РЕФЕРЕНДУМ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?



       В начале марта в Уфе состоялось собрание безвестной группы избирателей. О чем незамедлительно было распространено сообщение агентства "Башинформ" и опубликовано государственными средствами массовой информации под рубрикой "Официальный отдел". Эта группа выступила с предложением провести в республике в ближайшее время референдум. На собрании была образована пока еще анонимная инициативная группа по проведению всенародного голосования, в которую вошли известные политики, деятели науки, культуры и образования.
       Что же намерены инициаторы референдума вынести на наш с вами суд? Вопросов будет два: о включении в паспорта граждан Российской Федерации, выдаваемые в Республике Башкортостан, графы "национальность" и о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию Республики Башкортостан.
       Вопросы, конечно интересные. Для разваливающейся экономики Республики и нищающих граждан Они, по мнению участников собрания, просто жизненно необходимы. Хотя, может быть, у всех других избирателей, не участвовавших в этом собрании, мнение по поводу такого затратного мероприятия, как референдум, прямо противоположное. Только кто их будет об этом спрашивать. Судя по скоропостижности и таинственности проведенного мероприятия, по торжественности сообщения о нем, за всем этим стоит правящий режим, которому дозарезу необходимо обсудить именно такие вопросы и прикрыться фиговым листом "народного одобрения". Поэтому стоит порассуждать над вопросами референдума подробнее: для чего и почему нас тянут к избирательным урнам?
       Участники пресловутого собрания (надеемся, что их имена все-таки представят широкой публике) считают, что проведение референдума вызвано необходимостью определиться по важнейшим вопросам общественной жизни путем всенародного волеизъявления. Поэтому они предлагают вынести на референдум вопрос о том, чтобы изменения в конституцию РБ в дальнейшем вносились только на референдуме.
       В этом вопросе и зарыта собака. Если кто не знает, напомним, что изменения в конституцию республики всегда вносились Верховным Советом, а позже Государственным Собранием РБ. Мнением избирателей при этом не интересовались. Захотели - приняли Декларацию о государственном суверенитете, или о местном гражданстве, или о знании кандидатом в президенты двух языков и т.д. Захотели - отменили.
       Это было удобно, так как депутаты, сплошь и рядом являющиеся назначенцами президента, могли в любое время принять любое решение, угодное исполнительной власти.
       А в прошлом году случилась загвоздка. Вместо замшелого Ельцина президентом страны был избран Путин, который незамедлительно в письменной форме потребовал от руководства Башкирии привести все местное законодательство, в том числе и конституцию, в соотвестствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Следом за этим Конституционный Суд России в двух своих решения признал все суверенитеты, кроме российского, незаконными и не подлежащими исполнению. По сути отменил их. А Государственная Дума РФ приняла закон, по которому те президенты, губернаторы, законодательные собрания субъектов федерации, которые не выполняют Конституцию и законы РФ, могут освобождаться от должности или распускаться.
       Это, в известной степени, перепугало республиканское начальство, и оно начало в массовом порядке отменять и исправлять местные законы, которые само и принимало. Только своей конституцией и призрачным суверенитетом оно поступиться не могло. Республиканский суверенитет - это идеология наших сепаратистов, их хлеб с маслом, от чего им отказаться невозможно, без него они существовать не могут.
       Был придуман хитрый, по их мнению, шаг, а по сути обыкновенное мошенничество. Раз Центр требует привести местную конституцию в соответствие с российской, то внесем в нее изменения. И ведь внесли, переделали весь свой основной закон, от чего пришел в щенячий восторг полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко. Только чему он радовался неизвестно, так как формально конституция республики была изменена, а по сути осталась прежней. По-прежнему республику провозгласили суверенным государством, приплюсовали туда еще договор с федеральным центром, уже признанный Конституционным судом не действующим, и еще множество самодеятельных перлов. Короче, Генеральная прокуратура РФ насчитала в обновленной конституции республики несколько десятков положений не соответствующих российской Конституции и предписала Госсобранию РБ исправить "обновленный" основной закон.
       В таких случаях политические банкроты или подают в отставку, или бросаются на амбразуру. В отставку они не хотят, места нагретые, все схвачено, к беззаконию привыкли. На амбразуру боязно, неизвестно, как дело обернется, как бы без головы не остаться. Тогда нашли третий выход - подставить народ, провести референдум. О том, как эти народные волеизъявления проводятся в республике, мы все знаем. Или результаты подтасуют, или народ запугают. Не мытьем, так катаньем объявят, что избиратель в подавляющем числе хочет, чтобы конституция республики могла изменяться только посредством референдума.
       А конституция у нас мы рассказали какая: она сплошь и рядом противоречит российской. Только изменить ее уже Госсобрание РБ не сможет, так как для этого требуется референдум. И Госсобрание распустить нельзя, так как оно здесь, вроде бы и непричем. На всем этом можно протянуть какое-то время и поторговаться с центральной властью.
       Игра придумана замечательная, только много ли будет в республике желающих в нее поиграть и оплатить. И какую позицию займет Кремль, захочет ли он выглядеть полным придурком.
       Другой вопрос, выносимый на референдум, еще более занимательный. Это российский паспорт, без которого по вине местных властей уже несколько лет пребывают около 300 тысяч граждан России, живущих на территории субъекта федерации под названием Республика Башкортостан. Почему-то местных националистов не устраивает то, что в новом паспорте нет графы "национальность". Будто это какой-то отличительный почетный гражданский знак или без записи в паспорт они потеряют свои национальные отличия. Скорее всего это необходимо сепаратистам для того, чтобы, взглянув на запись в паспорте, продвинуть человека по службе, в учебе, предоставить какие-то привелегии или наоборот задвинуть.
       Тем не менее, катавасия с паспортом тянется годы. Все это время беспаспортные люди, в основном молодежь, не могут нормально выехать за пределы республики: их не берут на учебу в вузы России, своего собственного государства, не поселяют в гостинице, придирается милиция на улице. И вот совсем недавно все тот же жизнерадостный С.В.Кириенко, посетивший республику, возвестил, что компромисс найден, паспорта вот-вот начнут выдавать. Правительство России пошло на то, чтобы в какой-то мере удовлетворить особо яростных националистов, желающих иметь при себе официальную бумажку с записью своей национальности. То есть по достижении 16 лет они могут в свидетельство о рождении вписать свою национальность и показывать это на каждом углу.
       Однако, как оказалось, это удовлетворило не всех. Официальные лица сами помалкивают, им неудобно, так как они вроде бы уже договорились и с Кириенко, и с правительством. Тогда они подтолкнули к этому инициативную группу по проведению референдума. На собрании группы, говорится в сообщении, была дана негативная оценка постановлению правительства РФ, в котором при разработке и утверждении образца нового российского паспорта не предусмотрена возможность указания гражданином своей национальности. Избиратели считают (почему-то они тут говорят за всех избирателей), что этим грубо нарушается 26 статья Конституции РФ, где закреплено: "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность".
       В этом пассаже "группа избирателей", которая в грош не ценит российскую Конституцию, слишком вольно толкует ее положения. Паспорт является всего-навсего документом, который указывает на принадлежность гражданина к какому-либо государству. В данном случае к России. В некоторых странах люди вообще без паспортов живут, обходятся водительскими удостоверениями и не забывают о своей национальности. Если написано в Конституции, что ты вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, то где тебе надо, там и указывай. Причем тут паспорт, об этом в Конституции не говорится, это решается правительством. Вот правительство и решило выдавать такой паспорт, какой выдается в нормальной демократической стране, где никому нет дела до твоей национальности и твоего вероисповедания.
       По мнению же инициативной группы, в паспортах, выдаваемых в нашей республике, должна обязательно присутствовать графа "национальность". При этом участники собрания многозначительно приплели, что это, мол, полностью соответствует многонациональному характеру Российского государства, отвечает многообразным интересам населяющих его народов. С чего они это взяли? Как запись в паспорте может отвечать "многообразным интересам" народов?
       Референдум в отдельно взятом субъекте федерации о том, каким быть паспорту, ничего не решает, он попросту неправомочен, так как этот вопрос находится полностью в компетенции правительства Российской Федерации. Но для чего-то власти республики его инициируют. То ли для того, чтобы лишний раз продемонстрировать свою самостоятельность, то ли для того, чтобы лишний раз проверить крепость Центра. В любом случае жители республики окажутся жертвами в этой борьбе, им долго не видать паспортов.
       …Подготовка к референдуму в республике - это новый виток в борьбе местных сепаратистов, привыкших ко всевластию, безконтрольности и беззаконию, с усиливающейся центральной властью России. Они чувствуют, что почва уходит у них из-под ног, и отчаянно пытаются взять реванш, разорвать государство на части. Позволим ли мы это им? С чем пойдем на референдум, если нас к нему вынудят?


Сергей Кузнецов.

Используются технологии uCoz