АЛЕКСАНДР АРИНИН:

"Послание М.Рахимова направлено против России"



       В средствах массовой информации Башкирии продолжается пропагандистский ажиотаж по поводу послания М.Рахимова Госсобранию РБ. Оно преподносится чуть ли не как венец политической и экономической мысли и мудрости здешнего начальника. В связи с этим мы попросили прокомментировать послание председателя гражданского движения "Равноправие" Александра Аринина.
       Послание Президента Республики Башкортостан М.Рахимова Государственному Собранию республики, которое он обнародовал 7 апреля 2001г., является новым свидетельством противодействия курсу В.В.Путина на укрепление российской государственности.
       Содержание этого Послания прямо противоположно идеям, выдвинутым в Послании Федеральному Собранию Президента Российской Федерации. Причем разногласия касаются основных принципов государственного федеративного строительства.
       Если для Президента России таким основным принципом является "разграничение федеральными законами, … именно федеральным законами и прежде всего федеральными законами предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления", то для Рахимова выше Конституции России, федеральных законов и международного права остается заключенный в августе 1994 года договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года отношения федерального и регионального уровней власти не могут строиться на основе договоров и соответственно договорная практика является неконституционной. Однако Президент Башкирии продолжает настаивать на том, что законодательство республики должно быть согласовано "с нормами этого Договора". Тем самым игнорируется письмо В.В.Путина Государственному Собранию РБ от 11 мая 2000 года, решения Конституционного Суда и протесты Генеральной прокуратуры по поводу несоответствия республиканского законодательства федеральному. Более того, Президент РБ прямо угрожает, что пересмотр "сложившегося конституционно-договорного характера федеративных отношений" может "только обострить существующие в России проблемы".
       С этих позиций М.Рахимов оценил обновленный вариант республиканской конституции (изменения внесены в ноябре 2000 г.), сказав, что она "вобрала в себя все то положительное, что было накоплено в процессе государственного строительства за последнее десятилетие". При этом особо было отмечено, что в качестве составной части в Конституцию включен упомянутый договор.
       Между тем текст нового варианта Конституции был опротестован Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которая установила, что количество противоречий с Основным законом Российской Федерации в обновленной республиканской Конституции значительно увеличилось по сравнению с прежним вариантом. Следует отметить в связи с этим, что Государственное Собрание РБ не только отказалось рассматривать протест Генпрокуратуры, но и направило запрос в Конституционный суд РБ на предмет конституционности самого этого протеста.
       Особое внимание в Послании было уделено работе Государственного Собрания. Очевидно, это не случайно, если принять во внимание недавнее решение Верховного Суда РФ, установившего, что представительный орган власти соседней Татарии формируется с нарушением федерального законодательства. Дело в том, что Госсобрание Башкирии формируется по тому же принципу, что и Госсовет Татарии. Тем не менее, М.Рахимов по-прежнему настаивает на том, что двухпалатное Государственное Собрание РБ - это "парламент современного типа". Между тем действующий порядок формирования и функционирования Госсобрания РБ находится в прямом противоречии с конституционными принципами разделения властей и равенства избирательных прав граждан. По этому поводу мы обратились в апреле 2001г. в Верховный суд РБ, требуя признать неправомочность Госсобрания республики, однако суд необоснованно отказался рассматривать нашу жалобу.
       Как явствует из Послания, М.Рахимов намерен и впредь, в нарушение Конституции России и федерального законодательства, сохранять систему местного государственного управления в ущерб развитию местного самоуправления. Тем самым республиканская власть отказывает гражданам в экономической и политической свободе. В связи с этим гражданское движение "Равноправие" в апреле 2001г. обратилось в Верховный суд РБ с требованием в десятидневный срок со дня получения жалобы назначить дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав местных муниципальных образований в Башкирии. Однако Верховный суд республики по сути стал саботировать рассмотрение нашего обращения.
       Президент республики подтвердил неизменность социально-экономического курса, проводимого руководством Башкирии все 90-е годы. Главными его чертами являются поддержание высокой степени огосударствления и закрытости экономики, что также прямо противоречит курсу федеральной власти на дебюрократизацию экономической жизни. Игнорирование прав собственника привело к тому, что один из наиболее промышленно развитых регионов России долгие годы остается на голодном инвестиционном пайке. Достаточно сказать, что объем иностранных инвестиций в закрытую и непрозрачную экономику Башкирии составил в 2000 году всего $ 3 785 тыс., что в 17 (!) раз ниже, чем в соседней Оренбургской области. Башкирия по этому показателю находится на 57 месте в России. Тем не менее, Послание не предлагает никаких действенных мер для исправления этой ненормальной ситуации, предъявляя в то же время претензии к федеральному центру по поводу финансирования ряда размещаемых в республике производств.
       При таких обстоятельствах трудно говорить о росте уровня жизни как реально решаемой задаче. В декабре 2000 г. уровень доходов жителей Башкирии составил 2 637 руб., что на 474 руб. меньше, чем в среднем по стране. Но Послание и в этом случае не предлагает никаких действенных механизмов повышения доходов и уровня жизни, ограничиваясь рекомендацией возродить "добрые традиции недавнего прошлого - прославление лучших работников".
       Одной из главных задач правительства республики и всех других государственных органов определено "проведение системной информационно-разъяснительной работы с населением". Причем, как и в прошлых Посланиях, главной целью этой пропагандистской и воспитательной работы названо "формирование гражданина нового Башкортостана".
       В то же время в Послании ни слова не сказано о необходимости воспитания общероссийской гражданственности. Так же как и об острейшей для Башкирии проблеме выдачи российских паспортов. Из-за многолетнего непризнания республиканскими властями российских паспортов, сегодня уже 250 тысяч человек, или 10 процентов взрослого населения республики, оказались лишены основного документа, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.
       Анализ Послания показывает, что официальная политика руководства РБ продолжает строиться на принципах правового, политического, экономического, информационного сепаратизма. Ее целью является формирование в Башкирии особой - отличной от российской - государственности, основанной на закрытой и забюрократизированной экономике, которой управляет элита, сформированная по этническому принципу. При этом миллионам граждан Российской Федерации, проживающих в Башкирии, отводится роль заложников амбиций и корыстных интересов руководителей правящего в республике этнократического режима. "Особый статус" республики оборачивается массовыми нарушениями прав и свобод человека и гражданина, разрушением экономических связей, что прямо сказывается на благосостоянии людей.
       Послание Рахимова еще раз наглядно продемонстрировало, что руководство РБ не выражает интересов абсолютного большинства населения республики, которое поддерживает реформаторские усилия Президента России.
       Однако, несмотря на попытки шантажировать федеральную власть, в том числе и "национальной" картой, для сопротивления реформам у Рахимова остается все меньше возможностей: постоянно снижается и достигла уже крайне низкого уровня его поддержка населением, истощаются экономические ресурсы, подконтрольные руководителю республики.
       С другой стороны, в Башкирии набирает силу гражданское движение, способное выдвинуть ответственных политиков и квалифицированных управленцев, готовых взять на себя бремя восстановления экономических, социальных, политических и правовых институтов общества и государства, пришедших в упадок за десять лет суверенного развития.
       Мы ждем и от федеральной власти действий, направленных на то, чтобы вернуть, наконец, крупнейшую республику федерации в общероссийское правовое, политическое, экономическое, информационное пространство. Все правовые основания и процедуры для этого имеются.

Используются технологии uCoz