МАРАТ МИРГАЗЯМОВ: ГЛАВНОЕ - СЕБЯ НЕ ПОТЕРЯТЬ




      Марат Парисович Миргазямов - человек в республике известный. Особенно ярко его организаторские таланты проявились в конце восьмидесятых - начале девяностых годов, когда рушилась советская система, царила анархия и пугала неизвестность. Именно тогда он возглавлял правительство Башкирии и благодаря ему эту часть России миновали многие напасти переходной эпохи, были заложены основы ее дальнейшего развития. Но судьба распорядилась так, что его со скандалами отcтранили от руководства республикой и делали все, чтобы об этом человеке забыли. Однако этого не произошло. И сегодня многие в Башкирии связывают свои надежды с возвращением Миргазямова во власть.

       -Марат Парисович, как сложилась Ваша судьба после ухода с поста Председателя Совета Министров восемь лет назад? Всем известно, что освободили Вас от должности незаконно, за критику тогдашнего Верховного Совета, который возглавлял нынешний президент республики. А такие люди даже намек на критику в свой адрес никогда не прощают.

       -Да, в том случае никаким законом и не пахло. Как, впрочем, и во все последующие годы. После моего критического выступления началась "обработка" членов правительства для подписания коллективного заявления, подготовленного в стенах Верховного Совета, о моей отставке. Таких министров оказалось немного. Кстати, это заявление никто не видел, просто прочитали какую-то бумажку и перечислили тех, кто якобы поставил свою подпись. Впоследствии некоторые члены правительства говорили, что никогда не держали в руках этот документ. При голосовании поддержавших меня депутатов оказалось больше, чем голосовавших против. Естественно, никакого утверждения итога голосования не было. И тем не менее отставка была объявлена.
       После нее я шесть лет проработал генеральным директором АО УЗЭМИК (бывший завод РТИ). Это были трудные, сложные времена реформ. Спасибо трудовому коллективу, с которым мы прошли эти годы достойно, сохранили свое лицо и производственный потенциал. Вовремя платили налоги, зарплату, решали социальные вопросы, проблемы технического перевооружения, реконструировали энергетические, экологические и другие объекты. Люди поверили в себя, в свою сопричастность к судьбе завода, мы жили общими интересами. По итогам 1996 и 1997 годов завод признавался лучшим среди предприятий г.Уфы.
      Когда в 1998 году меня выдвинули кандидатом в президенты РБ, история повторилась. Власти сфабриковали банкротство завода, и через месяц я был отстранен от его руководства. В настоящее время не могу найти себе применение в родной республике, почти два года как безработный. Здесь никто не осмеливается принимать меня на работу, ибо сам тут же окажется без места.
       -Из-за того, что Вас, Марат Парисович, нынешние республиканские власти, мягко говоря, не любят, пострадали не только Башкирия и крупный завод, но и "Башпромбанк", где Вы были председателем совета акционеров. Его ведь обанкротили, потому что Вы выдвинулись кандидатом в президенты?
       -Конечно, об этом знают немногие, но банк в какой-то мере пострадал и из-за меня. Дело в том, что тогдашний президент банка Тимерханов поддерживал со мной нормальные человеческие и деловые отношения, а это явно не нравилось руководству республики. Кроме того, это самое руководство начинало раскручивать свой "Башкредитбанк", которому "Башпромбанк" явно мешал.
      При помощи наглого шантажа и прямых угроз директоров крупнейших предприятий и акционерных обществ республики заставили перевести все свои ресурсы в "Башкредитбанк". В нем же насильственно были сосредоточены средства республиканского бюджета, социальных и внебюджетных фондов и валютного фонда РБ. Так обанкротили "Башпромбанк", один из лучших, реально занимавшийся кредитованием республиканской экономики. В результате прибыль "Башкредитбанка", подавляющая доля которой была получена за счет "прокручивания" бюджетных ресурсов и средств предприятий, в бюджет не попадала. Никто не видел открыто опубликованных отчетов "Башкредитбанка", а он, при острейшей нехватке финансовых ресурсов в республике, осуществляет вывоз капитала за ее пределы. В то же время к нам не идут ни крупный московский капитал, ни иностранные инвестиции по причине непредсказуемости экономической и политической ситуации в республике.
       -Картина, конечно, неприглядная. А вот власти утверждают, что в республике строят "демократическое правовое суверенное государство". На Ваш взгляд, так ли это на самом деле, и как это строительство отразилось на экономике народного хозяйства, качестве жизни населения республики?
       -Ни первого, ни второго, ни третьего не строилось и не строится. Нынешняя власть просто лукавит. Республика превратилась в территорию правового беспредела, коррупции чиновников, проникновения преступности во власть. Пока режиму сходит с рук безответственность и безотчетность перед народом, ему присуще чувство вседозволенности.
      Официальные средства массовой информации круглосуточно зомбируют население мнимыми успехами, цифрами, прославляют существующий режим различными мифами. Создан культ личности президента, отсутствует какая-либо критика происходящего в республике, а о самокритичном анализе своих действий власть даже не помышляет. В вакханалию восхвалений и славословий втянуты чиновники всех уровней, ученые, деятели искусства и культуры, руководители предприятий и организаций.
      А что касается так называемого суверенитета, напомню, что народ республики на общереспубликанском референдуме высказался не за политическую, а за экономическую самостоятельность, что было, на мой взгляд,в то время правильно. И при умном ее использовании республика могла продвинуться далеко вперед в реформировании всех сторон жизни, а не прозябать в нищете. Возможности для этого действительно были большие: бюджетные деньги, материальная база, кадры.
      Власть же под флагом суверенитета занималась созданием самостоятельных, подчиненных только ей, а не закону, правоохранительных органов (суды, прокуратура, МВД и др.). Появилась целая система, подавляющая права, унижающая человека. Более 300 тыс. граждан вот уже несколько лет не могут получить паспорта и тем самым стать полноправными гражданами России. Принятые впопыхах Верховным Советом и Государственным Собранием РБ законы и нормативные акты сейчас пачками отменяются. Сочиняли 10 лет, а отменяют за три-четыре месяца. Получается, что депутаты 10 лет работали впустую, угождая правящему режиму, проедая и пропивая народные деньги.
      Все это привело к катастрофическому падению производства, уровня жизни людей. У нас розничные цены сейчас догоняют московские, но там в три раза выше доходы на душу населения. С потенциалом республики, ее ресурсами, высококвалифицированными кадрами можно было создать условия жизни не хуже, чем в Москве.
      У нас властные структуры, государственные чиновники, их родственники уже фактически приватизировали топливно-энергетический комплекс, ликеро-водочную промышленность, пищевую индустрию, банковскую систему. И, естественно, этот потенциал не служит интересам народа. Отсюда идет подкуп элиты и чиновников фешенебельными квартирами, незаслуженно высокими пенсиями. Посмотрите, как вокруг Уфы и других городов растут, словно грибы, роскошные коттеджи, возводятся помпезные жилые дома для чиновников, отделанные по высшим меркам, площадью в сотни квадратных метров. Все это делается за счет налогоплательщиков.
       -Марат Парисович, в 1992 году, отправляя в отставку, Вас обвиняли в попытке разгона колхозов и совхозов, имея ввиду постановление Совета Министров "О реорганизации колхозов, совхозов". Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в сельском хозяйстве сегодня, спустя восемь лет?
       -За эти годы кризис поразил все отрасли республики, сельское хозяйство не исключение. То, что оно находится в трагическом положении, недавно подтвердил президент, выступая на совещании работников агропромышленного комплекса. Правда, он не сказал по чьей вине это произошло.
      Отказавшись по надуманным мотивам (а в действительности, чтобы расправиться со мной) от выполнения утвержденной в апреле 1992 года программы реформирования АПК, когда были все возможности для этого, руководство республики стало заигрывать с аграрным лобби, спекулировать идеями сохранения привычных, но абсолютно непригодных в условиях рынка форм работы. Время, благоприятное для реформирования села, было упущено. Сегодня нет денег, техника развалилась, скотину съели, а главное, разочаровавшись в перспективах, ушли из села многие специалисты, инициативные, предприимчивые люди. Селяне по нескольку лет не получают зарплату, ни во что не верят, ни на что не надеются.
      Выступая несколько лет назад в Стерлитамаке, президент с подачи тогдашних "стратегов" сельского хозяйства заявил, что мы не будем кормить скот силосом и соломой, а только сеном. Тогда же было сказано, что нам хватит 2,5 млн. тонн валового сбора зерна, поэтому можно сократить посевные площади. Так и сделали. Пашня заросла бурьяном, не стало ни зерна, ни высококачественных семян, ни силоса, ни сена, ни соломы. Упали надои, привесы, начался большой падеж скота. Чтобы остатки не передохли, животных раздают по дворам населению.
       -Все больше людей приходит к мысли, что нынешний режим власти в республике обанкротился, его смена - главный шаг, чтобы вернуть республику в нормальное русло развития. Это произойдет без всякого сомнения. А каковы могут быть следующие шаги?
       -Чтобы как можно скорее выйти из кризиса, нужны смелые, принципиально новые, научно обоснованные подходы. Сейчас наука и ее работники остаются во многом не востребованными. Очень важно, чтобы целью экономических преобразований стали социальные ориентиры. Развитие человека должно стать критерием общественного прогресса, благосостояния населения.
      Назову приоритеты достижения этой стратегической цели: занятость населения, сокращение масштабов бедности, предотвращение глубокого социального расслоения общества, развитие жилищного строительства, разумная реформа жилищно-коммунальной сферы, борьба с коррупцией.
      Необходимо расчистить завалы недоверия между центральной российской властью и республикой, повысить роль правительства в осуществлении реформ, интегрировать предприятия машиностроительного и нефтехимического комплексов с акционерными и другими компаниями РФ.
      Нужны новые люди, способные генерировать прогрессивные идеи и реализовывать их в весьма непростой обстановке.
       -А есть ли такие люди в республике или придется привлекать со стороны?
       -Да, в республике такие люди есть, хотя многие были вынуждены уехать отсюда. В альтернативные нынешнему режиму органы власти, формированием которых сейчас занимается оппозиция, вошли известные ученые, предприниматели, депутаты и даже часть людей из нынешних властных структур. Не все у нас перепуганы, и многие думают, как о своем будущем, так и о будущем республики.
       -Под оппозицией Вы подразумеваете, в первую очередь, новое гражданское движение "Равноправие", которое образовали несколько общественных организаций республики. Являясь одним из руководителей движения, какие цели преследуете, какие надежды с ним связываете?
       -Главная цель движения - борьба за обеспечение равенства всех граждан республики перед законом, защита интересов от произвола властей, обеспечение политических и экономических свобод. Это движение является реальной конструктивной оппозицией нынешнему обанкротившемуся режиму. У нас есть обоснованная комплексная программа социально-экономических преобразований, в которой выделены текущие, среднесрочные и перспективные задачи.
       -Марат Парисович, в 1998 году Вы с Александром Арининым бросили смелый вызов на президентских выборах Муртазе Рахимову. Тогда вас даже не зарегистрировали кандидатами в президенты несмотря на то, что Верховный Суд России дважды принимал решение о вашей регистрации. И все-таки вы оба не опустили руки, создали движение "Равноправие". Уверены ли вы в том, что в этот раз победите?
       -Уверен, что скоро все в республике изменится. Да, пока еще конституционные права граждан у нас нарушаются. Наглядно это проявлялось во время избирательных кампаний, многие это испытали на себе. Тотальная слежка за инакомыслящими, преследование их родных и близких, шантаж, запугивание, подслушивание телефонных разговоров - вот далеко не полный арсенал средств нынешнего режима против граждан. О свободе слова и говорить нечего. В республике отключают радио и телепередачи из центра, если они не нравятся власти. Оппозиционные газеты и листовки печатаются за пределами республики, их тиражи арестовываются. Независимые журналисты подвергаются избиениям. Зато вольготно живут те, кто пишет по указке сверху, восхваляет власть и президента.
      Однако, несмотря на террор, много кто не сдался, появляются все новые люди, организации, которым не нравится система жизни, установившаяся в Башкирии. И мы скоро пригодимся в республике, осталось недролго ждать. Главное себя не потерять.

Используются технологии uCoz