МАРТЫШКИНЫ ТРУДЫ


Конституционному Суду РФ не повезло с учениками


       Как известно, башкирские власти часто жалуются на невнимание федерального центра к тем грандиозным преобразованиям, которые клокочут в суверенной республике. Это у себя в республике они батыры, каких земля не рождала и белый свет не видывал, а по российским меркам ни на что не годны: все, что умеют, - стонать, охать, надрываться, причитать и всхлипывать, как баба на сносях.
       Впрочем, грешно роптать на федеральный центр, когда республике посвящают столько времени. Вот уже третий год подряд Конституционный Суд (КС) РФ бесплодно учит башкирские власти хорошим манерам, принимая каждый раз все новые определения и постановления по толкованию отдельных положений республиканской конституции и по нескольку раз подряд разжевывая одно и то же. Увы, в этих мартышкиных трудах не видно никакого просвета. Трудновоспитуемые местные руководители сами с усами, а потому и в ус не дуют. Глядя на их настырное желание обходить федеральные законы и жить по своим, волей-неволей представишь какой-нибудь товарищеский суд и сердобольную публику, которая в десятый раз берет на поруки хронического алкоголика и закоренелого тунеядца.
       В самом деле, вбив себе в голову, что Башкирия во всем первенствует в России, местные власти с чего-то решили, что согласование ее законодательства с федеральным - улица с двусторонним движением и затеяли состязание с судебными органами страны. Причем эта сказочка про белого бычка уже до смерти надоела широкой республиканской общественности, которая хочет жить не по каким-то высосанным из пальца башкортостанским, а по нормальными российским законам.
       А ведь все начиналось тихо, мирно, чинно и благородно. 7 июня 2000г. Конституционный Суд РФ обнаружил нарушения в Конституции Республики Алтай, а уже 27 июня подтвердил их наличие в основном законе Башкирии. В июньских документах 2000г. были признаны недействующими нормы о государственном суверенитете республики, ее самостоятельной внутренней и внешней политике, верховенстве ее законов на территории РБ, международных и внешнеэкономических отношениях и прочих причиндалах башкирской государственности, которые суд счел шапкой не по Сеньке.
       Выводы Конституционного Суда насторожили башкирские власти, которые встали в боксерскую стойку. Побагровев от полученной оплеухи, они наотрез отказались публиковать Определение КС РФ от 27 июня 2000г. в местных средствах массовой информации, хотя по закону были обязаны сделать это в установленные сроки. После многократных обращений граждан республики в различные федеральные инстанции Определение появилось с большой задержкой в малотиражном издании.
       Ставки в игре за суверенные привилегии резко повысились. Нужно было на что-то решаться, и башкирские власти попробовали отлакировать свою конституцию. Проку от этого было мало, поскольку в ее новом варианте противоречий Основному Закону России стало еще больше. После этого в дело вмешалась Генеральная Прокуратура РФ. 28 декабря 2000г. она внесла протест, насчитав в обновленной башкирской конституции 55 нарушений. Местные руководители отреагировали на этот документ так же неистово, как и на Определение КС РФ от 27 июня.
       В апреле прошлого года увещевать башкирские власти взялся уже полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Он обратился в Конституционный Суд РФ с ходатайством об официальном разъяснении Определения от 27 июня 2000г. В частности его интересовало, на каком основании нарушителей можно привлечь к ответственности. Конституционный Суд пояснил, как это сделать, в Определении от 19 апреля 2001г.
       Впрочем, не стоит переоценивать роль Кириенко. Он подошел к своему запросу с аристократической формальностью, словно боялся замараться, общаясь с дурно пахнущими башкирскими властями. В одном из многочисленных интервью, полпред сам признался, что лишь хотел маленько попугать местного президента и Госсобрание, рассчитывая, что этого будет достаточно. Однако башкирское руководство не восприняло церемоний Сергея Кириенко.
       Возомнив себя стреляными воробьями, сепаратисты зациклились на амбициозных планах, как похоронить инициативы российского президента и федерального центра по выстраиванию вертикали власти и созданию единого правового пространства страны. Они забеспокоились по поводу лакомого куска суверенного пирога, который у них хотят отобрать, и при первом же удобном случае переложили свои навязчивые идеи на здоровые головы.
       В июле прошлого года президент Башкирии обратился в Конституционный Суд РФ с ходатайством об официальном разъяснении Определения КС РФ от 19 апреля 2001г., силясь понять чего добиваются Сергей Кириенко, федеральный центр, судебные и силовые органы и граждане республики.
       Маловразумительные, по своему даже забавные аргументы башкирских властей, не оставили высший судебный орган страны равнодушным. Ну как отказать в просьбе Муртазе Рахимову, когда тот "испытывает затруднения в понимании и толковании терминов, используемых в Определении для описания тех норм Конституции Республики Башкортостан, на которые должны быть распространены ранее принятые решения Конституционного Суда Российской Федерации". Ведь чтобы было понятнее, башкирский президент даже перелопатил четырехтомный "Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даля, труды французских просветителей XVIII века, гору энциклопедий и юридической литературы, но все равно не помогло. Не бросать же в беде старого человека.
       К тому же в замешательстве оказались и депутаты башкирского Курултая, которые одновременно с башкирским президентом также обнаружили "неопределенность в понимании ряда положений, закрепленных в статьях Конституции РФ", посчитав, что это "препятствует практической реализации решений Конституционного Суда РФ".
       Правда, местные власти нашли чрезвычайно простой выход из юридического тупика. Башкирский президент и депутаты Госсобрания стали искать в действиях суда и федерального центра злой умысел, то бишь признаки "унитарного мышления". "Ясно, что это - ошибка. Но захочет ли Конституционный Суд Российской Федерации признать и устранить собственный огрех?" - потребовали жалобщики в своем обращении.
       Однако, как и следовало ожидать, Конституционный Суд РФ полновесно, убедительно и весомо подтвердил свои прежние позиции. В его ответе исчерпывающе говорится о том, что "Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации", который "исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ".
       Конституционный Суд также указал, что использованное "в Конституции РФ понятие "республика (государство)" применительно к установленному ею федеративному устройству не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с фактами исторического, национального и иного характера".
       Такому же детальному и тщательному анализу подвергнуты и иные постулаты башкирской государственности, попирающие статьи Основного федерального закона.
       Несмотря на то, что под июльским обращением в Конституционный Суд РФ подписался Муртаза Рахимов, он, конечно, не единственный автор и инициатор запроса. История знает тьму примеров, как ловко свита может вертеть королем, используя его в своих целях. Видимо, кто-то из ближайшего окружения Муртазы Рахимова воспользовался непосредственностью башкирского президента, взял его в оборот и втравил в пренеприятную историю, подготовив некачественный запрос. За этими кознями могли стоять спикер Госсобрания Константин Толкачев или председатель конституционного суда РБ Ильдус Адигамов, которые на каждом шагу оказывают президенту любезности, а выходят сплошные гадости. Это по силе и группе заезжих юристов во главе с каким-нибудь Сергеем Шахраем, для которых подобные запросы - средство удовлетворить свои амбиции, показав башкирским провинциалам, как надо "работать", либо заработать на хлеб насущный.
       Одно бесспорно: должностные лица, накатавшие ходатайства в КС РФ, не станут себя афишировать, поскольку привыкли действовать бесшумно, таясь за башкирским президентом. Это стиль их работы и мышления. Ранее такой же тихой сапой были подготовлены Декларация о государственном суверенитете РБ, Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и РБ и основанные на них конституция республики и башкирское законодательство. Теперь Муртаза Рахимов пожинает плоды этой топорной работы.
       Да и в общем-то и неважно, кто сказал "мяу". Кто бы это ни был, огромное ему спасибо. Благодаря таким неуклюжим стараниям стало еще более очевидным, что в трудную минуту Муртазе Рахимову не на кого опереться. Неслучайно в действиях башкирских властей нет никакой логики и последовательности, а их попытки вести словопрения вокруг башкирской конституции напоминают то, как глупый мальчишка в ответ на упреки рассерженного воспитателя ковыряет в носу или грызет мизинец, помышляя о новых шалостях.
       Таким образом неудивительно, почему до башкирских властей не доходит, что "Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года №65-О, об официальном разъяснении которого ходатайствует Президент РБ, не содержит неопределенности, а поставленные в ходатайстве вопросы нашли разрешение непосредственно в Конституции РФ" и развивающих ее положения законах.
       Более того, стремясь во что бы то ни стало уйти от ответственности, местное руководство шарахается от понимания этого прямо в противоположную сторону. Так, узнав о решении Конституционного Суда РФ (оно было оглашено 6 декабря 2001г.), КС РБ вынес 28 декабря "именем Республики Башкортостан" свое постановление по делу о толковании Конституции РБ в связи с запросом депутатов Госсобрания. По объему оно больше Определения КС РФ в три раза, и тоже является "официальным и общеобязательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно", а также "подлежит немедленному опубликованию" во всех ведущих республиканских изданиях. Приняв этот документ, башкирское руководство подтвердило свою готовность и впредь нарушать федеральные законы. Однако, чтобы представлять масштабы его противоправной деятельности, не худо бы знать на кого, кроме СМИ, возложено выполнение этого постановления.
       Ведь неслучайно официальные лица интерпретировали его, как ответ на протест Генпрокуратуры РФ, забраковавшей 55 статей обновленной редакции башкирской Конституции и на этом основании подлежащих отмене и приведению в соответствие с федеральным законодательством. Башкирский конституционный суд мурыжил этот протест целый год, и видимо, изрядно поломал голову над тем, как поубедительнее истолковать "суверенитет", "гражданство", права президента назначать чиновников на руководящие должности, языковой ценз и многое другое в пользу инициаторов обращения. А символ мудрости башкирских депутатов Константин Толкачев, опираясь на решение КС РБ от 28 декабря, даже требовал от Генпрокуратуры РФ отозвать протест.
       Добавьте сюда самомнение и самолюбование республиканских властей - ни одно Определение Конституционного Суда РФ, ни протест Генпрокуратуры, ни ходатайство Сергея Кириенко даже не были озвучены в башкирских СМИ. Однако официальная пресса от души разрекламировала запросы президента и Госсобрания Башкирии, а также постановление КС РБ. Вышло весело: не зная, о чем идет речь, зрители вынуждены расхлебывать потоки сознания Константина Толкачева, который, уставившись в потолок, вещает с голубых экранов про перспективы башкирского законодательства и, как ежик, кидается на федеральный центр.
       Этот бред в официальной республиканской прессе не стихает до сих пор. Даже такой безвредный по местным меркам политик, как госсекретарь республики Фаукат Кидрасов, не усидел на месте и втянулся в водоворот событий, дабы уверить глав администраций, что "одна из важных задач органов госвласти сегодня - разъяснить жителям Башкортостана суть изменений и дополнений, внесенных в Основной закон республики".
       В общем, башкирские власти дошли до ручки и сами загнали себя в угол. Теперь им уже ничего не остается, как повторять друг за другом высокопарную чепуху и успокаивать себя, что все образуется. Но, кажется, в сложном федеральном мире они совершенно слепы и беспомощны, как новорожденные щенки. К примеру, республиканское руководство все еще всерьез подумывает о гражданстве республики. Между тем, в Госдуме уже во втором чтении рассматривается Закон "О гражданстве Российской Федерации". Судя по всему, он не сулит местным властям ничего хорошего. Многие депутаты сходятся во мнении, что гражданство республик придется упразднять, поскольку оно существенно ограничивает и ущемляет права и свободы жителей этих субъектов федерации как российских граждан.
       Словом, у башкирского руководства нет времени на раскачку. Если оно не протрет глаза и не одумается в кратчайший срок, федеральная власть просто сомнет его. А оно, судя по всему, прозревать и не собирается.


Расул ГИЛЬМАНОВ.

Используются технологии uCoz