АРХИВНАЯ ПЫЛЬ НА ПРАВОВОМ ПОЛЕ



       В конце января газета "Республика Башкортостан" на первой странице опубликовала краткий отчет с коллегии Прокуратуры республики. Лукавить тут нечего, при одном только взгляде на заголовок мысли посещают вполне понятные и конкретные. Остается только удивляться: и куда же подевался этакий бесшабашно-жизнеутверждающий оптимизм, которым, как сочная ягода сиропом, истекали такого рода отчеты? "Чтобы не попасть в криминальный тупик", мрачно предостерегает официальная пресса, не давая впрочем, ни малейшей подсказки - каким образом из этой безвыходной ситуации можно выскользнуть. Тем более, что и дальше, окончательно презрев все принципы республиканских СМИ как вестников искрометного оптимизма, газета безрадостно констатирует - "шестнадцать тысяч преступлений остались в прошлом году нераскрытыми".
       Ознакомившись с подобного рода информацией, даже самый невнимательный и равнодушный читатель заподозрит неладное - до таких откровений наши органы правопорядка еще не доходили. И не так уж часто на открытых для средств массовой информации совещаниях и коллегиях первые лица (в данном случае прокурор республики Я. М. Турумтаев) позволяют себе выносить сор из избы, забывая об обязательной в таких случаях чести мундира.
       Вот и дожили. Грозной статистикой ошеломляющего роста преступности современного гражданина уже не напугаешь. Количество грабежей, убийств, разбоев, тяжких и особо тяжких преступлений увеличивается параллельно "силовому" штату. Работа в органах, равно как и овладение юридической специальностью, снова стали предметами особого престижа. В органах прокуратуры, к примеру, "не протолкнуться" - вакансий нет на несколько лет вперед. Конкурсы на юрфаки и в школы милиции перекрывают число желающих поучиться на актера в каком-нибудь столичном вузе. С одной стороны, вроде бы очевидно - в строителях и защитниках правового государства нужды нет. А нужда есть в самом правовом государстве, которое никак не выстраивается, невзирая на масштабную в республике подготовку к судебной реформе. После реализации которой, надо полагать, каждый законопослушный гражданин сможет спать спокойно.
       На самой же коллегии прокурор Турумтаев не пожалел черной краски. И дело тут, думается, не в извечном конфликте между правоохранительными структурами и надзирающими органами. Конечно, перекладывание ответственности друг на друга - метода нестареющая, но для реалий сегодняшнего дня выглядит уже несерьезно. Да и не помогает. Один из "самых стабильных регионов России" постепенно стал местом для жизни небезопасным. И можно до седьмого пота вести подсчет внесенных протестов и прокурорских представлений, картина от этой суеты кардинально не меняется. Достаточно вдуматься хотя бы в одно - во всех органах следствия и дознания выросло количество нарушений сроков расследования. Что за этим? А за этим - повальное пренебрежение к правам и свободам человека. Крылатое выражение "вор должен сидеть в тюрьме" приобретает у нас в республике развернутое толкование. Другими словами, сидеть может любой в ожидании, пока нерасторопный следователь и нерадивый прокурор стряхнут с дела архивную пыль и приступят к исполнению своих прямых обязанностей: то есть в определенные законом сроки выяснят - вор сидит в камере или случайная жертва процессуальной неразберихи. К примеру, в прокуратуре Калтасинского района в сейфе два месяца лежали дела о незаконном содержании под стражей. В Нефтекамске задержали пятьдесят подростков и, по выражению самого республиканского прокурора, их "кололи" по эпизодам правонарушения. Суть противозаконности этого факта в том же - незаконное задержание на долгое время.
       В Сибае прокурор приостановил следствие, не проверив по делу ни одной версии. В Иглинской прокуратуре, говоря языком казенным, пренебрегли следственными мероприятиями, и в итоге два убийства остались нераскрытыми.
       Слов нет, валу тяжкой преступности противостоять сложно. Но признаться в этом честно до сегодняшнего дня никак не давали клятвенные заверения руководства "процветающего региона" в том, что на чистом поле сорняки не растут. А тем временем густой бурьян коррупции, экономических, налоговых преступлений, нарушений законодательства о собственности задавил само понятие права. Могло ли быть по-другому за высоким забором "суверенитета", где долгие годы только делили и властвовали? А теперь что же, пришло время покаяния?


В.КОСТИН.

Используются технологии uCoz