ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА БАШКИРИИ 1998 ГОДА МОГУТ ОТМЕНИТЬ


Этого требуют от Верховного суда Российской Федерации Александр Аринин и Марат Миргазямов. Их право на такое решение подтвердил Конституционный Суд РФ.


       Всем известно о том, как проходили выборы президента Башкирии в 1998 году. Но напомнить об этом не будет лишним. Напоминание будет длинным, не эмоциональным, а скорее юридическим. Однако тот, кто прочтет это внимательно и до конца, тот поймет, как творился произвол в отношении конституционных прав двух кандидатов в президенты и всех избирателей республики.
       5 июня 1998 года Центризбирком РБ вынужден был на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ зарегистрировать кандидатом на должность президента РБ А.Н.Аринина, которому до этого незаконно отказывал в регистрации. Однако уже 6 июня Центризбирком РБ регистрацию А.Н.Аринина отменил (аннулировал).
       Фактически Центризбирком РБ допустил грубое нарушение закона, умышленно не выполнил определение Верховного Суда РФ с целью не допустить А.Н.Аринина к участию в выборах на должность президента.
       Верховный Суд РБ 13 июня отказал А.Н.Аринину в удовлетворении жалобы об отмене постановления Центризбиркома РБ, аннулировавшего регистрацию кандидата в президенты. А 14 июня состоялись выборы президента, на которых победил М.Рахимов, баллотировавшийся фактически без альтернативы.
       На этом дело не закончилось, на что очевидно рассчитывали кукловоды по проведению выборов. Уже 24 июля Верховный суд РФ отменил решение Верховного суда РБ, отказавшего А.Аринину в восстановлении регистрации, и вынес новое решение - отменить постановление Центризбиркома РБ от 6 июня "Об отмене регистрации кандидата на должность президента РБ Аринина А.Н., выдвинутого инициативной группой избирателей". То есть все незаконные решения башкирских судов и избиркомов были отменены, а А.Аринин стал кандидатом в президенты. Правда, уже после выборов.
       Точно такую же махинацию проделали с другим кандидатом в президенты РБ - М.П.Миргазямовым. По решению Верховного суда РФ Центризбирком РБ вынужден был 11 июня зарегистрировать М.Миргазямова кандидатом в президенты и в тот же день регистрацию отменил. Естественно, местный Верховный суд с Центризбиркомом полностью согласился. А после выборов, 24 июля, Верховный Суд РФ отменил все республиканские решения и признал М.Миргазямова зарегистрированным кандидатом в президенты.
       Таким образом М.Рахимов и его окружение получили возможность продлить свое пребывание у власти в республике.
       Два зарегистрированных, но отстраненных от выборов кандидата в депутаты А.Аринин и М.Миргазямов не сдались. Все эти годы они боролись с установившемся в республике режимом, добивались восстановления нарушенных конституционных прав избирателей и своих, в том числе через судебную систему.
       9 декабря 1998 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан вынесла решение по гражданскому делу по жалобе Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. о признании недействительными выборов Президента Республики Башкортостан 14 июня 1998 г., о признании незаконными и об отмене пунктов 1 и 2 постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 16 июня 1998 г. № Ц-47/1 "О результатах выборов Президента Республики Башкортостан", о возложении на Государственное Собрание Республики Башкортостан обязанности назначить повторные выборы Президента Республики Башкортостан в сроки, установленные действующим законодательством. В удовлетворении жалобы им было отказано.
       Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 1999 г. решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 декабря 1998 г. было оставлено без изменения, а кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.
       Заместителем Председателя Верховного Суда РФ (письмо от 19.08.1999 г.) Аринину А.Н. было отказано в принесении протеста в порядке надзора на указанные решение суда первой инстанции и определение суда кассационной инстанции.
       На самом деле, решение суда первой инстанции и определение суда кассационной инстанции являются незаконными: в основу указанных судебных актов положена норма материального права, не подлежавшая применению, не соответствующая Конституции Российской Федерации, а точнее - пункту 3 ст. 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
       Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. положения п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
       Указанные обстоятельства дают основания для подачи новой жалобы в порядке надзора на незаконное решение суда первой инстанции и определение суда кассационной инстанции.
       В феврале 2002 года А.Аринин и М.Миргазямов воспользовались этим правом и подали жалобу в порядке надзора Председателю Верховного суда РФ на решение Верховного суда РБ от 9 декабря 1998 года и определение Верховного суда РФ от 30 марта 1999 года. Основываясь на постановлении Конституционного суда РФ от 15 января 2002 года, они требуют отмены результатов выборов президента Башкирии 1998 года и проведения новых выборов.
       В своей жалобе оба кандидата в президенты отмечают, что определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 1998 г. по делу заявителя Аринина А.Н. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 1998 г. по делу заявителя Миргазямова М.П. были установлены факты незаконной отмены (аннулирования) регистрации кандидатов на должность Президента Республики Башкортостан Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. Решениями (определениями) Верховного Суда Российской Федерации были установлены факты незаконного недопуска к участию в выборах в качестве кандидатов на должность Президента Республики Башкортостан Аринина А.Н. и Миргазямова М.П.
       В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГПК РСФСР факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица. Поэтому для Центризбиркома Республики Башкортостан и заявителей Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. факты, установленные указанными решениями (определениями) Верховного Суда Российской Федерации, имеют преюдициальное значение.
       Представители заинтересованных лиц, привлеченных к участию в данном деле, - Президента Республики Башкортостан Рахимова М.Г. и Государственного Собрания Республики Башкортостан, не привели никаких доводов и не представили суду доказательств, опровергающих факты, установленные решениями (определениями) Верховного Суда Российской Федерации по делам Аринина А.Н. и Миргазямова М.П.
       На этом основании установленные вступившими в законную силу решениями (определениями) Верховного Суда Российской Федерации факты незаконного недопуска к участию в выборах в качестве кандидатов на должность Президента Республики Башкортостан Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. должны были быть положены в основу решения суда первой инстанции и определения кассационной инстанции по данному делу.
       Действиями Центризбиркома Республики Башкортостан, в результате которых Аринин А.Н. и Миргазямов М.П. не были допущены к участию в выборах Президента Республики Башкортостан в качестве кандидатов, было нарушено пассивное избирательное право данных граждан, закрепленное в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан.
       Теми же действиями Центризбиркома Республики Башкортостан было нарушено активное избирательное право избирателей Республики Башкортостан. На выборах Президента Республики Башкортостан 14 июня 1998 г. были зарегистрированы Центризбиркомом Республики Башкортостан и участвовали в выборах в качестве кандидатов действующий Президент Республики Башкортостан Рахимов М.Г. и подчиненный ему министр лесного хозяйства Республики Башкортостан Казаккулов Р.Г.
       Вследствие недопуска к участию в выборах Аринина А.Н., являвшегося депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и Миргазямова М.П., являвшегося генеральным директором крупного промышленного предприятия - АО "УЗЭМИК", г. Уфа, ранее работавшего Председателем Совета Министров Башкортостана, граждане Республики Башкортостан были лишены возможности в результате свободного волеизъявления избрать на должность Президента Республики Башкортостан одного из законно зарегистрированных кандидатов, которого они считают наиболее достойным. Вместо четырех законно зарегистрированных кандидатов на должность Президента Республики Башкортостан: Аринина А.Н., Казаккулова Р.Г., Миргазямова М.П., Рахимова М.Г. - в избирательные бюллетени было включено лишь два кандидата. Незаконными действиями Центризбиркома Республики Башкортостан гражданам Республики Башкортостан был навязан выбор Президента Республики Башкортостан лишь из двух кандидатов.
       Как указано в мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. "незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов"; "решение суда о восстановлении нарушенного пассивного избирательного права, в том числе о регистрации в качестве кандидата, не может во всех случаях интерпретироваться как нарушающее активное избирательное право граждан, принявших участие в голосовании, а, напротив, служит его защите"; "такая защита должна быть эффективной не только, когда нарушения права быть избранным выявляются до начала голосования, но и впоследствии, и, следовательно, не исключает также - в качестве способа восстановления права - отмену итогов голосования, результатов выборов, с тем, чтобы обеспечивались подлинно свободные выборы".
       Таким образом, главным приоритетом и целью демократического государства в данном случае является обеспечение подлинно свободных выборов.
       А незаконный недопуск гражданина к участию в выборах в качестве кандидата, как было сказано выше, искажает характер выборов как свободных.
       В решении суда первой инстанции указывается, что "на день выборов Президента Республики Башкортостан (14.06.98 г.) кандидатами на должность Президента РБ были зарегистрированы только два кандидата"; "жалобы Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. на постановления ЦИК РБ от 6 июня 1998 г. и от 11 июня 1998 г. об отмене регистрации их кандидатами на должность Президента РБ Верховным Судом РБ не были удовлетворены, данное постановление ЦИК РБ в день выборов не было признано недействительным и никем не было отменено".
       Указанные обстоятельства не имеют по данному делу никакого юридического значения. Вынесение Верховным Судом Республики Башкортостан незаконных решений от 13 июня 1998 г. об отказе в удовлетворении жалоб Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. на постановление Центризбиркома Республики Башкортостан от 11 июня 1998 г. и от 6 июня 1998 г., не может служить основанием для вывода об отсутствии нарушения Центризбиркомом Республики Башкортостан избирательного законодательства и о законности недопуска Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. к участию в выборах. Как указывалось выше, решения Верховного Суда Республики Башкортостан, на которые имеется ссылка в обжалуемом решении суда первой инстанции, были признаны незаконными и отменены определениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 1998 г.
       В основу обжалуемого решения суда первой инстанции положен п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом, в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
       В результате применения п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в решении суда первой инстанции указывается, что "регистрация Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. кандидатами на должность Президента Республики Башкортостан и включение их в избирательный бюллетень не могли повлиять на результаты волеизъявления избирателей". Этот вывод мотивирован тем, что по данным Центризбиркома Республики Башкортостан, на выборах Президента Республики Башкортостан против всех кандидатов было подано 17,1% голосов избирателей, поэтому, по мнению суда, "в случае регистрации Аринина А.Н. и Миргазямова М.П… за них в итоге проголосовало бы не более 17,1% избирателей, что не является большинством голосов". Также в решении суда указывается, что "доказательств того, что Аринин и Миргазямов получили бы более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, заявители в суд не представили".
       На незаконность такого подхода указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г., в котором отмечается: "Окружная избирательная комиссия, не устранив в отношении заявителя до начала голосования такое нарушение его избирательных прав, как незаконный отказ в регистрации, и суды, не прибегавшие к отмене результатов выборов, исходили из того, что оспариваемое положение предполагает возможность отмены результатов выборов лишь при условии доказанности влияния выявленного нарушения избирательных прав на достоверность результатов волеизъявления избирателей. Между тем в условиях незаконного отказа кандидату (кандидатам) в регистрации такое доказывание практически неосуществимо".
       При таких обстоятельствах, решение суда, возложившего на заявителей Аринина А.Н. и Миргазямова М.П. обязанность по доказыванию в принципе недоказуемых обстоятельств, является совершенно незаконным.
       В определении кассационной инстанции на основании Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сделан вывод о том, что "сам по себе факт неучастия в выборах в качестве кандидата не является безусловным основанием для отмены их результатов и признания выборов недействительными, без установления того, что данное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и поэтому определения Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 1998 г., которыми отменены решения ЦИК РБ об отмене регистрации кандидатами на должность Президента Республики Башкортостан Аринина А.Н. и Миргазямова М.П., не свидетельствуют о необходимости безусловной отмены результатов выборов".
       В постановлении Конституционного Суда РФ от 15 января 2000 г. прямо указывается на ошибочность данного вывода, нашедшего распространение в судебной практике судов общей юрисдикции. Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 г., "суды ориентируются не на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе первоначальных или повторных выборов, а лишь на формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов, т.е. на проверку результатов состоявшегося голосования"; "однако к этому не сводится оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей, и отмена результатов выборов возможна также в других случаях - если не были обеспечены необходимые условия, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей".
       Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2), содержащиеся в пункте 3 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положения, которые при незаконном отказе в регистрации кандидата ограничивают полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению адекватности отражения в них реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным "определением достоверности результатов волеизъявления избирателей", принявших участие в голосовании, чем умаляются и ограничиваются избирательные права и право граждан на судебную защиту".
       Таким образом, судом первой инстанции, судом кассационной инстанции, а также при отказе в принесении протеста в порядке надзора на данные судебные акты применена норма материального права - п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - не соответствующая Конституции РФ и не подлежащая применению.
       Согласно п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РСФСР основанием к отмене решения, определения, постановления суда в надзорном порядке являются неправильное применение или толкование норм материального права. Согласно п. 2 ст. 307 ГПК РСФСР нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если суд применил закон, не подлежащий применению.
       При таких обстоятельствах, имеется безусловное основание к отмене решения суда первой инстанции и определения суда кассационной инстанции.
       В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
       Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае, если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
       Согласно п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
       При таких обстоятельствах, Аринин А.Н. и Миргазямов М.П., права которых были нарушены имеют право обратиться в суд общей юрисдикции в порядке надзора за защитой своих нарушенных прав.
       Как указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 г., право на суд стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным; "суды должны находить адекватные формы и способы защиты пассивного и активного избирательного права и не могут, признавая незаконным отказ в регистрации лица кандидатом, ограничиваться одной только констатацией нарушения избирательных прав".
       Таким образом, в случае, когда два из четырех (!) кандидатов на должность Президента Республики Башкортостан, видные республиканские политики Аринин А.Н. и Миргазямов М.П., были незаконно отстранены от участия в выборах, данный факт установлен вступившими в законную силу судебными актами (определениями Верховного Суда РФ от 24 июля 1999 г.), суд неправомерно ограничился одной только констатацией нарушения избирательных прав и отказал в адекватном способе восстановления (защиты) нарушенного пассивного и активного избирательного права - в отмене результатов выборов (итогов голосования).
       Как указывается в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 г., при наличии предусмотренных законом оснований суд вправе признать невозможным проведение повторных выборов в целях восстановления пассивного избирательного права.
       Однако, в настоящее время указанные выше основания законом не предусмотрены. Кроме того, характер допущенных в данном случае нарушений (незаконный недопуск к участию в выборах двух зарегистрированных кандидатов из четырех) исключает иные формы и способы защиты активного избирательного права избирателей Республики Башкортостан и пассивного избирательного права кандидатов, кроме отмены результатов выборов (результатов голосования).
       При таких обстоятельствах, решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 декабря 1998 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 1999 г. подлежат отмене, как вынесенные с нарушением закона.
       Справедливость и законность должны восторжествовать. И, как того требуют А.Н. Аринин и М.П.Миргазямов, выборы 1998 года следует отменить и провести новые честные и справедливые.

Используются технологии uCoz