораздо лучше, безопаснее и надежнее, чем вероломно вламываться в чужой дом, сметая все на своем пути.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz