МУТНАЯ ВОДА ДЕНЕЖНОЙ РЕКИ



       В чем заключается экономическая свобода предприятий? В первую очередь в том, что они могут действовать в интересах своих работников, собственников-акционеров и государства, имеют право самостоятельно определять объемы и структуру производства, цены на продукцию, систему и размеры оплаты труда. Правила и законы рыночных отношений дают массу возможностей, но не должны превращаться в индульгенцию на произвол. Кое-кто, однако, считает иначе.
       В конце декабря прошлого года в "Башнефтехим" появился приказ за № 859 "Об изменении существенных условий труда", в соответствии с которым отделу труда и заработной платы компании предписывалось разработать для всех заводов схему должностных окладов и тарифных ставок. Они должны обеспечивать дифференциацию оплаты труда различных групп и категорий работающих. Давалось указание представить на утверждение генеральному директору "Башнефтехим" проект штатного расписания, положение о премировании с увеличением его размера. По пункту "два" этого приказа отдел кадров был обязан ознакомить с ним под роспись работников, у которых ожидается существенное изменение условий труда, в первую очередь тех, у кого значительно понизится зарплата. Если же работник не согласен продолжать работу, трудовой договор с ним прекращается. Фокус этого приказа состоит в том, что компания разработала такие правила премирования, которые никак не могут действовать в интересах всех ее работников. Повышение премий расчитано только для элиты и руководящего состава производственного персонала, хотя формально распространяется на все категории работающих.
       В приказе нет даже намека на какую бы то ни было социальную справедливость. И дело не только в огромной разнице размеров должностных окладов руководителей, ИТР и тарифных ставок рабочих, а скорее в тех бесконечных и незаконных реорганизациях, инициированных "Башнефтехимом", в результате которых уровень жизни, в том числе и размер зарплаты тысяч работников "Уфанефтехима", Новоуфимского НПЗ, Уфимского НПЗ, "Уфаоргсинтеза" значительно снижается. Их переводят в различные "ООО" с перезаключением срочных трудовых договоров, по истечении срока которых любой без каких-либо существенных выплат, на формально законных основаниях может быть выброшен на улицу. И не один из уволенных не оспорит такое решение в суде. Вот, в частности, на АО "Уфанефтехим" работники службы энергетики и службы метрологии со своими структурными подразделениями были переведены "Башнефтехимом" в ООО "Спецсервисремонт". Здесь новые сотрудники социальных гарантий не имеют в принципе. Размер зарплаты у производственного персонала "Спецсервисремонт" самый низкий в компании и едва достигает 1,5-2 тысяч рублей в месяц, максимальная премия составляет 10-15 процентов. При максимальной 40% премии, заработок увеличивается до 2,8 тысяч рублей.
       Сегодня руководство "Башнефтехима" использует ООО "Спецсервисремонт" в качестве "отстойника", куда сгоняют на время (до конца срочных трудовых договоров) всех работников, отнесенных к низшему сорту.
       Особенно ярко выразился произвол, чинимый руководством "Башнефтехим", в отношении сотрудников прежнего автотранспортного производства АО "Уфанефтехим", выведенного в результате его ликвидации в сентябре 1998 года в самостоятельное ООО "Трансуслуги". По обращению трудового коллектива мною, как депутатом Орджоникидзевского райсовета и работником АО "Уфанефтехим", был внесен запрос в прокуратуру, администрацию района и реском профсоюза работников химических отраслей промышленности. Однако органы, обязанные обеспечивать законность и правопорядок не сделали ничего, чтобы разобраться в конфликтной ситуации. Депутат же получил маловразумительные отписки.
       Деятельность руководства "Башнефтехим", ориентированная на удовлетворение личных интересов, изобилует примерами, подтверждающими абсолютную вседозволенность. Для наглядности вернемся к уже упоминавшемуся Положению о премировании. По категориям работников, размер месячной премии составляет от 100 до 700 процентов, в том числе: у высшего звена руководителей от 300 до 500 процентов; руководителей производственных подразделений от 500 до 700%; рабочего персонала - до 100 процентов тарифной ставки. Учитывая это, заработная плата на "Башнефтехим" за февраль 2001 года была: у высших руководителей от 300 до 800 тысяч рублей в месяц; руководителей производств от 50 до 300 тысяч; у рабочих 5 - 6 тысяч рублей. Особо отмечу, что по тому же Положению, некоторым категориям работников "Уфанефтехим", а конкретно - чистильщикам, кладовщикам, некоторым руководителям вспомогательных технологических объектов оклады и тарифы были снижены под предлогом унифицирования с общероссийским классификатором.
       Необязательно быть счетоводом, чтобы сделать вывод: Положение о системе оплаты труда и премировании в "Башнефтехиме" узаконило сногсшибательную, в сто раз и выше, разницу в размере зарплат между рабочими и руководителями. Противников "уравниловки" в "Башнефтехиме" можно поздравить - они добились невероятных успехов. Какое им теперь дело до социальной справедливости? В их кошельках она давно восторжествовала. Хотя есть здравомыслящие руководители, которые говорят, что им стыдно смотреть людям в глаза. К слову, анализируя реальное положение в деятельности ОАО "Башнефтехим", я не имею в виду ограничение уровня оплаты труда. Вопрос в другом - насколько обоснован такой разрыв в уровне зарплат даже одной категории работников - начальника цеха в "ООО" и в "Башнефтехиме"? Почему, наконец, узкий круг лиц, эксплуатирует труд большинства, обогащается за их счет? И на каком основании неравными стали некогда равные условия и возможности труда для каждого работающего?
       Вода вокруг флагмана бизнеса республиканских госчиновников помутнела не вчера. Еще в конце 1993 года президент республики и его окружение приняли решение создать эту коммерческую организацию. Сегодня мы пожинаем плоды их предпринимательских экспериментов.


Леонид Петров,
депутат Орджоникидзевского
райсовета г.Уфы


       От редакции.
       13 апреля текущего года состоялась очередная сессия Орджоникидзевского районного Совета г.Уфы, основным вопросом повестки этой сессии являлся вопрос - "О даче согласия депутатов райсовета на увольнение депутата Петрова Л.Н. по сокращению штата", согласно обращения руководства АО "Башнефтехим".
       В результате мощнейшей обработки депутатского корпуса района, такое согласие было добыто, хотя и не единогласно. Абсолютное большинство членов постоянной депутатской комиссии по законодательству и некоторые другие самостоятеьные депутаты голосовали против дачи согласия, понимая всю несостоятельность вынесенного вопроса.
       Однако желаемый результат "Башнефтехимом" был достигнут. Согласно приказу № 33 "З" от 16 апреля 2001 года депутат райсовета и работник АО "Уфанефтехим" - начальник бюро контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятия Петров Л.Н. уволен по ст.33 п.1 по сокращению штата. Наконец многократные попытки руководителей "Башнефтехима" увенчались победой. Согласны ли с этим те работники заводов, права которых защищает Леонид Николаевич?

Используются технологии uCoz