КОНСТИТУЦИЯ ОТШУМЕЛА


Опали листья парламентаризма, остался один президентский ствол


       Башкирия встречает очередной новый год с очередной новой конституцией. Вся конституционная эпопея последнего десятилетия свидетельствует о том, что режим, захвативший власть в начале девяностых годов, до сих пор не может определиться с направлением движения и постоянно боится потери командных высот. Последняя конституционная вакханалия затмила все прочие и выглядела в высшей степени неприглядно. Уверен, что большинство населения республики так и не поняло, для чего ломалась вся эта комедия и что в результате получилось.

Имитация работы

       А началось все с того, что в начале нынешнего года Верховный Суд республики по представлению Генеральной прокуратуры РФ своим решением отменил действие ряда наиболее одиозных статей башкирской конституции, противоречащих российскому законодательству. Это был удар в поддых правящему режиму, доселе считавшему, и не без основания, этот суд чуть ли не собственностью, ручной и послушной. С тех пор председателя суда обзывают предателем родины, публично осуждают на всех перекрестках и обвиняют во всех мыслимых и немыслимых грехах.
       Одновременно был занесен меч лично над Муртазой Рахимовым. Группа депутатов российского парламента обратилась с запросом в Конституционный Суд РФ по поводу соответствия российской Конституции закона, разрешающего ряду руководителей субъектов федерации избираться больше двух сроков подряд. Этот запрос надолго завис в Конституционном Суде, решение не принималось, а слухи ходили разные. И у башкирского руководства не выдержали нервы.
       Всю весну активно велись поиски варианта, который позволял сохранить у власти Муртазу Рахимова. В конце мая, устав ждать решения Конституционного суда и понимая, что собственную конституцию надо приводить в порядок, президент Башкирии издает указ о созыве Конституционного совещания, состав которого сам же и назначает. Это сборище из ста человек, состоящее, по заявлениям властей, из депутатов, политических, научных деятелей и юристов все лето имитировало напряженную работу. Проводились "круглые столы", собрания, семинары и т.д. Только Конституционнное совещание рассмотрело более 900 различных предложений и дополнений, которые, по мнению Муртазы Рахимова, являющегося по совместительству председателем этого собрания, "позволили учесть мнения и чаяния жителей республики, отобрать лучшие варианты и разработки".
       И вот 10 октября на торжественном собрании, посвященном дню республики, Муртаза Рахимов объявляет о том, что в современных условиях целесообразнее всего в Башкирии сформировать парламентскую республику. Конституционное совещание уже разработало проект новой конституции и готово опубликовать его для всенародного обсуждения.
       Проект новой конституции был обнародован 29 октября. Правда, он за эти дни несколько изменился, но все-таки сохранил свои парламентские очертания. По новой конституции значительно расширялись права Госсобрания, а его председатель наделялся такими правами, что иной губернатор и президент мог позавидовать. Премьер-министр же, избираемый в отличие от председателя Госсобрания всенародно, служил бы у председателя на побегушках.


       На 13 ноября назначается заседание башкирского Госсобрания, которое должно было принять новую конституцию и упразднить президентский пост. И вдруг депутатам местного парламента, собравшимся узаконить важный документ, объявляют, что "кина не будет", киномеханик не заболел, но находится в тяжелых раздумьях. При этом руководство собрания ссылалось на то, что поступает много предложений, дополнений и изменений к проекту и их нужно еще глубоко и всесторонне обсудить.
       Новый проект конституции появился в Госсобрании только 2 декабря, как раз к голосованию, поэтому не все депутаты его толком и прочитали. Тем не менее утром 3 декабря состоялось голосование по новой конституции республики без всяких прений. Процесс принятия занял ровно 4 минуты. Когда "кота в мешке" развернули, то оказалось, что кот не тот и даже вовсе не кот. В "обновленной" конституции сохранился президент, которому еще добавили функции главы правительства. Парламент, которому грозили неслыханным расширением полномочий, был низведен до уровня общественной организации, собирающейся тогда, когда в ней будет надобность.

Мнение одно. Президентское

       Вообще-то порядочная власть, прежде чем изменить коренным образом политическую форму правления, должна открыто и ясно сказать людям о том, чем ее не устраивает существующий порядок, ради чего производятся изменения и что они дадут в итоге.
       Все мы знаем, что Муртазу Рахимова в течение двух сроков устраивало все. По его словам, а особенно по словам его царедворцев, народ был просто в восторге и от Рахимова, и от самого факта существования президентства. Республика добилась просто выдающихся успехов, стала если не Кувейтом, то, по крайней мере, не менее процветающим бантустаном. И вдруг, как обухом по голове: отказываюсь от президентства, хочу развивать парламентаризм.
       Надо сказать, что Конституционное совещание, "трудясь" целое лето над текстом нового основного закона, ничего конкретного не говорило о предполагаемой форме правления. Очень ученый-юрист, генерал, начальник юридического института и по совместительству председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев в самом начале этой эпопеи даже обмолвился о том, что российская конституция не предусматривает учреждения парламентаризма в отдельно взятой республике. За что, говорят, был сурово осужден самим президентом. Потому что судить о том, что можно, а что нельзя дано лишь одному человеку. Зато, если этот человек повелел: "быть тому", то высказываться с одобрениями позволено всякому.
       И вот на одном из последних заседаний Конституционного совещания, а затем и на празднике 10 октября Мутаза Рахимов повелел: парламентаризму в республике быть! При этом президент попытался обосновать свое решение. Доводы его были незатейливы.
       Во-первых, в условиях политической, экономической и социальной стабильности революционная должность президента себя исчерпала.
       Во-вторых, для такого многонационального общества, как наше, наиболее приемлемой формой организации власти является парламентская республика.
       В-третьих, в ходе предвыборной президентской кампании может быть разыграна национальная карта и нарушится межнациональная стабильность.
       Все эти постулаты тут же подхватило окружение.
       "Как справедливо заметил Муртаза Губайдуллович, - подхватил небезызвестный Константин Толкачев, в одно мгновение изменивший свое мнение, - парламентская форма правления - это веяние времени".
       Депутат Госдумы РФ М.Бугера выразил безусловную поддержку проекта парламентской республики и отметил ее полное совпадение с российским законодательством.
       Глава администрации города Октябрьского Ю.Корольков выразил положительное мнение местных органов власти и поддержку перехода к парламентской республике.
       И пошла писать губерния. На телевидении, в газетах взахлеб начали вещать все кому не лень о превосходстве парламентаризма и о мудрости вождя, указавшего этот светлый путь.
       Агентство "Башинформ", созданное для обслуживания правящего режима, в одном из своих опусов даже поспешило заявить: "Теперь остается ждать обсуждения Основного Закона в Государственном Собрании, которое и определит дальнейшую судьбу государственного устройства Республики Башкортостан".
       Да вот не сложилось. Недолго мучилась старушка. После 13 ноября, когда из повестки дня Госсобрания был убран вопрос об утверждении Конституции, тон средств массовой информации и официальных лиц неожиданно изменился. Косяком пошли статьи и высказывания о том, что с парламентаризмом поторопились, институт президентства себя еще не изжил, а самое главное - "куда же мы без Муртазы Рахимова пойдем". Будто кто-то щелкнул на пульте другую кнопку и пошло другое "кино".
       После принятия новой конституции надо было объяснить как-то такой кульбит. Как всегда, во всем оказался виноват народ. По словам Муртазы Рахимова, для него полной неожиданностью стал обвал обращений граждан с просьбами сохранить президентский пост. И он согласился с мнением народа: "В доме должен быть хозяин". Если бы слова президента были правдой, то следует признать, что он совершенно не знает своего народа, никогда его не слушает, а его широко рекламируемые поездки по республике неизвестно для чего предпринимаются.
       Не лучшим образом выглядит и ученый-спикер Госсобрания Константин Толкачев, в который раз поменявший свое мнение. "К сожалению, проблема в том, - заявил он вдруг, - что современное российское законодательство не позволяет нам реализовать идею о парламентской республике, которую высказал Президент Башкортостана и которая поддержана значительной частью населения". Кроме того, он из чего-то сделал заключение, что мудрые мужи Башкирии показали будто парламентская республика очень эффективна. Так и хочется воскликнуть: "Побойтесь Бога, Константин Борисович, ведь не было этой республики и долго не будет".
       Впрочем, с наших сегодняшних парламентариев взять нечего. Основная их масса никакого отношения ни к выработке конституции, ни к ее обсуждению отношения не имеет. Бессловесная машина для голосования сделала свое дело - проголосовала, а дальше трава не расти. За них, конечно, стыдно, но ни умом, ни гражданской позицией их уже не наделишь. Осталось попрощаться.

Причины возбуждения

       Ну, а из-за чего шумим, братцы? Этот вопрос простой и самый интересный.
       Произошло то, что, рано или поздно, должно было произойти. Республиканское законодательство жестко и неуклонно приводится в соответствие с Конституцией и законами Российской Федерации. И делается это, естественно, не усилиями местных чиновников и депутатов, а единственно волей центра.
       Несколько решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РБ, твердая позиция Генеральной Прокуратуры РФ и, без сомнения, Президента России заставили башкирские власти сделать то, что они сделали - принять конституцию республики, которая в основном соответствует конституции России.
       По поводу балагана с парламентской республикой, устроенного местными властями, существуют разные мнения.
       Первое, что приходит в голову - это от непроходимой тупости, самомнения и чванства. Ведь столько лет жили по принципу "куда хочу, туда и ворочу". Может, и в этот раз пронесет.
       Только одной глупостью все не объяснишь. С самого начала кампании по переделке конституции было известно, что никакой парламентской республики не будет. Не зря же Константин Толкачев пояснил: российский закон это не позволяет.
       Существует федеральный закон об общих принципах организации государственной власти в субъектах Федерации. Он четко определяет вертикаль власти от президента до глав республик и областей и местного самоуправления. Попытки самостоятельно ввести другую форму правления, в данном случае парламентскую, вносит в общую систему нестыковки и ведет к нестабильности и дезорганизации государства. Никто и ни при каких обстоятельствах сделать это в Башкирии бы не позволил.
       Следовательно, причину возбужденности башкирской элиты надо искать в другом. Ей крепко дали по рукам. Все то, что она строила вместе с президентом Муртазой Рахимовым, оказалось химерой. И не выполнить предписания центральной власти башкирские правители не могли. В этой ситуации руководству республики надо было спасти свое лицо. Не выйдешь же к народу и не скажешь: "Извините, люди добрые, не туда мы вас завели". После таких слов нимб опадет с головы светлейшего и кресло повалится. А надо выбираться на третий президентский срок. Кто же его после случившегося выберет?
       Тогда и был придуман ход с парламентской республикой. Побольше шума, покруче драматизма, втянуть в обсуждение несуществующих проблем побольше народу - и вот уже отвлечено внимание от сути.
       В ходе жарких дебатов как-то стало ускользать главное - полное банкротство правящего политического режима Муртазы Рахимова. Ушли в сторону проблемы сепаратизма, который привел республику на грань межнациональной розни. Ничего не говорится об истинном положении дел в промышленности, строительстве, сельском хозястве. Об упадке городов и разрушении сел. Об обнищании населения. Ни о чем не говорится, только о том - быть республике парламентской или президентской. Да еще о том, какой замечательный начальник Муртаза Рахимов, придумавший эту катавасию.
       В какой-то мере масштабная кампания по подготовке к избранию Рахимова на третий президентский срок удалась. Люди отвлеклись и на какое-то время забыли о том, что из себя представляет сам нынешний президент, его окружение и к каким последствиям они привели республику. Но время, чтобы обо всем этом вспомнить, еще есть. Избиратели, кстати, могут это сделать уже на предстоящих выборах в Государственное Собрание.


       В одной из передач российского телевидения, посвященной башкирским проблемам, один довольно молодой колхозник заявил примерно так: "Стадо баранов без пастуха пропадет. Нам нужен хозяин. Пусть нами правит Муртаза Рахимов". Для баранов, видимо, нужен Рахимов. Только захотят ли жители Башкирии быть баранами. Выборы покажут.

Сергей КУЗНЕЦОВ.

Используются технологии uCoz