ЗА БЕЗЗАКОНИЕ НАДО ОТВЕЧАТЬ



       В январе 2002 г. республиканские политические общественные организации "Равноправие" и "Русь", а также региональное отделение Российской демократической партии "Яблоко" в Башкирии обратились к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с требованием инициировать процедуру отрешения от должности президента Республики Башкортостан и роспуска республиканского законодательного органа - Государственного Собрания.
       Обращение основано на юридических оценках законодательных актов РБ, которые за последние полтора года неоднократно давали Конституционный суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура и федеральное министерство юстиции. В частности, определением Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. признаны не соответствующими Конституции России положения республиканского законодательства, основанные на идее суверенитета. То есть само понятие суверенитета республики было поставлено вне закона, вне Конституции. Однако никаких мер для восстановления действия Конституции России на территории Башкирии властями республики до сих пор не принято.
       В связи с этим в обращении республиканских политических организаций говорится:
       
"Полагаем, что объявленный Президентом Российской Федерации курс на укрепление верховенства закона предполагает в том числе усиление ответственности органов и должностных лиц субъектов РФ за осуществляемую ими деятельность либо уклонение от исполнения прямых обязанностей.
       Внесенные в 2000 году изменения в законодательство, направленные на регламентацию порядка привлечения к ответственности должностных лиц за указанные нарушения, дают нам единственную возможность защиты от необоснованного ограничения прав и свобод, позволяют установить контроль за деятельностью законодательных и исполнительных органов власти Башкирии и применить к ним меры воздействия.
       Обстоятельствами исключительного характера можно назвать действия Президента и Государственного Собрания Республики Башкортостан, а точнее их бездействие, выражающееся в отказе не только от планомерной законотворческой работы по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральной Конституцией и законами, но и от выполнения решений судов различной инстанции, прямо указывающих на конкретные нарушения, содержащиеся в Конституции, законах Республики Башкортостан.
       Так, 27 июня 2000 года Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено определение, которым целый ряд положений Конституции Республики Башкортостан был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
       9 декабря 2000 г. в Государственное Собрание Республики Башкортостан поступил протест заместителя Генерального прокурора РФ с требованием об отмене более 50 положений Конституции Республики Башкортостан, противоречащих федеральной Конституции и законодательству.
       Должной реакции на состоявшиеся судебные решения, протесты прокуратуры ни со стороны Президента Республики Башкортостан, ни со стороны Государственного Собрания не последовало. Нормы, признанные незаконными, не исключены из законодательства Республики Башкортостан в установленном законом порядке.
       Сложившееся положение позволяет ставить вопрос о привлечении органов государственной власти Республики Башкортостан, которые не смогли обеспечить гарантий защиты прав и свобод граждан, предусмотренных федеральной Конституцией и законодательством, к ответственности согласно Закону РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
       Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 65-О, неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов РФ решений Конституционного Суда РФ дает основания для вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения соответствующему органу власти (должностному лицу) субъекта Российской Федерации и возможного последующего досрочного прекращения их полномочий как формы конституционно-правовой ответственности, предусмотренной вышеуказанным федеральным законом.
       При этом, учитывая, что неисполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации объективно создает препятствия для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, реализации закрепленных Конституцией РФ основ конституционного строя и полномочий федеральных органов государственной власти, дополнительное, повторное установление иным судом таких обстоятельств для вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения не требуется.
       Актуальность вынесения Президентом РФ предупреждения органам власти Республики Башкортостан обусловлена также вступлением в силу изменений и дополнений к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации", статьей 80 которого установлена процедура привлечения к ответственности органов власти субъектов РФ, механизм роспуска их законодательных (представительных) органов и отрешения от должности высших должностных лиц.
       В связи с вышеизложенным считаем, что статус Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина обусловливает необходимость инициирования Вами процедуры отрешения от должности высшего должностного лица Республики Башкортостан - Президента РБ и роспуска республиканского законодательного органа - Госсобрания РБ. Это сможет не только переломить негативную ситуацию в области законотворчества в Республике Башкортостан, но и будет служить подтверждением реальности Вашего курса на укрепление Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, в котором права и свободы граждан являются высшей ценностью".
       Прокомментировать обращение мы попросили председателя политической общественной организации "Равноправие" А.Н.АРИНИНА.
       - Александр Николаевич, под обращением к В.В.Путину есть и Ваша подпись как лидера общественного движения "Равноправие". Чем вызван такой неординарный шаг?

       - Пониманием того, что мы, граждане, не должны стоять в стороне от идущих в стране процессов. Именно от нас зависит, будет ли обновляющееся Российское государство действительно правовым и демократическим. Иными словами, будет ли оно основываться на законности, справедливости, правах, свободах и достоинстве человека, или оно будет по-прежнему подавлять нас. Мы исходим из того, что правовое демократическое государство создается самими гражданами, поэтому общество обязано требовать от органов государственной власти действенного соблюдения и защиты прав и свобод человека. Только так государство и общество смогут приблизиться к своей истинной цели - раскрытию созидательного потенциала главной ценности цивилизации - человека.
       В нашей республике формально приняты законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав и свобод граждан. Однако значительная их часть не только не учитывает нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов, но и прямо им противоречит. Все это приводит к тому, что люди не могут реализовать свои законные права на достойную жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на собственность, на свободу мысли и слова, на свободное получение и распространение информации, на участие в государственном управлении. В республике постоянно нарушаются принципы равенства всех граждан перед законом и судом, равноправия людей независимо от пола, национальности, языка, должностного положения и другие права и свободы.
       Из-за беззакония, отсутствия единого правового пространства в Башкирию не поступают иностранные и отечественные инвестиции. Не развивается малый и средний бизнес, свободная рыночная социально-ориентированная экономика. Как результат в Башкирии затормозилось экономическое, социальное, правовое, демократическое, культурное и духовное развитие общества.
        Именно эта ситуация побудила нас обратиться к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой о принятии законных мер привлечения к ответственности должностных лиц, игнорирующих положения федеральной Конституции. Сегодня Президент, как гарант соблюдения Конституции РФ, обладает на основании законов всеми возможностями для таких действий.
       - В чем, по Вашему мнению, причина проволочек с исполнением решений Конституционного суда РФ властями Башкирии?
       - Это не проволочки. Это сознательный политический и правовой саботаж высшего должностного лица республики и республиканского законодательного органа решений высшей судебной инстанции России.
       Только за последние полтора года Конституционный суд трижды выносил решения, прямо касающиеся Башкирии - 27 июня 2000 г, 19 апреля и 6 декабря 2001 г. И всякий раз признавались неконституционными, а следовательно незаконными и утратившими силу принципиальные положения конституции Республики Башкортостан. Фактически с июня 2000 г. эти положения, вытекающие из идеи республиканского суверенитета, не являются составной частью правовой системы Российской Федерации и правовой системы Республики Башкортостан как ее субъекта.
       По закону о Конституционном суде РФ высшее должностное лицо республики - президент и Госсобрание Башкирии должны были немедленно привести в соответствие республиканские конституцию и правовые акты с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Ничего этого сделано не было. Более того, по данным министерства юстиции России в Республике Башкортостан продолжают действовать свыше ста законов, которые не соответствуют федеральному законодательству, на их основе продолжают издаваться многочисленные антиправовые акты органов исполнительной власти.
       Какие уж тут проволочки! Это не только отсутствие надлежащего правосознания и ответственности - это антиконституционная деятельность руководства республики. Это прямой вызов Президенту страны, его политике, которую поддерживает народ.
       И пока федеральная власть в лице Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции, к сожалению, не в состоянии решить эту проблему ответственности руководства республики за неисполнение решений Конституционного суда России и предписаний Генеральной прокуратуры, остается решать ее на высшем политическом уровне, на уровне Президента страны. Кстати, своим обращением мы помогаем В.В.Путину справиться с тем бюрократическим заслоном, который мешает строить в России правовое демократическое государство, раскрывающее все творческие и созидательные силы человека.
       - Ну, хорошо, приведут все местные законы в соответствие с Конституцией. А как это скажется на жизни простого человека, который далек от проблем большой политики и конституционной юриспруденции?
       - Отвечу коротко. Как показывает мировой и отечественный опыт, благосостояние абсолютного большинства граждан зависит от эффективности экономики. А успешное развитие экономики обусловлено, во-первых, созидательной силой граждан, которая напрямую зависит от реализации прав и свобод человека. Во-вторых, экономика может успешно развиваться только в случае, если действуют стабильные и единые для всех граждан и для всей страны законы. Более того, современная экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. А мировой рынок без верховенства закона существовать не может. Поэтому без единых законов, без торжества права у нас не будет по настоящему результативной экономики, обеспечивающей благосостояние всех граждан.
       Пора жить по закону - это простая и ясная цель, которая должна быть принята как государственной властью, так и всем российским обществом в качестве первоочередной задачи. Без ее решения невозможно становление демократического правового государства и социальной рыночной экономики, служащей всему обществу. Наконец, без верховенства закона, а следовательно, признания соблюдения и защиты прав и свобод человека наша страна не может быть конкурентоспособной в современном мировом сообществе

Используются технологии uCoz