КОМУ НУЖЕН ТАКОЙ СУВЕРЕНИТЕТ?



       Вручение новых российских паспортов в Башкирии после трехлетнего их игнорирования наделало много шумихи. Башкирские власти и местные СМИ трактуют это событие, как свою победу в борьбе с федеральным центром: они получили возможность втиснуть в общегражданский российский паспорт свой герб и запись на башкирском языке. О том, что не удалось отстоять графу "национальность" и ввести собственное гражданство, они умалчивают.
       Федеральная пресса отнеслись ко всему этому несколько иначе. Характерна в этом смысле публикация в газете "Известия" под названием "Война понятий" и с подзаголовком "Башкирия - уже с паспортами, еще с суверенитетом". Газета отмечает, что паспортизация стала действительно важным и самым наглядным достижением политики по укреплению вертикали власти и приведению местного законодательства в соответствие с федеральным.
       Действительно, республиканское руководство под давлением центра сдает одну позицию за другой, но пытается удержать главную - понятие суверенитета. Оно надеется, что эта норма позволит и дальше торговаться с центром, время от времени шантажировать его и продолжать действовать не в соответствии с законодательством, а руководствуясь исключительно своими понятиями и представлениями, ссылаясь на национальные особенности.
       Собственно, что же отстаивают местные деятели, когда говорят о своем видении федерализма, об изживших себя централизации общественной жизни и унитаризме? Какие такие законы они приняли, которые были бы демократичнее российских и лучше защищали бы гражданские права населения? Да никакие. Достаточно вспомнить закон, действовавший в девяностые годы, по которому можно было держать в каталажке целый месяц любого гражданина без предъявления обвинения. Тысячи людей прошли через этот ад, пока под давлением федеральной власти закон не был отменен.
       Самые грубые нарушения гражданских прав в республике были допущены в избирательном законодательстве. Например, округа по выборам в Госсобрание абсолютно не учитывают численность населения, а нарезаны по административному делению, по ним избираются исключительно представители исполнительной власти. Выборы президента республики в соответствии с местным законодательством были превращены в фарс. В него было записано и обязательное знание кандидатом башкирского языка, что автоматически лишало две трети населения права быть избранным. Устанавливался ценз оседлости, был завышен потолок сбора подписей избирателей. Кроме того, против неугодных кандидатов в президенты были использованы правоохранительные органы, которые запугивали избирателей, конфисковывали оппозиционную прессу, задерживали агитаторов. Вопреки решениям Верховного Суда РФ так и не были зарегистрированы два наиболее реальных кандидата в президенты - Александр Аринин и Марат Миргазямов. "Победил" известно кто. Можно привести и множество других подобных примеров местного законотворчества.
       Именно эти свои права - на беспредел, на вседозволенность - и защищают местные президент, депутаты и их окружение, когда причитают о том, что центральная власть покушается на их права и самобытность. А власть всего-навсего сделала наконец-то попытку добиться исполнения Конституции России на всей территории страны и тем самым уравнять всех граждан в их правах.
       Тут трудно не согласиться с "Известиями", которая пишет: …очень мало шансов на то, что республике оставят "суверенитет". Даже на бумаге". И правильно сделают, если не оставят, так дальше жить нельзя.


Сергей Кузнецов.

Используются технологии uCoz